- Амур
АМУРЪ, одна изъ величайшихъ рѣкъ В. Сибири; образуется изъ сліянія Шилки и Аргуни и на протяженіи болѣе 1700 верстъ служитъ границею между владѣніями Россіи и Манчжуріей. Составляя по своимъ свойствамъ серьезное препятствіе для перехода войскъ, А. имѣетъ большое военное значеніе; кромѣ того, до окончанія постройки Амурской ж. д., А. является единственнымъ путемъ, связывающимъ Амурскую область съ Забайкальемъ на з. и побережьемъ Великаго океана на в. Впадая въ сѣв. часть Татарскаго прол., называемую Амурскимъ лиманомъ, рѣка судоходна на всемъ своемъ протяженіи и по свойствамъ своего теченія дѣлится на 3 участка: 1) верхній Амуръ отъ Усть-Стрѣлки (въ 4 верстахъ выше Покровской) до г. Благовѣщенска, 842 версты; 2) средній отъ г. Благовѣщенска до г. Хабаровска — 925 верстъ и 3) нижній — отъ г. Хабаровска до устья 875 версть. Общее направленіе теченія съ з. на в. Верхній А., протекая по узкой долинѣ, среди горъ, въ значительной степени сохраняетъ свойства горной рѣки; общее направленіе теченія съ с.-з. на ю.-в., при весьма большой извилистости русла, нерѣдко образующаго крутые изгибы, называемые "кривунами". Долина верхняго А. почти на всемъ протяженіи отъ Усть-Стрѣлки до г. Благовѣщенска представляетъ собою узкую, глубокую впадину среди близко подступившихъ къ рѣкѣ нагорныхъ береговъ. Въ виду этого долина верхняго А. представляетъ мало мѣстъ, удобныхъ для земледѣлія, и заселена весьма слабо, особенно китайскій берегъ. Дорогъ, ни вдоль праваго берега, ни вглубь Манчжуріи нѣтъ, кромѣ тракта, идущаго отъ Сахаляна (противъ Благовѣщенска) на Айгунъ къ Цицикару; по лѣвому берегу слѣдуетъ такъ называемый "почтовый трактъ", представляющій собою на протяженіи 712 вер., отъ Покровской до Буссе, вьючную тропу, и 126 вер. отъ Буссе до Благовѣщенска плохую грунтовую дорогу. Русло верхняго А. пролегаетъ по твердому ложу, среди высокихъ береговъ; острововъ мало; рѣка рѣдко разбивается на протоки, но, встрѣчая на своемъ пути много различныхъ препятствій въ видѣ скалъ и горныхъ отроговъ, течетъ крайне извилисто. Острова встрѣчаются большею частью на протяженіи отъ ст. Албазинской до Кольцовой; они низменны, покрыты густою растительностью. Ширина русла верхняго А. измѣняется въ предѣлахъ отъ 200 саж. до 1 версты. Верхній А., на протяженіи отъ Покровской до Благовѣщенска, имѣетъ характеръ горной рѣки, въ особенности до Албазина, гдѣ онъ выходитъ изъ Б. Хингана. Ниже Албазина А. имѣетъ уже ширину въ нѣсколько сотъ саж., но берега продолжаютъ сохранять горный характеръ, хотя мѣстами между горами залегаютъ обширныя долины, удобныя для заселенія. У впаденія р. Кумары горы снова сжимаютъ А., но далѣе берега понижаются и горы отходятъ отъ рѣки. Характеръ измѣненія горизонта воды А. весьма своеобразенъ: первая прибыль воды происходитъ въ маѣ, когда въ горахъ начинаютъ таять снѣга; послѣ того какъ эти снѣга сойдутъ, обыкновенно въ іюнѣ или началѣ іюля наступаетъ мелководье, прерываемое паводками отъ дождей; въ іюлѣ оттаиваетъ тайга и появляется такъ называемая "коренная вода", которая вмѣстѣ съ дождевой въ теченіе авг. даетъ большую воду; въ сент. вода начинаетъ убывать, осенній рѣкоставъ происходитъ при низкомъ уровнѣ. Глубина воды въ различныхъ мѣстахъ верхняго А. измѣняется въ весьма широкихъ предѣлахъ: отъ 2 ф. (на Усть-Стрѣлочномъ переходѣ) до нѣсколькихъ саженей. Верхній А. судоходенъ на всемъ своемъ протяженіи, но наличіе перекатовъ въ связи съ значительными колебаніями горизонта воды сильно затрудняютъ судоходство. Вскрытіе происходитъ между 14—20 апр., рѣкоставъ — 20—30 окт.; толщина льда достигаетъ 5 ф.; по льду прокладывается отъ Покровска до Благовѣщенска единственный удобный въ краѣ санный путь. Притоки верхняго А. большею частью горные ручьи и рѣки небольшихъ размѣровъ, за исключеніемъ р. Кумары (800 верстъ) и Амазара. Въ общемъ раіонъ верхняго А., малонаселенный и труднопроходимый, не представляетъ удобныхъ условій для веденія операцій большими силами. Перекаты же, узкія мѣста фарватера, кривуны и рѣзкіе изломы теченія рѣки, представляютъ удобныя позиціи для обстрѣла фарватера рѣки и устройства засадъ. Наиболѣе важное военное значеніе имѣютъ: Благовѣщенскъ, административный центръ, исходный пунктъ для операцій къ Цицикару; Рейнова — головной пунктъ подъѣздной ж. д, вѣтви къ Амурской ж. д. и начало тракта въ долину Уркана; Покровская, находящаяся вблизи сліянія рѣкъ Шилки и Аргуни, двухъ значительныхъ водныхъ путей, изъ которыхъ Аргунь составляетъ границу Забайкалья съ Китаемъ. Средній А. Лѣвобережная долина, исключая горнаго участка Пашково-Екатерино-Никольское (155 верстъ), на всемъ остальномъ протяженіи представляетъ низменную равнину, которая, вслѣдствіе своей заболоченности и затопляемости при половодьѣ, можетъ въ значительной степени затруднить движенія войскъ. На правомъ берегу горы, подступая во многихъ мѣстахъ къ самому руслу рѣки, образуютъ рядъ выгодныхъ позицій. Русло рѣки, за исключеніемъ части его между п. Пашковскимъ и ст. Екатерино-Никольской, почти сплошь покрыто островами, которые суживаютъ фарватеръ рѣки. Берега частью низменны и пологи, частью представляютъ крутые, высокіе яры или каменистые скаты прибрежныхъ горъ. До п. Пашкова берега покрыты мелкою растительностью, а далѣе до г. Хабаровска — лѣсами. На большей части протяженія вдоль береговъ имѣются пологія отмели, допускающія причалъ судовъ, кромѣ пристаней, только въ извѣстныхъ приглубыхъ мѣстахъ. Шир. рѣки въ среднемъ отъ 250 до 550 саж., глуб. болѣе 5 ф. Періоды мелководья въ теченіе навигаціи бываютъ три раза: вслѣдъ за проходомъ льда, между весеннимъ и осеннимъ паводками и по спадѣ водъ осенняго паводка, при чемъ самымъ опаснымъ является послѣдній. Уровень воды въ теченіе навигаціи, въ зависимости отъ количества атмосферныхъ, осадковъ, подверженъ сильнымъ колебаніямъ, достигая своего максимума въ маѣ и авг., а минимума — въ апр. и окт. Средняя скорость теченія около 5 верстъ въ часъ, кромѣ Хинганскаго ущелья. Фарватеръ представляетъ вполнѣ благопріятныя условія для судоходства. Всѣхъ перекатовъ 32, изъ числа коихъ только 4 переката имѣютъ глубину менѣе 4 ф.; затѣмъ, 5 перекатовъ отъ 4 до 5 ф., а остальные 23 свыше 5 ф. Высота береговъ на большинствѣ перекатовъ (21) равномѣрная; затѣмъ, на 9 перекатахъ командуетъ прав. берегъ и на 2-хъ — лѣвый. Въ этомъ отношеніи сравнительно большія преимущества на сторонѣ китайскаго берега. Средняя продолжительность навигаціоннаго періода 175 дней, т.-е. около 6 мѣс. Вскрытіе А. у Благовѣщенска происходитъ между 9—27 апр., у Хабаровска въ первой половинѣ апр.; рѣкоставъ у Благовѣщенска между 20 окт. — 10 ноября, у Хабаровска между концомъ окт. и началомъ ноября. Колесное движеніе возможно только на участкѣ отъ Благовещенска до Хабаровска по Амурской колесной дорогѣ, а также по проселочнымъ дорогамъ на участкѣ отъ р. Зеи до Буреи и отъ ст. Екатерино-Никольской до Забѣловой и по вьючной тропѣ между Радде и Екатерино-Никольской. Изъ притоковъ первенствующее значеніе имѣютъ: Зея и Бурея съ лѣвой стороны, Сунгари и Уссури — съ правой; менѣе значительные: съ лѣв. стороны — Гильчинъ, Завитая, Хара, Больш. Бира, и Тунгузская; съ прав. стороны — Горная, Хурни и Уй. Климатъ, вслѣдствіе суровости и продолжительности зимы и обилія осадковъ лѣтомъ, не вполнѣ благопріятенъ для веденія военныхъ операцій, и лучшимъ временемъ года для этого является осень. Средній А. протекаетъ по наиболѣе культурной части долины, гдѣ имѣются пути сообщенія не только вдоль его русла, но и подходящіе изъ сосѣдней съ Приамурьемъ Манчжуріи и принимаетъ 4 большія судоходныя рѣки, орошающія обширные участки Амурскаго бассейна; служа путемъ сообщенія между двумя важными центрами Приамурья, Благовѣщенскомъ и Хабаровскомъ, онъ въ военномъ отношеніи болѣе важенъ, чѣмъ А. верхній. Какъ преграда, Сред. А., по своимъ размѣрамъ, имѣетъ серьезное значеніе, п. ч. въ бродъ онъ на всемъ участкѣ непроходимъ. Нижній А. Характерную черту долины составляютъ низменныя пространства, однообразіе рельефа которыхъ нарушается удлиненными, вытянутыми въ видѣ валовъ, косъ и отмелей возвышеніями; мѣстами встрѣчаются озера; шир. долины достигаетъ нерѣдко 50 вер.; долина богата лѣсомъ. Шир. русла весьма значительна, въ среднемъ около 2—3 вер., мѣстами достигаетъ почти 10 вер., а при устьѣ (между мысами Табахъ и Пронге) А. достигаетъ ширины 15 вер. Глуб. на всемъ нижнемъ теченіи отъ Хабаровска до Николаевска также значительна, не менѣе 10—12 футъ. Средняя скорость теченія 3—3½ вер. въ часъ, въ большую воду эта скорость достигаетъ 4 вер. и болѣе; самое низкое въ году стояніе уровня воды на этомъ участкѣ бываетъ подъ ледянымъ покровомъ; вскрытіе происходитъ у Хабаровска въ среднемъ на 24 дня ранѣе, нежели въ Николаевскѣ, а замерзаніе на 14 дней позднѣе, почему ледоставъ у Николаевска на 38 дней продолжительнѣе. Средняя продолжительность навигаціи по нижнему А. у Хабаровска 6 мѣс., у Николаевска — 51/3 Притоки: лѣвые — Горина и Амгуни, правый — Хунгари. Вдоль береговъ нижняго А. дорогъ нѣтъ, за исключеніемъ тропы, проложенной по телеграфной линіи; этотъ путь не можетъ служить для передвиженій на значительномъ разстояніи; зимой эта тропа превращается въ санный путь. Отъ нѣкоторыхъ пунктовъ берега Татарскаго пролива къ нижнему А. подходитъ нѣсколько тропъ, военное значеніе которыхъ заключается въ томъ, что противникъ, высадившійся въ одномъ изъ заливовъ, можетъ попытаться достигнуть А., пользуясь этими тропами, въ обходъ укрѣпленій у Николаевска. Т. обр., нижній А. имѣетъ значеніе лишь воднаго пути, связывающаго Хабаровскъ и Николаевскъ, а также какъ раіонъ дѣйствій нашей военной рѣчной флотиліи (см. Амурская флотилія). Малая населенность долины и отсутствіе путей указываютъ на то, что развитіе военныхъ дѣйствій въ этой части Амурскаго бассейна возможно лишь въ пунктахъ, ближайшихъ къ морскому побережью.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.