Антифрикционый металл


Антифрикционый металл

АНТИФРИКЦІОНЫЙ МЕТАЛЛЪ, (чаще назыв. "бѣлый металлъ"; англ. "white metal"), металлическій сплавъ съ малымъ коэф-томъ тренія, болѣе или менѣе легкоплавкій. Первое свойство цѣнно въ смыслѣ уменьшенія затрачиваемой энергіи на вредныя сопротивленія отъ тренія; второе — предохраняетъ отъ порчи деталь, работающую по этому металлу. Малый коэф. тренія даетъ возможность, увеличивая скорость на окружности шеекъ вала, уменьшить вѣсъ машинъ; легкоплавкость обезпечиваетъ исправное состояніе трущихся частей, а слѣдов., и надежность машины. Въ настоящее время въ морскомъ воен. машиностроеніи А. металлъ употребляется не только для заливки трущихся частей главн. машинъ и сальниковой металлической набивки, но служить также необходимымъ матеріаломъ для трущихся частей и для набивки сальниковыхъ истоковъ вспомогательныхъ механизмовь, пародинамо, а на нѣкоторыхъ судахъ имъ залиты дейдвудныя трубы вмѣсто бакаута, при чемъ въ этомъ случаѣ водяная смазка замѣняется металлической. Допускаемое давленіе на одинъ кв. дм. обыкновенно около 300—500 англ. фн. Почти каждый большой машиностроительный заводъ имѣетъ свои рецепты для выдѣлки А. металла, главными составными частями котораго служатъ олово, сурьма, свинецъ, иногда мѣдь, антимоній, ртуть и др. примѣси. Въ зависимости отъ содержанія олова и свинца, можно металлы эти раздѣлитъ на два класса: одни съ основнымъ содержаніемъ олова (Penn, Peersons, white Brass, Kingston и др.), а вторые съ основаніемъ свинца (Haut, Magnolia и др.). Удѣльный вѣсъ А. м. отъ 7 до 10, цѣна его отъ 7 до 40 руб. за пудъ, въ зависимости отъ содержанія олова, — чѣмъ его болѣе, тѣмъ металлъ дороже. Для военно-морского машиностроенія предпочитаютъ металлы съ оловяннымъ основаніемъ, болѣе обезпечивающіе исправность рабочей поверхности стальныхъ частей, работающихъ на нихъ. Особое вниманіе обращается на присутствіе въ сплавѣ висмута, каковое не должно превышать 0,05—0,1%; въ противномъ случаѣ особенно легкоплавкій висмутъ (темп. плавл. 92—94° Ц.) можетъ вызвать ликвацію сплава и при работѣ испортить шейку вала или штокъ поршня. Важное значеніе имѣетъ также температура, при которой металлъ приготовляется, и чистота формъ, въ которыя онъ заливается. Совѣтуютъ, кромѣ того, послѣ окончанія заливки нѣсколько разъ наклеить (уплотнить) поверхностный слой и тогда уже обрабатывать начисто поверхности.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.