- Александра III, императора, порт
АЛЕКСАНДРА III, Императора, портъ расположенъ въ 3-хъ вер. къ с. отъ г. Либавы, Курл. губ. и состоитъ изъ обширнаго (2в × 2,в2 = 4,4 кв. вер.) аванпорта, двухъ внутреннихъ искусственно вырытыхъ бассейновъ, внутренняго, вычерпаннаго землесосами, канала и пяти группъ береговыхъ сооруженій, расположенныхъ по сѣв. сторону канала и бассейновъ съ такимъ расчетомъ, чтобы каждая изъ этихъ группъ могла впослѣдствіи расширяться, не стѣсняя взаимно одна другую. Портовая територія занимаетъ около 1400 дес. Отдѣльныя группы береговыхъ сооруженій связаны между собою шоссейными дорогами, длина которыхъ достигаетъ въ общей сложности до 22 вер.; портъ имѣетъ свою желѣзнодор. ширококолейную сѣть протяженіемъ 27 вер., связанную съ Либаво-Роменской ж. д. Съ гор. Либавою портъ соединенъ разводящимся поворотнымъ мостомъ чрезъ портовый каналъ и шоссе, вдоль которой отъ моста проложена электрическая дорога, связанная съ общею городскою трамвайною сѣтью. Аванпортъ огражденъ съ зап. стороны двумя волноломами изъ бетонныхъ массивовъ, набросанныхъ неправильной кладкой по булыжному основанію, а съ сѣв. — моломъ изъ бетонныхъ же массивовъ, но сложенныхъ правильной кладкой въ видѣ прямой стѣны шир. 24 фута, возвышающейся надъ уровнемъ моря на 11 ф. Съ юж. стороны аванпортъ примыкаетъ къ коммерческой гавани и защищенъ отъ волненія т. наз. южнымъ моломъ, отдѣляясь на нѣкоторомъ протяженіи отъ коммерческой гавани внутреннимъ раздѣлительнымъ моломъ — деревяннымъ, легкой профили. Длина с. волнолома 789 саж., ю. — 360 саж., с. мола около 845 саж. Глубина аванпорта 22—30 ф. Входныя ворота между волноломами шириною 100 саж., а между с. волноломомъ и с. моломъ — 125 саж. Ближайшій къ берегу моря раіонъ береговыхъ сооруженій — офицерскій городокъ — заключаетъ въ себѣ соборь, зданія офицерск. квартиръ, почтово-телеграф. контору, судъ, общественныя лавки, школу, бани, сигнальн. станцію и пр. Слѣдующій раіонъ построекъ, сравнительно высокій, расположенный въ сухомъ хвойномъ лѣсу, занятъ госпиталемъ барачной системы для широкаго размѣщенія 250 болныхъ; тутъ же находятся и нѣкоторыя жилыя помѣщенія медицинскаго персонала, обслуживающаго госпиталь. На берегу внутр. бассейна, расположены казармы для нижнихъ чиновъ и жилые дома для экипажныхъ и ротныхъ командировъ, классныхъ чиновъ, кондукторовъ и сверхсрочно-служащихъ н. ч. Казармъ имѣется шесть, на 1000 чел. каждая, съ паровыми кухнями, хлѣбопекарней, столовыми, чайными и проч. Въ этомъ же раіонѣ находятся обширный манежь съ церковью, арестный домъ и центральная электрическая станція. Между двумя внутренними бассейнами, примыкающими другъ къ другу подъ прямымъ угломъ, расположено адмиралтейство, состоящее изъ доковъ, зданія портовой конторы, мастерскихъ — ремонто-судостроительной, механической кузницы, столярной, парусно-такелажной и шлюпочной, провіантскіе склады и склады матеріаловъ. Доки могутъ вмѣстить наибольшія океанскія суда. Въ порту имѣются также пловучіе доки, пловучіе краны и т. п. Портъ имѣетъ собственную водопроводную сѣть съ артезіанскою водою и общесплавную канализацію со спускомъ всѣхъ нечистотъ въ море, внѣ аванпорта. Всѣ улицы, дороги и зданія освѣщаются электричествомъ. Работы по сооруженію порта начались въ маѣ 1890 г. и были закончены къ началу 1908 г. Иниціатива постройки порта принадлежала упр-му Мор. Мин. адм. Чихачеву. Во главѣ строительства находился воен. инж. полк. Макъ-Дональдъ, а послѣ его смерти († 1906 г. ген.-лейт.) до окончанія работъ, его помощникъ воен.-инж. полковник Корсакевичъ. Работы по сооруженію порта представляли значительныя трудности изъ-за полнаго отсутствія путей сообщенія къ избранному мѣсту постройки — открытому, ничѣмъ не защищенному побережью, по трудности борьбы съ движущимся дюннымъ пескомъ и по твердости нижнихь слоевъ крѣпко-глинистаго грунта, подлежащаго землечерпанію. Тѣмъ не менѣе, благодаря искусно принятымъ мѣрамъ и энергіи контрагентовъ по сооруженію мола и волноломовъ — инж. Борейши и Максимовича — эти оградительныя сооруженія были закончены съ безпримѣрною быстротою, недостигнутого ни при какихъ другихъ гидротехническихъ работахь въ Европѣ, и на 26 мѣс. раньше контрактнаго срока. Береговыя сооруженія также выполнены чрезвычайно быстро и вполнѣ благополучно. Стоимость постройки порта достигла почти 45 мил. руб., изъ коихь ок. 10 мил. обошлось сооруженіе аванпорта, столько же стоили землечерпательныя работы вмѣстѣ съ пріобрѣтеніемъ земл. каравана; около 300.000 руб. уплачено за отчужденіе земель; 3.620.355 руб. стоили оба сухихъ дока и около 21 мил. всѣ остальныя береговыя сооруженія. Стратегическое значеніе порта, по мысли его иниціаторовъ, опредѣлялось двумя главными факторами: незамерзаемостью и близостью къ границѣ т. к. въ то время нашъ флотъ въ Балтійскомъ морѣ могъ дѣйствовать наступательно. Впослѣдствіи, съ ослабленіемъ Балт. флота, портъ И. А. III былъ признанъ не отвѣчающимъ его задачамъ и крѣпость упразднена. Задуманный съ широкими цѣлями — обслуживать весь Балтійскій флотъ въ теченіе круглаго года, портъ нѣсколько разъ видоизмѣнялъ свое назначеніе, и въ настоящее время, послѣ русско-японской войны, онъ имѣетъ второстепенное значеніе, служа въ зимнее время мѣстомъ стоянки случайныхъ судовъ и дивизіи миноносцевъ. Вслѣдствіе прекращенія работъ по сооруженію Либавской крѣпости, роль его въ ближайшемъ будущемъ, по всей вѣроятности, еще болѣе уменьшится. Въ 1904 г. въ портѣ Имп. А. III довершали свое вооруженіе обѣ отправлявшіяся на Дальній Востокъ эскадры, адмираловъ Рожественскаго и Небогатова, откуда и вышли по назначенію, 2 октяб. 1904 г. и 2 февр. 1905 г., т.-е. въ серединѣ зимы. Незамерзаемость порта въ военномъ смыслѣ за все время его существованія подтвердилась самымъ положительнымъ образомъ. Въ самыя суровыя зимы замерзаютъ лишь внутренній каналъ и бассейны, но своевременное принятіе нѣкоторыхъ мѣръ и наличіе портоваго ледокола вполнѣ обезпечиваютъ выходъ судовъ изъ порта; море же вблизи Либавскаго берега никогда не замерзаетъ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.