- Амурская флотилия
АМУРСКАЯ ФЛОТИЛІЯ. Р. Амуръ, благодаря своему громадному протяженію, до постройки Китайской Вост. жел. дор., была единственнымъ путемъ сообщенія между Николаевскомъ, Хабаровскомъ и Благовѣщенскомъ — лѣтомъ на плавучихъ судахъ, зимой, пользуясь ровностью ея ледяного покрова, на саняхъ. Это значеніе р. А. особенно рельефно выяснилось въ 1900 г., во время боксерскаго возстанія, когда Китайская Вост. жел. дор. находилась въ періодѣ постройки, а матеріалы доставлялись сплавомъ по рѣкамъ. Кромѣ того, для усмиренія возстанія боксерскихъ и хунхузскихъ шаекъ, войска съ боевыми запасами пришлось пересылать на коммерческихъ пароходахъ и баржахъ, на которыхъ пришлось устраивать временную защиту изъ мѣшковъ съ землей и пескомъ. Эти рѣчныя суда, наскоро приспособленныя и вооруженныя легкой артиллеріей и пулеметами (Гатлинга), принесли большую пользу въ качествѣ развѣдчиковъ, конвоировъ и охранныхъ судовъ. Обстрѣливаніе судовъ хунхузами показало, насколько необходимо намъ было фактически владѣть водами рѣкъ Амурскаго бассейна; поэтому, вслѣдъ за усмиреніемъ возстанія, Намѣстникъ на Д. Востокѣ началъ хлопотать о постройкѣ для А. нѣсколькихъ канонерскихъ лодокъ различныхъ типовъ, въ зависимости отъ обслуживаемаго ими раіона. По его ходатайству были заложены 4 мореходныя канонерскія лодки типа "Гилякъ" для защиты устья А. и 10 лодокъ съ малымъ углубленіемъ для защиты его верховья, ("Орочанинъ", "Монголъ", "Бурятъ", "Вогулъ", "Сибирякъ", "Корелъ", "Киргизъ", "Калмыкъ", "Зырянинъ", и "Вотякъ"); длина каждой 165 ф., шир. 27 ф., углубл. 2 ф., водоизм. 196 тоннъ, скор. 11½ узловъ, вооруженіе: II — 120 м. м. пушки, I — 48 лин. гаубица и 4 пулемета. Лодки строились въ Срѣтенскѣ, ңа верфи Сормовскаго завода. По окончаніи постройки лодокъ заводъ началъ строить баржи и пароходы для частныхъ компаній по А. и притокамъ. Т., обр., постройка малыхъ канонерскихъ лодокъ дала толчокъ развитію нашего пароходства на А. Во время войны съ Японіей надобность въ плавучей защитѣ рѣки настолько возросла, что пришлось, въ виду неготовности канонерокъ, воспользоваться пароходами и баржами частныхъ обществъ и Министерства Путей Сообщенія, наскоро вооружить ихъ артиллеріей и этими баржами укрѣпить нѣсколько важныхъ стратегическихъ пунктовъ по Амуру, на случай неожиданнаго появленія противника въ тылу Владивостока. Портсмутскій миръ отрѣзалъ отъ насъ Южно-Уссурійскій театръ, наложивши запретъ на пользованіе Китайской Вост. жел. дор. съ стратегическими цѣлями. Значеніе р. А., какъ единственной, находящейся въ нашемъ распоряженіи коммуникаціонной линіи, еще возросло. Въ виду этого, въ составъ флотиліи, послѣ войны, были назначены болѣе сильныя суда, построенныя Балтійскимъ судостроительнымъ заводомъ ("Шквалъ", "Смерчъ", "Вихрь", "Тайфунъ", "Штормъ", "Гроза", "Вьюга" и "Урагань"); длина ихъ 232 ф., шир. 42 ф., углубл. 4½ ф., водоизм. 946 тоннъ, скор. 11 узловъ, вооруженіе: II — 6 дм. и IV — 120 м. м. пушки въ башняхъ и 7 пулеметовъ. Кромѣ того, включены особыя посыльныя суда ("Пуля", "Штыкъ", "Палашъ", "Сабля", "Копье", "Рапира", "Пистолетъ", "Пика", "Кинжалъ" и "Шашка"); длина каждаго 72 ф., шир. 10 ф., углубл. 12/3 ф., водоизм. 24 тонны, скор. 16 узловъ, вооруженіе: 3 дм. горн. пушка и пулеметъ. Флотилія снабжена служебными судами различнаго назначенія; главная база оборудована въ Хабаровскѣ. Въ навигацію 1910 г. на А. находилась уже флотилія изъ 28 вымпеловъ. Она могла обслуживать не только среднее теченіе, но и верховье Амура и его притоки. Особыя гидрологическія условія фарватера, частые перекаты съ небольшой глубиной въ періодъ малой воды, заставили дать углубленіе судамъ средняго теченія 4½ ф., а благодаря извилистости рѣки длину не болѣе 250 ф. Принимая во вниманіе полное отсутствіе угольныхъ станцій на протяженіи отъ Хабаровска до Срѣтенска, а также невозможность грузиться углемъ въ рѣкѣ, у которой правый берегъ принадлежитъ другому государству, постановлено имѣть на лодкахъ теплодвигатели Дизеля. Благодаря имъ, раіонъ дѣйствія лодокъ увеличился до 3000 миль при полномъ ходѣ. Бронированіе судовъ увеличено настолько, что лодки неуязвимы, не только для шрапнели, но и для легкихъ фугасныхъ снарядовъ полевой артиллеріи. Наличность А. рѣчной флотиліи очень помогла въ 1910 г. при пересмотрѣ договоровъ съ Китаемъ о судоходствѣ по р. А. и его притокамъ, т. к. она къ этому времени уже составляла значительную силу. Въ этомъ году къ А. флотиліи былъ присоединенъ отрядъ моторныхъ катеровъ съ большой скоростью хода, радіотелеграфомъ, прожекторомъ и 57 мм. пушкой. Судамъ А. флотиліи могутъ быть поставлены слѣдующія задачи. Въ періодъ мобилизаціи: обезпеченіе сообщенія по рѣкѣ; поддержаніе связи между пунктами сосредоточенія запасныхъ казаковъ и войскъ; развѣдка и наблюденіе за противникомъ. Въ періодъ обороны: воспрепятствованіе переправѣ противника черезъ рѣку; содѣйствіе оборонѣ нашихъ населенныхъ пунктовъ; воспрепятствованіе прорыву непріятельскихъ судовъ со стороны моря и изъ р. Сунгари; обезпеченіе сообщенія по Амуру между участками обороны; поддержка войскъ, переброшенныхъ на непріятельскій берегъ, а также войскъ, обороняющихъ подступы по Амуру отъ моря къ Хабаровску; развѣдка и наблюденіе за противникомъ. Въ періодъ активныхъ операцій: содѣйствіе переправѣ нашихъ войскъ; содѣйствіе атакѣ прибрежныхъ позицій, населенныхъ или укрѣпленныхъ пунктовъ; бомбардировка послѣднихъ; участіе въ наступательныхъ операціяхъ въ бассейнахъ рр. Сунгари, Аргуни и Уссури; поддержаніе связи между отрядами нашихъ войскъ; развѣдка и обезпеченіе сообщеній. (Военные флоты, изд. 1909 г. Д. Н. Служба рѣчныхъ флотилій. Воен. Сбор., 1910 г., №№ 1—2).
Канонерская лодка средняго Амура.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.