"Баян"


"Баян"

"БАЯНЪ", броненосн. крейсеръ 1-го ранга, постр. въ Тулонѣ на заводѣ Forges et Chantiers de la Méditerranée въ 1899—1902 гг., водоизмѣщ. 7.726 тоннъ, длина 443 фт., шир. 57 фт., углубл. 21½ фт., 2 машины въ 16.500 индикат. силъ, 26 котловъ Бельвиля, ходъ 21 узелъ, запасъ угля 750—1.100 тоннъ, броня отъ 2? до 8 дм., артиллерія: 2 ор. 8-дм. въ башняхъ, 8 ор. 6-дм., 20 ор. 75-мм. и 10 мелкихъ скоростр. орудій. Посланный на Дальній Востокъ для усиленія эскадры Тихаго океана, Б. вмѣстѣ съ брон. Цесаревичъ пришелъ въ Портъ-Артуръ 19 ноября 1903 г. Въ бою 27 января Б. первый бросился на японскую эскадру и открылъ съ разстоянія 29 кабельт. огонь по японскому флагманскому броненосцу, постепенно перенося его на другіе корабли и сближаясь до 18 кабельт. Въ это время эскадра наша успѣла построиться, и Б., чтобы не мѣшать ей, повернулъ и вступилъ на свое мѣсто въ строю. Потери крейсера были: уб. 6 нижн. чин. и ран. 2 оф. и 33 нижн. чина, 10 пробоинъ отъ снарядовъ 6-дм. и высшихъ калибровъ, повреждены три 75-мм. орудія и 4 котла. Несмотря на это, крейсеръ оставался въ охранной цѣпи въ морѣ до утра 29 янв., когда вошелъ на внутренній рейдъ и занялся починкой своихъ поврежденій. 12 февр. Б. съ другими крейсерами вышелъ для развѣдки и розыска 2 нашихъ миноносцевъ, но въ это время появились японскія главныя силы и вступили въ бой съ нашими крейсерами; послѣдніе, оставаясь подъ защитой укрѣпленій, до тѣхъ поръ отвлекали вниманіе непріятеля, пока 1 изъ разыскиваемыхъ миноносцевъ не проскочилъ въ П.-Артуръ, а другой ушелъ въ Голубиную бухту. 16 и 31 марта крейсеръ выходилъ на помощь миноносцу Страшный, съ котораго ему удалось спасти только 5 человѣкъ, вступивъ для этого въ бой съ 2 броненосн. и 4 легкими крейсерами. По соединеніи съ эскадрой Б. снова вступилъ въ бой, который пришлось прекратить, въ виду появленія главныхъ силъ непріятеля; затѣмъ послѣдовала гибель Петропавловска съ адм. Макаровымъ. 10 іюня Б. выходилъ съ эскадрой и принялъ участіе въ отраженіи минныхъ атакъ. 13 и 14 іюля Б. вмѣстѣ съ другими крейсерами и лодками обстрѣливалъ японскія позиціи изъ бухты Тахэ во время боя за Зеленыя горы и имѣлъ бой съ подошедшими японскими судами. При возвращеніи въ П.-Артуръ 14 іюля Б. взорвался на минѣ загражденія и получилъ пробоину, вслѣдствіе которой долженъ былъ войти въ докъ и потому не могъ принять участія въ главномъ бою нашей эскадры съ японскимъ флотомъ 28 іюня, у Шантунга. Изъ дока Б. вышелъ только 22 августа, но продолжалъ чиниться, когда 27 сентября 11-дм. снарядомъ ему разбило правую машину. Со взятіемъ Высокой Горы послѣ двухдневной бомбардировки 25 и 26 ноября Б. былъ разбитъ непріятельскими снарядами и затонулъ въ вост. бассейнѣ. Кромѣ морскихъ боевъ, команда Б. принимала участіе въ береговыхъ дѣлахъ: 22 сент. при отбитіи у японцевъ Сигнальной горки, въ ночь на 14 ноября при выбитіи японцевъ, ворвавшихся на Курганную батарею, и съ 18 по 22 ноября при защитѣ Высокой Горы. Много людей погибло при взрывѣ укрѣпленія № 3 и при отбитіи штурмовъ въ послѣдніе дни Большого Орлинаго Гнѣзда. Изъ 545 чел. команды убито и умерло 75, раненыхъ было около 200, офиц. убитыхъ не было, изъ 20 ранено 9. Съ начала войны до 24 августа крейсеромъ командовалъ кап. 1-го ранга Виренъ, получившій за бой 31 марта орденъ св. Георгія 4-й ст. Послѣ него до конца осады ком-щимъ былъ кап. 2-го ранга Ивановъ 6-й. Въ ночь на 26 декабря Б. былъ взорванъ 5 зарядными отдѣленіями минъ Уайтхеда и нѣсколькими подрывными патронами. Орудія, остававшіяся на немъ, испорчены, замки выброшены въ воду. Несмотря на значительныя поврежденія отъ взрывовъ, онъ поднятъ японцами и по исправленіи, стоившемъ около 1½ мил. руб., зачисленъ въ японскій флотъ подъ именемъ Азо; въ наст. время крейсеръ плаваетъ въ качествѣ учебнаго судна для гардемаринъ. (Архивъ русско-японской войны морск. генер. штаба).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое ""Баян"" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «"Баян"» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.