- "Алабама"
"АЛАБАМА" (Alabama), знаменитый крейсеръ Конфедеративныхъ Штатовъ Сѣверной Америки (Южанъ), уничтожившій во время междоусобной войны 1861—65 гг. на торговыхъ путяхъ множество коммерческихъ судовъ сѣверо-американцевъ и за два года своей дѣятельности подъ командою энергичнаго моряка, капитана Симса, почти стершій съ лица океана сѣверо-американскій коммерческій флотъ. А. представляла собою вооруженный баркомъ деревянный, винтовой пароходъ въ 1040 тоннъ вод., длиною 213 фут., шириной 32 ф., съ осадкой 15 ф., съ горизонтальной машиной въ 300 силъ, дававшей ему 11½ узловъ ходу. Артиллерія А. состояла изъ одной 7-дюйм. нарѣзной пушки Blakely, одной 8-дюйм. гладкоствольной на поворотной платформѣ и шести 32-фунт. бортовыхъ пушекъ. Численность экипажа мѣнялась за время крейсерства отъ 70 человѣкъ до 120, при 24 офицерахъ. А. была построена въ Англіи, въ Биркенхэдѣ и сначала числилась подъ № 290, такъ какъ она была двухсотдевяностымъ судномъ, построеннымъ на верфяхъ братьевъ Лэрдъ. Посланникъ С.-А. С. Ш. и американскіе консулы въ Англіи своевременно предупреждали королевское правительство о постройкѣ въ Биркенхэдѣ подозрительнаго судна и требовали его задержанія. А. пришлось прибѣгнуть къ хитрости, чтобы отклонить подозрѣнія агентовъ, бдительно слѣдившихъ за ея движеніями. Было объявлено, что она пойдетъ на пробный рейсъ. Неоконченныя работы, большое приглашенное общество и множество дамъ на не готовой, но украшенной флагами и празднично-убранной палубѣ, повидимому, служили достаточнымъ доказательствомъ возвращенія судна въ портъ. По выходѣ изъ рѣки Мерсей все внезапно перемѣнилось. По данному сигналу подошелъ небольшой пароходъ и къ удивленію посѣтителей имъ предложили пересѣсть на него. А. преобразилась и вышла въ море, направляясь къ Тейсера въ группѣ Азорскихъ острововъ (31 августа 1862 года). Черезъ два дня фрегатъ федералистовъ "Тускарора" пришелъ въ бухту Молфра съ цѣлью заблокировать А., но было уже поздно. На Азорскихъ островахъ А. встрѣтила зафрахтованный въ Англіи конфедеративнымъ правительствомъ транспортъ "Агрипина" съ грузомъ артиллеріи, боевыхъ запасовъ, угля и всѣмъ вооруженіемъ крейсера. На немъ находился экипажъ для А., большинство котораго были англичане и въ числѣ ихъ нѣсколько комендоровъ, обучавшихся для королевскаго флота на учебномъ кораблѣ "Excellent". На немъ же прибылъ извѣстный капитанъ Симсъ (Raphael Zemmes или Semmes). Капитанъ С. до междоусобной войны служилъ офицеромъ во флотѣ С.-А. С. Ш., отличился въ Мексиканской войнѣ, но не пользовался расположеніемъ товарищей, считавшихъ его лѣнивымъ и хвастливымъ. Съ началомъ военныхъ дѣйствій онъ вышелъ въ отставку и связалъ свою судьбу съ судьбой возставшаго Юга, который былъ его отечествомъ. Назначенный командиромъ парохода "Семтеръ" (Sumter), онъ въ теченіе 6-ти мѣсяцевъ захватилъ 18 призовъ, но затѣмъ, за ветхостью "Семтера", принужденъ былъ продать его. Дальнѣйшая морская карьера капитана Симса доказала, что мнѣніе о немъ его сослуживцевъ было ошибочнымъ и что онъ обладалъ качествами отличнаго моряка и человѣка съ большимъ характеромъ, способностями и энергіей. Принявъ А. и погрузивъ на нее въ нейтральныхъ водахъ, въ разстояніи одной морской мили отъ Азорскихъ о-вовъ, вооруженіе и запасы, кап. С. началъ 24 августа 1862 года свое крейсерство, сначала около Азорскихъ острововъ, гдѣ захватилъ 10 китоловныхъ судовъ сѣверянъ. Не имѣя въ своемъ распоряженіи порта, куда бы онъ могь приводить свои призы, капитанъ С. принужденъ былъ устроить призовый судъ на суднѣ. Раздраженный прессой сѣверянъ, выставлявшей его морскимъ пиратомъ, онъ рѣдко оказывалъ снисхожденіе захваченнымъ судамъ. Къ концу октября А. пересѣкла Атлантическій океанъ и около Ньюфаундлендской банки захватила 12 судовъ, большею частью шедшихъ съ хлѣбомъ въ Европу. Подаваясь къ югу, А. къ 1 ноября подошла на 200 миль къ Нью-Іорку, гдѣ такая близость крейсера произвела настоящую панику. Опасаясь оставаться здѣсь долѣе, въ виду того, что мѣстопребываніе А. сдѣлалось извѣстнымъ, капитанъ С. ушелъ на Мартинику, гдѣ сталь на якорь въ гавани Fort de France, съ цѣлью нагрузиться углемъ съ ожидавшаго ее здѣсь транспорта Agrippina, но на слѣдующій день по ея приходѣ она была заблокирована федеральн. военнымъ судномъ San Jacinto, значительно сильнѣе ея вооруженнымъ. Однако, А., подъ покровомъ ночной темноты, удалось ускользнуть отъ превосходнаго по силамъ противника и уйти къ о-ву Бланкилла, мѣсту условленнаго рандеву съ транспортомъ Agrippina, который 21 ноября и присоединился къ ней. Нагрузившись углемъ, А. вышла къ о-ву Гаити, гдѣ начала подстерегать возвращающіеся въ Америку клиперы и почтовые пароходы. Здѣсь А. захватила свой самый цѣнный призъ — почтовый пароходъ Ariel, принявшій А. за военное судно С.-А. С. Штатовъ и неосторожно къ ней приблизившійся. Надѣясь на преимущество свое въ ходѣ, Ariel пытался бѣжать, но, имѣя на борту около 500 пассажировъ, изъ которыхъ большинство было женщинъ, не рѣшился довести свою попытку до конца и, когда А. стала стрѣлять по немъ ядрами, застопорилъ машину. Изъ захваченныхъ на Ariel’ѣ бумагъ капитанъ С. узналъ, что противъ порта Гальвестона сѣверяне снаряжаютъ десантную экспедицію. Надѣясь при удачѣ отбить транспорты, капитанъ С. пошелъ на А. къ Гальвестону. Предпріятіе это было крайне смѣлое, т. к. весь берегъ блокировался сотнею военныхъ судовъ, но капитанъ С. искалъ боя съ военнымъ судномъ, надѣясь доказать боевыя достоинства конфедеративнаго крейсера, чтобы опровергнуть распространяемыя газетами сѣверянъ обидныя свѣдѣнія, что команда А. состоитъ изъ подонковъ разныхъ націй, недисциплинирована и никогда не въ состояніи будетъ сразиться съ настоящимъ военнымъ судномъ. 11 января 1863 года А. подошла къ Гальвестону на 30 миль. Капитанъ С. разсчитывалъ засвѣтло увидѣть непріятеля и ночью атаковать транспорты, но былъ усмотрѣнъ непріятельскими судами ранѣе, чѣмъ онъ самъ ихъ увидѣлъ. За нимъ погнался, не подозрѣвая въ шедшемъ подъ парусами незнакомомъ суднѣ А-мы, одинъ изъ трехъ крейсеровъ сѣверянъ, блокировавшихъ Гальвестонъ. Это былъ желѣзный, но очень плохой колесный пароходъ Hatteras въ 1100 тоннъ вод., съ машиной выше WL, что подвергало ее большой опасности отъ огня противника, со слабымъ артиллерійскимъ вооруженіемъ, состоявшимъ изъ четырехъ 32-фунт. и одной 12-фунт. гладкостѣнныхъ пушекъ и двухъ 30-фунт. и одной 20-фунт. нарѣзныхъ. А. медленно удалялась отъ берега, идя подъ парусами и изрѣдка давая ходъ машинѣ, имѣя целью заманить непріятеля дальше, чтобы въ случаѣ боя остальныя суда не слышали выстрѣловъ и не подали помощи. Въ разстояніи 28 миль отъ отряда Hatteras подошелъ довольно близко къ А. Симсъ приказалъ пробить тревогу, закрѣпилъ паруса и повернулъ на него. Было уже темно. На окликъ съ Hatteras’а, какое передъ нимъ судно, былъ полученъ отвѣтъ, что это Petrel Ея Британскаго Величества, но когда съ Hatteras’а спустили шлюпку, съ А. крикнули, что она конфедеративный пароходъ и одновременно дали залпъ. На Hatteras’ѣ пытались свалиться на абордажъ, но А., имѣвшей преимущество въ ходѣ, легко было не позволить привести этотъ маневръ въ исполненіе. Черезъ ¼ часа боя на разстояніи 1—2½ кабельтововъ Hatteras получилъ нѣсколько опасныхъ пробоинъ, слабая машина перестала работать, пушки были подбиты, въ трехъ мѣстахъ начался пожаръ и крейсеръ спустилъ флагъ. Съ А. были къ нему посланы гребныя суда и, только что была закончена перевозка его экипажа, онъ затонулъ. Остальныя суда отряда слышали пушечные выстрѣлы, но полагали, что Hatteras преслѣдуетъ блокадо-прорывателей. Лишь на слѣдующій день, найдя торчавшую изъ воды стеньгу затонувшаго Hatteras’а, они узнали правду. Послѣ сраженія съ Hatteras’омъ, А. направилась въ Ямайку, гдѣ высадила плѣнныхъ. Зная, что дальнѣйшее ея пребываніе въ Весть-Индіи будетъ опасно, А. перенесла свою дѣятельность въ другую часть Атлантическаго океана и въ узлѣ, гдѣ пересѣкаются пути изъ Юж. Америки и Африки, у Канарскихъ остр., захватила пять призовъ. Въ мартѣ кап. С. пошелъ на югъ, вдоль береговъ Юж. Америки. Здѣсь въ его руки попало 24 судна. Всѣ они были уничтожены за исключеніемъ одного Conrad’а, который подъ именемъ Tuscaloosa сдѣлался крейсеромъ конфедератовъ. Послѣ двухмѣсячнаго пребыванія у береговъ Бразиліи, А. вновь пересѣкла океанъ и захвативъ по дорогѣ два приза, зашла въ августѣ въ Капштадтъ. Узнавъ въ Капштадтѣ, что ожидается приходъ спеціально назначеннаго для ея преслѣдованія быстроходнаго крейсера сѣверянъ Vanderbilt, А. оставила мысъ Доброй Надежды и направилась въ Зондскій проливъ. По пути ею былъ захваченъ только одинъ призъ. Въ Зондскомъ проливѣ А-у сторожило военное судно федералистовъ Wyoming, почему капитанъ С., не желая подвергать вновь А. риску боя, поспѣшилъ покинуть опасныя для нея воды пролива, все-таки захвативъ въ нихъ два приза. Пройдя вдоль западнаго берега Борнео, А. зашла во французскую колонію каторжниковъ на берегу Кохинхины Пуло-Кондоръ, гдѣ произвела въ теченіе двухъ недѣль необходимѣйшій ремонтъ. Опасаясь нападенія Wyoming’а, А. стояла въ Пуло-Кондоръ на шпрингѣ, чтобы имѣть возможность обстрѣливать входъ въ гавань. Изъ Пуло-Кондоръ А. черезъ Сингапурскій проливъ пошла къ мысу Каморенъ на вост. берегу Африки, захвативъ по дорогѣ два приза, и затѣмъ, обогнувъ мысъ Доброй Надежды, въ Шербургъ, куда прибыла 11 іюня 1864 г., послѣ почти двухлѣтней, страшной для торговли сѣверянъ дѣятельности. За все время своего крейсерства А. захватила 68 призовъ, не считая военнаго крейсера Hatteras. Въ числѣ ихъ былъ лишь одинъ пароходъ Ariel. Изъ всего числа призовъ пятьдесятъ три было уничтожено, девять выкуплено за наличныя деньги, два освобождены, одинъ обращенъ въ крейсеръ и въ четырехъ случаяхъ былъ уничтоженъ только грузъ. Конецъ А. былъ близокъ. Черезъ нѣсколько дней по приходѣ ея въ Шербургъ, а именно 14 іюля 1864 года, у входа въ портъ появился корветъ федералистовъ Kearsarge. Оставаясь внѣ територіальныхъ водъ, онъ началъ блокировать А. Kearsarge имѣлъ 1030 тоннъ водоизмѣщенія и былъ почти однихъ размѣровъ съ А. Артиллерія его состояла изъ двухъ 11'' гладкоств. пушекъ Дальгрена, четырехъ 32-фунт. и одной 28-фунтовой нарѣзныхъ. Машина его была въ 400 силъ, нѣсколько сильнѣе, чѣмъ у А. Экипажъ Kearsarge состоялъ изъ 162 человѣкъ подъ командою капитана Уинслоу. Капитанъ С. рѣшилъ принять бой. Нападки сѣверянъ, которые называли его разбойникомъ и трусомъ, нападающимъ только на беззащитныя суда, раздражали его. Тяжелое, двухлѣтнее плаваніе утомило и его, и команду А. Надежда увѣнчать свою блестящую карьеру корсара ослѣпительной побѣдой надъ янки, которыхъ онъ ненавидѣлъ, обольщала капитана С. Онъ вѣрилъ въ свое счастье и послалъ командиру Kearsarge вызовъ на поединокъ или, вѣрнѣе, просьбу не уходить. 19 іюня А. вышла изъ Шербурга въ сопровожденіи французскаго фрегата La Couronne, который долженъ былъ наблюдать, чтобы противники не нарушили нейтралитета Франціи, и англійской частной яхты Deerhound. Когда А. вышла изъ територіальныхъ водъ Франціи, фрегатъ повернулъ обратно. Kearsarge шелъ впереди А., пока не отошелъ на разстояніе 7 миль отъ берега. Въ одиннадцатомъ часу утра онъ повернулъ и направился къ А., которая первая открыла огонь въ разстояніи отъ него одной мили. Затѣмъ разстояніе уменьшилось, и бой велся на 3½ и на 5 кабельтовахъ. Оба судна описывали циркуляціи, сражаясь правыми бортами. Снаряды А. вслѣдствіе дурного качества пороха и дистанціонныхъ трубокъ, производили мало вреда, но главное, экипажъ ея имѣлъ меньшую практику въ стрѣльбѣ, чѣмъ экипажъ Kearsarge и состоялъ изъ людей различныхъ національностей, тогда какъ команда Kearsarge принадлежала къ одной націи. Командиръ Kearsarge послѣ часового боя только что собирался сблизиться для рѣшительной атаки, когда А. прекратила огонь и, поднявъ кливеръ и поставивъ форъ-трисель, пошла къ берегу. Капитанъ С. пытался накренить ее, чтобы задѣлать пробоины праваго борта, но вода быстро заливала топки. Дальнѣйшее сопротивленіе было безполезно, и А. подняла бѣлый флагъ. Kearsarge вслѣдствіе недоразумѣнія продолжалъ ее нѣкоторое время разстрѣливать, и прекратилъ огонь лишь тогда, когда на ней спустили шлюпки. Одна изъ нихъ пошла къ Kearsarge для формальной сдачи, на другую погрузили раненыхъ. Черезъ нѣсколько минутъ А. затонула, садясь кормой. Яхта Deerhound, испросивъ разрѣшенія у командира Kearsarge спасать погибающихъ, подняла съ воды капитана С. и 40 человѣкъ и ушла съ ними въ Англію. Kearsarge, вѣроятно, вслѣдствіе трудности спустить послѣ боя шлюпки, медлилъ съ помощью, тѣмъ не менѣе, имъ было принято на бортъ 70 чел. Нѣсколько человѣкъ было взято лоцманскими ботами. Утонуло 19 человѣкъ. Убито на А. было 7 человѣкъ и 21 раненъ. На Kearsarge убитъ 1 и ранено 2. За время боя А. выпустила 370 снарядовъ. Изъ нихъ попало въ корпусъ Kearsarge 14 и около 30 въ его рангоутъ и такелажь. Kearsarge выпустилъ 173 снаряда, изъ которыхъ 40 попало въ А. Очень хорошія качества 11-дюйм. снарядовъ Kearsarge’а были, повидимому, одной изъ причинъ его побѣды надъ знаменитымъ крейсеромъ, рѣшительными же факторами были знаніе своего дѣла и дисциплина патріотически настроенной команды Kearsarge’а, сражавшейся не изъ-за платы, а за родное дѣло. Кромѣ А., противъ коммерческаго флота сѣверянъ дѣйствовалъ цѣлый рядъ принадлежавшихъ конфедератамъ крейсеровъ, и убытокъ, нанесенный С.-А. С. Штатамъ ихъ смѣлыми дѣйствіями былъ громаденъ и во много разъ превышалъ стоимость захваченныхъ ими призовъ. Дѣйствительно, паника, распространявшаяся на міровомъ рынкѣ при каждомъ извѣстіи о новомъ подвигѣ А. и другихъ крейсеровъ, способствовала чрезвычайному подъему фрахта и страховыхъ премій, почему мало кто рѣшался перевозить товары на судахъ С.-А. С. Ш., рисковавшихъ быть захваченными и уничтоженными. Американскій торговый флотъ изчезъ во всѣхъ моряхъ и могъ ходить по назначенію лишь окольными путями. Вполнѣ понятно поэтому тайное покровительство, оказанное Англіею во время междоусобной войны конфедеративнымъ крейсерамъ вообще и въ частности А., построенной въ Англіи, укомплектованной англійскими моряками и широко пользовавшейся гостепріимствомъ портовъ Великобританіи, а также глубокое негодованіе и раздраженіе, вызванное въ С. Ш. С. Америки такимъ образомъ дѣйствій родственнаго имъ народа. Удачныя операціи А. и прочихъ крейсеровъ произвели большое впечатлѣніе какъ на широкіе общественные круги, такъ и среди моряковъ и способствовали укрѣпленію неправильной по существу идеи возможности успѣшной борьбы съ морской державой посредствомъ нападенія на ея морскую торговлю. Идея эта была особенно соблазнительна для политическихъ противниковъ Англіи, флотъ которой по силѣ превосходилъ флотъ всѣхъ остальныхъ державъ, а морская торговля имѣла особое значеніе въ виду островного положенія государства. Поэтому, какъ во Франціи, такъ и въ Россіи, страстно пропагандировалась мысль отказаться отъ дорогостоящаго линейнаго флота и дѣйствовать противъ Англіи на торговыхъ путяхъ ея судовъ, подобно тому, какъ дѣйствовала противъ своего противника А., съ цѣлью разорить и заставить голодать живущую торговлей страну. Между тѣмъ несомнѣнно, что несмотря на весь вредъ, причиненный С.-А. С. Штатамъ А-ой и ей подобными крейсерами, операціи ихъ не имѣли рѣшающаго вліянія на исходъ междоусобной войны. Съ захватомъ и уничтоженіемъ А. и другихъ крейсеровъ истребителей торговли, вопросъ о нихъ не былъ исчерпанъ. Т. к., несмотря на своевременныя предупрежденія посланника С.-А. С. Штатовъ Адамса, Англія не приняла никакихъ дѣйствительныхъ мѣръ для воспрепятствованія выхода изъ ея портовъ конфедеративныхъ крейсеровъ, Вашингтонское правительство потребовало возмѣщенія убытковъ, понесенныхъ С.-А. С. Штатами отъ нарушенія Великобританіей нейтралитета. Раздраженіе, вызванное въ вопросѣ объ А. у обоихъ сторонъ, было настолько сильно, что переговоры не разъ принимали угрожающій характеръ. Въ февралѣ 1871 года обѣ державы согласились, наконецъ, передать "Алабамскій вопросъ", подъ которымъ подразумѣвался вопросъ вообще о крейсерахъ конфедеративныхъ штатовъ, на рѣшеніе назначенной ими комиссіи. Комиссія эта собралась въ Вашингтонѣ 8 марта 1871 г. и въ теченіе двухъ мѣсяцевъ разработала нѣкоторыя международныя положенія, которыя могли бы быть признаны принципіальными основаніями при рѣшеніи третейскимъ судомъ Алабамскаго вопроса и къ признанію которыхъ должны были быть приглашены другія морскія державы. Третейскій судъ долженъ былъ собраться въ Женевѣ и состоять изъ пяти членовъ: по одному отъ каждой спорящей стороны, отъ короля Италіи имп-ра Бразиліи и отъ Швейцарскаго союзнаго совѣта. Всѣ остальныя претензіи, заявленныя по случаю Американской междоусобной войны С.-А. С. Ш. и Англіей другъ къ другу, было рѣшено комиссіею выдѣлить и представить на разсмотрѣніе особой комиссіи изъ трехъ членовъ. Договоръ этотъ былъ принять С.-А. С. Ш. 25 мая 1871 года и Англіей 17 іюня того же года. 26 сентября 1871 года въ Вашингтонѣ собралась вышеупомянутая комиссія изъ трехъ членовъ, а 17 декабря, въ Женевѣ — третейскій судъ по дѣлу А. С.-А. С. Штатами на третейскомъ судѣ было заявлено требованіе о вознагражденіи не только за прямые убытки, нанесенные конфедеративными крейсерами морской торговлѣ Америки вслѣдствіе нарушенія Англіею нейтралитета, но и за косвенные убытки, происшедшіе отъ подъема фрахтовъ, необходимости организовать преслѣдованіе истребителей торговли, продолжившейся изъ-за дѣйствій крейсеровъ войны и т. п. Страстное отношеніе къ предмету спора, проявленное на третейскомъ судѣ обѣими сторонами, чрезвычайно обострило конфликтъ, и мирное обсужденіе вопроса неоднократно грозило быть прерваннымъ. 3 февраля 1872 года Англія категорически заявила, что если вопросъ о косвенныхъ убыткахъ будетъ затронутъ въ заключеніи третейскаго суда, то она не признаетъ его рѣшенія. Судъ счелъ себя некомпетентнымъ въ рѣшеніи вопроса о косвенныхъ убыткахъ, и это обстоятельство позволило довести до конца обсужденіе Алабамскаго вопроса. 15 сентября 1872 года третейскій судъ обнародовалъ свой приговоръ, которымъ признавалась отвѣтственность Англіи за дѣйствія А. и еще двухъ крейсеровъ — Florida и Shenandoah — и опредѣлялся убытокъ, понесенный С.-А. С. Штатами, вслѣдствіе нарушенія Англіей нейтралитета, въ 15½ милліоновъ долларовъ или 3.229.166 фунтовъ стерлинговъ, вмѣстѣ съ процентами. Приговоръ третейскаго суда по Алабамскому вопросу былъ принятъ обѣими сторонами, и убытокъ, причиненный названными выше истребителями торговли, возмѣщенъ Англіей правительству С.-А. С. Штатовъ. (Р. Симсъ. Крейсерства Сэмтера и Алабамы; Вильсонъ. Броненосцы въ бою. Оба сочиненія имѣются въ русск. переводѣ).
Бой "Алабамы" съ крейсером "Кирсарджъ"
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.