- Береговая служба во флоте
БЕРЕГОВАЯ СЛУЖБА ВО ФЛОТѢ. Служба во флотѣ по своей сущности рѣзко раздѣляется на двѣ отрасли: служба судовыхъ командъ, составляющихъ вмѣстѣ съ кораблями морскую вооруженную силу, и береговая, необходимая для обслуживанія Б. учрежденій, предназначенныхъ для постройки, ремонта и снабженія флота. При основаніи русскаго флота Петръ Великій образовалъ два рода морскихъ командъ: судовыя команды, находившіяся всегда въ вѣдѣніи судовыхъ командировъ, независимо отъ того, находится ли корабль въ плаваніи или нѣтъ, и Б. команды различныхъ назначеній: адмиралтейскіе баталіоны, роты морскихъ и адмиралтейскихъ служителей, служители на заводахъ, верфяхъ, въ портахъ, госпиталяхъ. Такая организація совершенно соотвѣтствовала сущности морской вооруженной силы, такъ какъ судовая команда всегда представляла собой цѣльную боевую часть, находилась въ вѣдѣніи судовыхъ чиновъ и Б. службы не несла. Въ 1816 г. произведено полное переустройство морскихъ командъ. Команды нѣсколькихъ судовъ были сведены въ одинъ экипажъ. Каждому экипажу придана однообразная организація въ 8 ротъ; въ экипажахъ заведено береговое хозяйство и учреждены хозяйственныя нестроевыя роты. Въ обученіи морскихъ командъ главное вниманіе удѣлено Б. строю и Б. службѣ. Съ окончаніемъ плаванія корабль выходилъ изъ вѣдѣнія своего командира и поступалъ въ полное распоряженіе командира порта; команда расписывалась по различнымъ экипажамъ, и связь судовыхъ офицеровъ со своими командами прекращалась. Новые экипажи названы флотскими, вмѣсто прежнихъ корабельныхъ. Флотскій экипажъ (Б. служба) разстраивалъ судовую команду (служба въ морѣ), а при отправленіи судовъ въ плаваніе судовая команда разстраивала флотскій экипажъ. Послѣдній, не имѣя самостоятельнаго боевого значенія, являлся основной флотской строевой частью, организація же судовой команды имѣла временный и потому случайный характеръ. При Императорѣ Александрѣ II, въ 1863—65 гг., была сдѣлана попытка частичнаго исправленія организаціи 1816 г., а именно — судовыя команды разбиты на постоянныя роты, которыя вошли въ составъ одного и того же экипажа. Экипажъ состоялъ изъ командъ нѣсколькихъ судовъ. Особыя Б. команды уничтожены, и ихъ обязаности возложены на флотскіе экипажи (1870 г.). Но и новое устройство не внесло улучшеній въ организацію службы, т. какъ судовыя команды не являлись отдѣльными частями, спеціальныя же команды для береговой службы перестали существовать. Въ 1891 г., въ виду значительнаго увеличенія флота, число экипажей утроено; къ каждому экипажу приписанъ одинъ большой корабль (броненосецъ или крейсеръ 1-го ранга) и нѣсколько мелкихъ судовъ. Но при этомъ организація оставлена прежняя, и это, въ связи съ огромнымъ недостаткомъ офицеровъ (см. Морской цензъ), привело судовыя команды и службу во флотѣ въ совершенное разстройство. Война и морскіе бунты 1904—06 гг. обратили вниманіе властей на ненормальныя условія этой службы, и въ 1908 г. организація морскихъ командъ измѣнена кореннымъ образомъ. Главной цѣлью поставлена продолжительная совмѣстная служба начальниковъ съ подчиненными, а для нижнихъ чиновъ, кромѣ того — прохожденіе всей службы на одномъ кораблѣ или въ одной командѣ. Для сего всѣ морскія команды раздѣлены на судовыя и Б. Судовыя команды какъ на судахъ, такъ и на берегу составляютъ отдѣльныя части, всегда находятся въ вѣдѣніи судовыхъ командировъ и офицеровъ и Б. службы не несутъ. Для обученія и подготовки новобранцевъ, для содержанія людей, предназначенныхъ на пополненіе убыли въ судовыхъ командахъ, и для веденія письменныхъ свѣдѣній о судовыхъ чинахъ образованы флотскіе экипажи: два въ Балтійскомъ морѣ (1-й въ Кронштадтѣ, 2-й въ Спб.), одинъ въ Черномъ морѣ (въ Севастополѣ), одинъ въ Тихомъ океанѣ (во Владивостокѣ) и одна Каспійская флотская рота (въ Баку). Для несенія караульной службы на берегу и обслуживанія портовъ сформированы флотскіе полуэкипажи: Кронштадтскій, Либавскій, Севастопольскій и Николаевскій, и флотскія роты: Ревельская, Свеаборгская и Каспійская. Реформа 1908 г. по своей идеѣ приблизила организацію службы во флотѣ, какъ морской, такъ и Б., къ началамъ, положеннымъ Великимъ Основателемъ русскаго флота. Одновременно съ раздѣленіемъ морскихъ командъ былъ раздѣленъ на двѣ отдѣльныя части офицерскій составъ флота, съ установленіемъ для нихъ различныхъ условій прохожденія службы и производства въ чины; для офицеровъ Б. службы условія эти сводятся къ обязательной выслугѣ опредѣленнаго чисда лѣтъ въ чинѣ и соотвѣтетсвію новаго чина занимаемой должности. До чина капитана 1-го ранга включительно чины Б. и судового составовъ одноименны, далѣе офицеры Б. службы, занимающіе высшія классныя должности, могутъ быть производимы въ соотвѣтствующіе должностямъ генеральскіе чины. При этомъ офицеры Б. службы должны представляться къ производству въ слѣдующіе чины не ранѣе своихъ товарищей, числящихся въ судовомъ составѣ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.