- "Азия"
"АЗІЯ", посыльное и учебное судно Балтійскаго флота, передѣлано изъ коммерч. парохода, купленнаго въ 1878 г. въ Филадельфіи (С. Ш. С. А.) на заводѣ Крампа. По своему водоизмѣщенію и размѣрамъ оно близко подходитъ къ двумъ другимъ такимъ же пароходамъ, купленнымъ тогда же и тамъ же и получившимъ названія "Африка" и "Европа"; такъ, "Азія" имѣетъ 2250 тн. при длинѣ 270 фт., "Африка" — 2780 тн. при длинѣ 271 фт. и "Европа" — 3160 тн. при длинѣ 307 фт. Покупка этихъ судовъ была вызвана слѣдующими обстоятельствами: успѣхи русскаго оружія въ войнѣ съ Турціей съ 1877—78 гг. вызвали вмѣшательство Англіи, опасавшейся чрезмѣрнаго усиленія Россіи. Чтобы отвлечь внимание Англіи было рѣшено произвести морскую демонстрацію на ея торговыхъ путяхъ, для чего, за неимѣніемъ въ русскомъ флотѣ быстроходныхъ крейсеровъ, пріобрѣсти таковые въ Соед. Штатахъ Сѣв. Америки, дружественной Россіи. Быстро набравъ комплектъ команды и офицеровъ, экспедиція вышла 1 апрѣля 1878 г. изъ Балтійскаго порта на пароходѣ Гамб.-Амер. линіи "Цимбрія" и 16-го апрѣля уже была въ Америкѣ. Черезъ нѣсколько дней послѣ этого весь міръ зналъ о рѣшительной мѣрѣ, предпринятой русскими, т. к. мѣстныя газеты быстро разнесли вѣсть о покупкѣ крейсеровъ и о русскомъ крейсерствѣ въ океанѣ. На заводѣ Крампа въ Филадельфіи были куплены быстроходные по тому времени пароходы "Columbia", "Saratoga" и "State of California", переименованные въ крейсеры "Азія", "Африка" и "Европа". Командиромъ перваго былъ назначенъ к.-лейт. Авеланъ, второго — к.-лейт. Алексѣевъ, третьяго — к.-лейт. Гриппенбергъ. Работа по перестройкѣ и приспособленію судовъ для крейсерскихъ цѣлей шла съ рѣдкой быстротой, и 21 декабря "Европа" и "Азія", покончивъ всѣ расчеты съ берегомъ, вышли въ океанъ. Отойдя мили три отъ берега, они спустили американскіе флаги и при крикахъ "ура" подняли свои военные русскіе. 27 декабря продѣлала то же самое и "Африка", и всѣ три крейсера направились въ Россію. Въ пути къ нимъ присоединился еще четвертый крейсеръ, построенный спеціально на верфи Крампа — "Забіяка", имѣвшій рѣдкую въ то время скорость 15 узловъ и законченный постройкой необыкновенно быстро (въ 9 мѣсяцевъ).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.