Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и Киевский

Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и Киевский

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКІЙ, великій князь Владимірскій и Кіевскій, внукъ Владиміра Мономаха, сынъ Юрія и дочери половецкаго хана Аспы, род. ок. 1111 г. Его отецъ, Юрій, получилъ отъ Владиміра Мономаха въ удѣлъ отдаленную и глухую Ростовско-Суздальскую землю и далъ своему сыну городъ Владиміръ на Клязьмѣ. Здѣсь А. Б. и прожилъ первую половину своей жизни, и только подъ 1147 г. попадается извѣстіе, что отецъ посылалъ его и другого своего сына Ростислава противъ сосѣдняго рязанскаго князя, который и былъ ими изгнанъ. Когда въ 1149 г. Юрій вступилъ въ борьбу за обладаніе кіевскимъ великокняжескимъ столомъ, незаконно захваченнымъ его племянникомъ Изяславомъ, А. принялъ дѣятельное участіе въ этой войнѣ и нѣсколько лѣтъ провелъ на югѣ. Здѣсь онъ проявилъ удивительную личную храбрость въ бою, а послѣ боя — осторожность, трезвость мысли, умѣренность, миролюбіе, пониманіе обстоятельствъ и отчетливое представленіе о политическомъ преимуществѣ родного сѣвера сравнительно съ чужимъ югомъ. Такъ, во время похода въ Волынскую землю, принадлежавшую Изяславу, двинувшись на соединеніе съ отцомъ подъ Луцкомъ, А. около Муравицы (въ нынѣшнемъ Дубенскомъ у.), во время ночного переполоха, былъ оставленъ своими союзниками-половцами. Испуганный братъ его Ростиславъ нѣсколько разъ совѣтовалъ ему отступить, но А. рѣшилъ дождаться разсвѣта, несмотря на настоянія Ростислава и даже собственной дружины. Когда же наступилъ день, А. бросился на непріятеля, вышедшаго изъ Луцка, опередилъ своихъ и былъ окруженъ. А., котораго сопровождали только 2 "дѣтскихъ" (члены младшей дружины), былъ раненъ двумя копьями и едва не погибъ отъ рогатины какого-то нѣмчина. Князю еле удалось отбиться и ускакать. Въ 1151 г. въ битвѣ подъ Кіевомъ А. также оказалъ чудеса храбрости. Въ пылу битвы онъ переправился за Лыбедь, былъ окруженъ непріятелемъ и непремѣнно погибъ бы, если бы одинъ половчанинъ насильно не поворотилъ обратно его коня. Въ битвѣ на р. Рутѣ А. дрался такъ отчаянно, что копье и щитъ его были сломаны, шлемъ свалился съ головы, а конь былъ раненъ. При осадѣ Юріемъ Чернигова (гдѣ заперся союзникъ Изяслава, Изяславъ Давидовичъ), продолжавшейся 20 дней, А. также отличился. Когда Изяславъ задумалъ выгнать брата А., Ростислава, изъ Переяславля, то А. съ братомъ отстояли городъ. Участвуя, по волѣ отца, въ обоихъ походахъ на Кіевъ, А. не сочувствовалъ стремленію своего отца во что бы то ни стало утвердиться въ Кіевѣ въ качествѣ великаго князя. Неоднократно онъ старался примирить Изяслава съ Юріемъ, хлопоталъ за перваго. Послѣ несчастной для Юрія битвы подъ Кіевомъ въ 1151 г., когда онъ бѣжалъ въ Остеръ, А. уговаривалъ его возвратиться въ Суздаль: "Теперь намъ нечего дѣлать въ русской землѣ: уѣдемъ-ка въ Суздаль за тепло". Но Юрій былъ типичнымъ древне-русскимъ княземъ, порабощеннымъ идеей необходимости для старшаго въ родѣ обладать Кіевомъ. Въ концѣ-концовъ, послѣ многихъ битвъ и превратностей судьбы, Юрію удалось прочно утвердиться въ Кіевѣ въ 1155 г., гдѣ онъ и скончался въ 1157 г. Послѣ водворенія въ Кіевѣ, Юрій далъ въ удѣлъ А. Вышгородъ. Но А. до такой степени не любилъ Кіевской земли, что въ 1155 г. тайно оставилъ Вышгородъ и удалился на сѣверъ съ семьею, окруженный приближенными, взявъ икону Божіей Матери, по преданію, написанную евангелистомъ Лукой. Послѣ смерти Юрія, А. долженъ былъ бы, до старому порядку, перебраться въ Кіевъ, предоставивъ Ростовско-Суздальскую землю младшимъ братьямъ. Но жители Ростова, Суздаля и Владиміра избрали его своимъ княземъ, и онъ выгналъ не только своихъ братьевъ Мстислава, Василька и Всеволода и племянниковъ Ростиславичей, но также и "переднихъ" бояръ старыхъ городовъ — Ростова и Суздаля, — "хотя самовластецъ быти всей землѣ Суздальской". Походъ А. на болгаръ въ 1164 г. былъ послѣднимъ походомъ, въ которомъ онъ принималъ личное участіе. Волжскіе болгары вели торговлю съ сѣв.-вост. Русью, и на этой почвѣ, вѣроятно, и возникали недоразумѣнія, которыя пришлось разрѣшить оружіемъ. Вполнѣ понимая огромное вліяніе религіи и духовенства на современниковъ, А. придалъ этой войнѣ религіозный характеръ, представилъ ее дѣломъ богоугоднымъ, почему и взялъ съ собою историческую икону Божіей Матери. Походъ былъ очень удаченъ: болгары были разбиты, уничтожено было нѣсколько ихъ селеній и городъ Бряхимовъ. Объявивъ себя вел. княземъ владимірскимъ или суздальскимъ, А. подчинилъ себѣ сосѣднихъ князей — рязанскихъ, смоленскихъ, муромскихъ и полоцкихъ, которые сдѣлались его "подручниками" и всегда принимали участіе въ устраиваемыхъ имъ походахъ. Остававшіеся болѣе независимыми отъ А. Кіевъ и Новгородъ скоро навлекли на себя его гнѣвъ. Когда новгородцы выгнали отъ себя князя Святослава, его племянника, и пригласили къ себѣ Романа, сына кіевскаго князя Мстислава Изяславича, А. послалъ на Кіевъ войско, и въ 1169 г. Кіевъ былъ взять приступомъ и разоренъ. Тамъ А. посадилъ княземъ своего брата Глѣба. Въ 1170 г. А. послалъ войско подъ начальствомъ сына Мстислава наказать новгородцевъ. Походъ былъ неудаченъ. Новгородъ былъ осажденъ, но успѣлъ отстояться, и войско А., послѣ большихъ потерь, вернулось обратно. Все-таки новгородцамъ пришлось подчиниться А. и принимать князей по его указанію, т. к. онъ прекратилъ доступъ хлѣба съ Волги въ Новгородскую область. Второй походъ А. на болгаръ въ 1172 г. былъ неудаченъ: передовой отрядъ, подъ начальствомъ Мстислава, отправился въ зимнее время, былъ встрѣченъ сильнымъ болгарскимъ войскомъ, обратился въ бѣгство и едва не былъ истребленъ. Суровая зима заставила вернуться и главную рать. Послѣднее военное предпріятіе А. было также неудачно. Послѣ смерти Глѣба въ Кіевѣ (въ 1172 г.) А. потребовалъ у новаго кіевскаго князя Мстислава выдачи бояръ, заподозрѣнныхъ имъ въ умерщвленіи Глѣба. На этотъ разъ въ походѣ суздальцевъ приняло участіе 20 князей, а войско, будто бы, доходило до 50.000 чел. Девятинедѣльная осада Вышгорода была безуспѣшна. Прибытіе новаго войска на помощь осажденному Вышгороду заставило войска А. отступить въ безпорядкѣ, тѣмъ болѣе, что князья очень неохотно приняли участіе въ этомъ походѣ. Трагическая смерть А. 29 іюня 1174 г. прекратила всѣ его дальнѣйшіе замыслы. Съ годами, А., гордый, властный и вовсе не мягкосердечный, становился еще болѣе тяжелымъ для окружающихъ, которые становились все неувѣреннѣе въ своей судьбѣ. Удаливъ отъ себя старыхъ бояръ, онъ окружилъ себя новыми любимцами, людьми безвѣстными, сомнительнаго происхожденія; на первомъ мѣстѣ стоялъ среди нихъ нѣкій ясъ Анбалъ (изъ какого-то кавказскаго племени); выкрестъ - еврей Ефимъ Моизичъ игралъ тоже очень видную роль. Но когда у непостояннаго князя появился новый любимецъ, Прокопій, тогда старые соединились съ уцѣлѣвшими остатками бояръ (Кучковичи, родственники А. по первой женѣ, одного изъ которыхъ А. приказалъ казнить) и составили заговоръ на жизнь А. Ночью 29 іюня 1174 г. заговоръ былъ приведенъ въ исполненіе, и А., изрубленный мечами и исколотый ножами въ своей спальнѣ, былъ окончательно добить на лѣстницѣ, куда онъ выбрался въ безпамятствѣ. Послѣдніе годы жизни А. не пользовался народной любовью. Его чиновники до такой степени притѣсняли населеніе, что немедленно послѣ его смерти въ Ростовско-Суздальской области началась анархія — ограбленія и убійства его тіуновъ, а трагическая смерть не вызвала взрыва народнаго негодованія. А. Б. представляетъ собою новый, нарождавшійся тогда типъ сѣвернаго велико-русскаго князя, воина-собирателя, стремившагося къ единовластію, къ округленію своей области, порвавшаго съ прежними родовыми традиціями, не любившаго ни дробленія областей между дѣтьми, ни старыхъ бояръ, ни вѣчевыхъ порядковъ. Набожный и хорошо образованный для своего времени, онъ любилъ иностранцевъ и охотно принималъ ихъ къ себѣ на службу. Русскою церковью А. Б. причисленъ къ лику святыхъ; въ 1702 г. были открыты его мощи покоющіяся въ г. Владимірѣ, въ Успенскомъ соборѣ. (Лѣтописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Воскресенская, Никоновская; Карамзинъ, Соловьевъ т. I, Иловайскій, т. I, Костомаровъ, Рус. ист. въ жизнеопис., т. I, Ключевскій, Курсъ рус. ист., т. I; монографія Погодина: Кн. Андрей Юрьевичъ Боголюбскій).

Андрей Боголюбскій. (Рисунокъ заимствованъ изъ соч. Le Clerc’a: "Histoire phisique, morale, civile et politique de la Russie ancienne". Vol. I. Paris, 1482).

Андрей Боголюбскій. (Рисунокъ заимствованъ изъ соч. Le Clerc’a:

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и Киевский" в других словарях:

  • Великий князь Владимирский — Северо Восточная Русь ← 1157 1363 …   Википедия

  • Андрей Боголюбский — великий князь Владимирский и Киевский, внук Владимира Мономаха, сын Юрия и дочери половецкого хана Аспы, род. около 1111 г. Его отец, Юрий, получил от Владимира Мономаха в удел отдаленную и глухую Ростовско Суздальскую землю и дал своему сыну… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Андрей Боголюбский — (не ранее 1100  1174), великий князь владимирский (с 1157), сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев (с 1149), княжил в Вышгороде, Турове, Пинске и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово Суздальской земли. Инициатор постройки… …   Энциклопедический словарь

  • Великий князь — этот древнейший титул русских государей, как кажется, установился не вдруг. У различных славянских племен глава племени носил разные названия: жупана, князя и пр. У племен русских славян также существовало для главы, начальника племени или рода,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Михаил Юрьевич (князь владимирский) — Михалко (Михаил) Юрьевич великий князь владимиро суздальский, сын Юрия Долгорукого. Около 1162 удален Андреем Боголюбским из Суздальской земли. Живя, по предположению В.Н. Татищева, в Городце (нын. Остёр), участвовал в походе Мстислава Изяславича …   Википедия

  • Андрей Юрьевич Боголюбский — великий князь суздальский, сын Юрия Владимировича Долгорукого от брака его с княжной Половецкой, дочерью Аэпы; род. около 1110 года, княжил в Суздале с 1158 г., ум. в 1174 г. Летописи начинают упоминать об Андрее во время знаменитой борьбы отца… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Боголюбский — Андрей Юрьевич Боголюбский Скульптурный портрет реконструкция М. Герасимова …   Википедия

  • Боголюбский Андрей Юрьевич — Андрей Юрьевич Боголюбский Скульптурный портрет реконструкция М. Герасимова …   Википедия

  • Боголюбский, Андрей Юрьевич — Андрей Юрьевич Боголюбский Скульптурный портрет реконструкция М. Герасимова …   Википедия

  • Андрей Юрьевич Боголюбский — У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Юрьевич. У этого термина существуют и другие значения, см. Боголюбский (значения). Андрей Юрьевич Боголюбский …   Википедия

  • Андрей Юрьевич Боголюбский — великий князь суздальский и владимирский, 2 й сын Юрия Владимировича Долгорукого от половецкой княжны, дочери хана Аэпы, род. (Юрий женился в 1107 г., по Татищеву, История России , III, прим. 513, Андрей убит на 63 или 65 г. возраста, следоват.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»