Военное воспитание

Военное воспитание

ВОЕННОЕ ВОСПИТАНІЕ. Какъ бы хорошо ни была устроена, снабжена и обучена армія, какъ бы она ни была многочисленна, ее можно признать способною на побѣды въ соврем. условіяхъ вооруженныхъ столкновеній гос-твъ лишь постольку, поскольку ея личн. составъ удовлетворяетъ нѣк-рымъ нравств., умств. и физич. требованіямъ. Въ идеалѣ в-служащій долженъ обладать: непоколебимой преданностью воен. дѣлу, выдающейся сознательностью поступковъ, предпріимчивостью, самост-ностью и находчивостью, покорностью воен. долгу и дисц-нѣ, неистощ. тѣлес. и духов. энергіею, высокою честностью, наклонностью къ тѣсн. служеб. товариществу, а главное — беззавѣт. мужествомъ, храбростью, твердостью, рѣшимостью и самоотверженностью. Но мирная обыват. жизнь, при рѣдкости войнъ въ наше время, не способствуетъ развитію этихъ качествъ: скорѣе затрудняетъ его. Поэтому гос-твамъ приходится вводить въ программу боев. подготовки личн. состава арміи, сверхъ технич. обученія его воен. дѣлу и искусству, также и подготовку его къ войнѣ въ качеств., т.-е. въ нравств., умств. и физич. отношеніяхъ. Этотъ наиб. важный и сложный отдѣлъ боев. подготовки и называется В. воспитаніемъ. Въ частности, подъ нравств. восп-ніемъ понимается воздѣйствіе на разумъ и сердце человѣка т. обр., чтобы развить въ немъ навыкъ руководиться въ службѣ и дѣят-сти высшими представленіями и побужденіями, к-рыя служатъ источникомъ воен. доблестей, облегчая человѣку побѣду надъ противодѣйствующими этимъ доблестямъ страстями и эгоистич. инстинктами, — особенно надъ животнымъ чувствомъ самосохраненія. Такими высшими побужденіями издавна признаются: религіозность — источникъ нравств. чистоты человѣка, покорности его своей долѣ и небоязни смерти физической (этотъ стимулъ особенно высокъ въ рус. народѣ и почти отсутствуетъ во Франціи; наиболѣе онъ силенъ у японцевъ, исповѣдывающихъ воинствующую религію Шинто); патріотизмъ — беззавѣтная любовь къ отечеству, къ своей національности и къ высшему радѣтелю за ихъ интересы — своему Государю; чувство долга, выражающееся въ покорности законамъ, правиламъ службы (дисц-нѣ) и, вообще, въ готовности исполнить принятыя на себя обязательства, какъ бы они тяжелы ни были; чувство чести, честолюбіе и славолюбіе, любовь къ славѣ — разл. степени стремленія обезпечить уваженіе извнѣ къ своей личности, — основа большинства военныхъ добродѣтелей и высш. подвиговъ; наконецъ, чувство общественности (корпоративности), рождающее товарищеское единеніе — источникъ взаимопомощи и взаимной выручки. Подъ умств. восп-ніемъ подразумѣвается, съ воен. точки зрѣнія, забота о развитіи, во-первыхъ, сознат. привычки отдавать себѣ ясный отчетъ въ предъявляемыхъ службою требованіяхъ и задачахъ; во-вторыхъ, глазомѣра (чутья), — способности быстро оцѣнивать и даже угадывать обстановку дан. дѣйствія и, въ-третьихъ, находчивости и быстрой сметки, обезпечивающей цѣлесообразность рѣшеній (поступковъ), ведущихъ кратч. путемъ къ наиб. успѣху. Наконецъ, физич. восп-ніе имѣетъ цѣлью укрѣпить здоровье человѣка, развить его мышечную и нервную силу и, вообще, обратить его въ неутомимаго, выносливаго, неприхотливаго, всегда добраго, ловкаго, смѣлаго и подвижного бойца. Сущность В. восп-нія въ разл. истор. эпохи понималась, однако, неодинаково. Въ древности, когда постоян. армій не было, а между тѣмъ войны были непрерывны и жестоки, В. восп-ніе естеств. образомъ входило въ программу восп-нія каждаго гражданина (Греція, Римъ). Быть полноправнымъ гражданиномъ значило въ то же время быть и образцовымъ воиномъ, ибо на каждомъ гражданинѣ лежала обяз-сть поддерживать не только внѣш. безопасность гос-тва, но также и господство своего племени надъ покоренными народами внутри страны. Поэтому В. восп-ніе являлось скорѣе "самовоспитаніемъ" и въ мирн. время поддерживалось самимъ народомъ черезъ посредство воинств. игръ (напр., Олимпійскія, Истмійскія и др.), состязаній, турнировъ и т. п. По мѣрѣ роста гос-твенности и развитія мирной культуры, это положеніе вещей мало-по-малу измѣнилось: воен. спец-сть, а съ нею и воинств. духъ, сохранила за собою лишь сравнительно небольшая, хотя и благороднѣйшая часть гражданъ (дворянство, рыцарство), постепенно обратившаяся въ контингентъ военач-ковъ (въ новѣйшее время — офицерскій корпусъ); масса же армій набиралась сначала изъ наемныхъ воиновъ-профессіоналовъ (кондотьеры, ландскнехты, швейцарцы и т. п.), а затѣмъ просто вербовалась изъ худшихъ элементовъ страны и даже чужеземцевъ. Для наемниковъ принципы В. восп-нія были непримѣнимы: ихъ воин. духъ поддерживался просто разбойничьими инстинктами (войны въ то время были сплошнымъ грабежомъ). Для вербованныхъ же войскъ б. выработана постепенно, взамѣнъ В. восп-нія, спец. система воин. муштры (дрессировки), сущность к-рой состояла въ стремленіи, посредствомъ соотвѣтств. механич. упражненій и жестокихъ наказаній, превратить человѣка въ машину, въ автомата, повинующагося только голосу нач-ка (афоризмъ Фридриха В., творца муштры: "Солдатъ долженъ бояться палки капрала больше, чѣмъ пули непріятеля"); такому методу В. восп-нія соотвѣтствовали и тактика и даже стратегія (см. Линейная тактика и Пятипереходная система1). Событія революц. войнъ конца XVIII в. послужили сигналомъ къ корен. перемѣнѣ понятій. Наполеонъ воскресилъ нѣк-рое подобіе древнихъ гражд. или народ. армій, при чемъ патріотич. настроеніе и вѣра въ вождя восполняли недостатокъ ихъ В. восп-нія. Къ такимъ же арміямъ, начиная съ Пруссіи, постепенно перешли и прочія европ. гос-тва (кромѣ Англіи). При этомъ въ мирн. время кадръ арміи естеств. обр. обратился въ воспитательно-образовательную воен. школу, въ к-рой все способное владѣть оружіемъ населеніе стало проходить курсъ боев. подготовки. Такая перемѣна въ связи съ возникновеніемъ новой тактич. доктрины д. б. отразиться и на системѣ В. восп-нія: механич. муштра, отвѣчавшая лишь свойствамъ вербованныхъ армій, въ значит. мѣрѣ потеряла свой raison d’être. Однако, рутина и былой престижъ муштры оказались весьма живучими. Переходъ отъ принциповъ механич. дрессировки къ принципамъ истиннаго В. восп-нія, какъ оно, въ идеалѣ, понимается теперь, совершался весьма медленно и, въ сущности, затянулся до нашихъ дней: въ большей или меньшей степени муштра до сихъ поръ живетъ въ дѣлѣ В. восп-нія войскъ и имѣетъ не мало идейныхъ приверженцевъ (особенно въ Германіи, Англіи и у насъ). Россія въ дѣлѣ В. восп-нія долго шла самобыт. путемъ: у насъ почти не было ни наем. ни вербов. войскъ, и наши арміи всегда обладали нѣк-рыми свойствами народныхъ. Вѣроятно, поэтому наши лучшіе воен. люди всегда понимали сущность В. восп-нія именно въ томъ смыслѣ, какъ она представляется намъ теперь: объ этомъ свидѣтельствуетъ образцовая и для нашей эпохи в.-педагогич. система Петра В., Румянцева, Потем-кина и особенно Суворова. Къ сожалѣнію, эта самобытность была рѣзко оборвана въ концѣ XVIII в. вторженіемъ къ намъ идей и формъ прус. муштры, черезъ посредство созданныхъ имп. Павломъ Гатчинскихъ войскъ и выписанныхъ изъ Пруссіи инструкторовъ. Только въ концѣ прошлаго вѣка нашелся авторитетъ, доказавшій несостоятельность системы муштры вообще, а для нашей арміи въ особенности, и побудившій насъ вернуться въ дѣлѣ В. восп-нія на путь, указанный Петромъ В. и Суворовымъ: это — М. И. Драгомировъ. Однако, его многолѣтняя талантливая проповѣдь, подхваченная многими выдающимися воен. людьми и послужившая во многомъ откровеніемъ и для иностр. армій, не смогла вполнѣ преодолѣть инерцію прус. вліянія: до сихъ поръ, какъ и на Западѣ, муштра принимаетъ у насъ существенное участіе въ В. восп-ніи. Послѣднее еще недавно повсюду считалось какъ бы монополіей воен. вѣд-ва. Прочія вѣд-ва и само общ-во, конечно, старались оказывать арміи посильное содѣйствіе, сочувствіе и поддержку (напр., побѣдоносные для нѣмцевъ результаты войны 1870—71 гг. приписываются "нѣмецкому школьному учителю", т.-е. заботамъ вѣд-ва народ. просвѣщенія о воспитаніи народа въ духѣ религіозности, патріотизма и вѣрности долгу); но собственно задачи В. восп-нія они считали внѣ своей компетенціи. Болѣе того: во Франціи возникла даже утопическая идея (Ж. Дюрюи), отозвавшаяся и въ Россіи, что армія мирн. времени могла бы взять на себя и задачу гражданскаго, общаго, восп-нія народа. Однако, идея эта заглохла довольно быстро и уступила мѣсто обратному теченію. Дѣло въ томъ, что тяжелый и сложный характеръ современныхъ войнъ предъявляетъ В. восп-нію и обученію все болѣе и болѣе высокія требованія. Между тѣмъ, сроки пребыванія гражданина въ рядахъ арміи все сокращаются (ради возможности имѣть, на случай войны, болѣе многочисл. запасъ подготовленныхъ бойцовъ); вмѣстѣ съ тѣмъ, все ширится противодѣйствующая успѣшности В. восп-нія пропаганда разл. антигосударственныхъ и антимилитаристическихъ ученій. Совокупность этихъ причинъ заставила признать, что армія, какъ школа, не только не въ состояніи расширить свои задачи въ пользу общаго гражданскаго восп-нія, но сама въ дѣлѣ воен. подготовки народа нуждается въ помощи общ-ва и прав-ства. Помощь эта гл. обр. д. выразиться въ томъ, чтобы будущій защитникъ родины вступалъ въ ряды арміи уже развитымъ въ нравств., умств. и физич. отношеніяхъ, въ полномъ сознаніи своего гражд., а вмѣстѣ съ тѣмъ и воен. долга; тогда арміи останется только довершить его восп-ніе въ чисто воен. духѣ и научить его воен. искусству. Съ этой мыслью явилась и другая: съ юныхъ лѣтъ привить будущему воину вкусъ къ войнѣ и воен. службѣ, образовать въ немъ воен. навыки, сноровки и т. п. Въ результатѣ, благодаря усиліямъ общ-въ и прав-ствъ, во всѣхъ странахъ возникаютъ разл. добровольч. и школьн. орг-ціи и спортив. кружки съ в.-воспитат. и в.-учебн. цѣлями, что, конечно, должно современемъ въ значит. мѣрѣ облегчить задачи самой арміи. Въ идеалѣ, методъ В. восп-нія д. опираться, съ одной стороны, на выводы психологіи и физіологіи человѣка, а съ другой — на изученіе внутр. и внѣш. природы войны. Однако, въ дѣйствительности такой научно-обоснованной и общепризнанной системы В. восп-нія пока не существуетъ (хотя частныхъ попытокъ создать эту систему появляется все больше и больше). То же, что разумѣется на практикѣ въ арміяхъ подъ системою В. восп-нія, представляетъ, собственно, случайное наслоеніе принциповъ, мыслей, пріемовъ, сноровокъ и т. п., частью завѣщанныхъ нашему поколѣнію великими практиками (Суворовымъ — у насъ, Наполеономъ — во Франціи, Фридрихомъ II — въ Германіи), частью извлеченныхъ изъ дѣятельности тѣхъ же практиковъ выдающимися воен. теоретиками (Клаузевицъ, Драгомировъ), частью укоренившихся по рутинѣ съ весьма давнихъ временъ. Въ общемъ, въ дѣлѣ В. восп-нія арміи такъ или иначе принимаетъ участіе все гос-тво. Признаки этого участія м. замѣтить и въ воен. званіи главы гос-тва, и въ отношеніяхъ къ воинству со стороны церкви, законод-ства, общ-ва, печати и т. д. Повсюду армія рѣзко (формой одежды, правомъ ношенія оружія) выдѣлена изъ среды прочаго населенія въ особую корпорацію, живущую по особымъ законамъ и имѣющую свою особую этику. Въ самой арміи средствомъ В. восп-нія является, въ сущности, весь укладъ ея службы, жизни и дѣятельности. Посредствомъ точной регламентаціи обязательными къ рук-ству уставами, наставленіями, правилами и т. п. ее стараются вести такъ, чтобы кажд. воинъ возможно чаще и отчетливѣе представлялъ себѣ во всемъ величіи свое назначеніе и могъ упражнять въ себѣ тѣ душевныя настроенія, умств. и физич. навыки, к-рые понадобятся ему въ воен. время; въ то же время заботятся объ устраненіи всего того, что могло бы имѣть, въ этомъ отношеніи, вредное вліяніе. Поэтому въ войскахъ, прежде всего, стараются укоренить религіозность, истово соблюдать церковные обряды, к-рые, при случаѣ, связываются съ представленіями о долгѣ воина: такая связь установлена, напр., въ обрядѣ принесенія присяги на вѣрность службы, въ порядкѣ освященія и самомъ рисункѣ знаменъ, въ способѣ празднованія годовщинъ воен. событій и т. п. Заботятся о поддержаніи на высокомъ уровнѣ патріотич. чувства, что достигается посредствомъ разл. празднествъ, торжествъ, бесѣдъ, чтеній и т. п., выражающихъ благоговѣніе и преклоненіе передъ величіемъ и славою родины въ ея прошломъ и настоящемъ и передъ личностью ея государей; стараются возбудить любовь и уваженіе къ своей арміи, воскресить воспоминанія ея воен. славы, для чего поощряется составленіе и изученіе исторіи побѣдъ и заслугъ родной арміи (своей части, въ особенности), устройство памятниковъ, музеевъ и т. п. и посѣщеніе полей сраженій; увѣковѣчиваются и постоянно вспоминаются имена и подвиги родныхъ героевъ воен. долга и чести (мрамор. черныя доски въ храмахъ съ именами павшихъ на войнѣ). Самый характеръ службы регулируется такъ, чтобы выдвинуть рельефно святость закона, долгъ службы и требованія воен. дисц-ны и вмѣстѣ съ тѣмъ вызвать у исполнителя стремленіе къ самост-сти и сознательному отношенію къ своимъ обяз-стямъ (наиб. важнымъ въ воспитат. смыслѣ видомъ службы войскъ мирн. времени Драгомировъ считалъ службу караульную, т. к. она ставитъ часто оф-ра и солдата въ тѣ же положенія, какъ и война). Строгимъ порядкомъ жизни, а также системою поощреній и взысканій, внѣдряются правила порядочности, нравственности, чести, опрятности и приличія. Самая служба и занятія по изученію воен. дѣла организуются такъ, чтобы изъ нихъ была ясно видна ихъ конечная цѣль, и обучаемый на каждомъ шагу упражнялся въ проявленіи желат. воин. качествъ. Спеціально для физич. восп-нія предназначена ежедневная методич. гимнастика, игры и спортъ, многія строев. занятія (выправка, маршировка, походныя движенія и т. п.); та же цѣль проявляется въ заботахъ о питаніи, одеждѣ, помѣщеніи, гигіенѣ и т. п. воин. чиновъ. Умств. восп-нію н. чиновъ стараются помочь обученіемъ ихъ грамотѣ и поощреніемъ къ чтенію доступныхъ ихъ пониманію книгъ. В. восп-нію особенно способствуетъ правильная постановка отношеній между нач-ками и подчиненными. Эти отношенія д. быть таковы, чтобы уже въ мирн. время получился навыкъ: у нач-ка — къ власти и вмѣстѣ съ тѣмъ довѣрію, благожелательству къ низшему и заботѣ о немъ, а у подчиненнаго — къ безпрекословному повиновенію наряду съ уваженіемъ къ начальнику. Этими же отношеніями воспитывается чувство общности, единства всѣхъ в-служащихъ и личной чести каждаго воина, независимо отъ его чина. Задача В. восп-нія массы арміи лежитъ всецѣло на к-сѣ оф-ровъ (у.-оф-ровъ, даже сверхсрочныхъ, можно считать ихъ пом-ками въ дѣлѣ восп-нія только въ самомъ узкомъ, формальномъ смыслѣ). Роль оф-ровъ въ арміи чрезвычайно поднимается въ своемъ значеніи и усложняется тѣмъ обстоятельствомъ, что, будучи воспитателями, они въ то же время являются для н. чиновъ тѣмъ образцомъ, идеаломъ воина, къ какому они сами обязаны побуждать стремиться своихъ воспитанниковъ. Отсюда видно, что "качество арміи зависитъ отъ качества офиц. корпуса". Поэтому, во всѣхъ арміяхъ прилагаются всѣ старанія создать многочисленный, хорошо воспитанный и образованный контингентъ офицеровъ. Для этого ихъ, во-первыхъ, обезпечиваютъ достаточнымъ содержаніемъ; во-вторыхъ, выбираютъ, по возможности, изъ наиб. культурнаго, благород. и благонадеж. класса населенія; въ-третьихъ, подготовляютъ, по возможности, съ дѣтства къ воен. службѣ въ спец. учебн. заведеніяхъ (кад. к-са, воен. уч-ща) и, въ-четвертыхъ, предъявляютъ офиц. корпораціи строгія требованія въ отношеніи нравственности, личн. чести и умств. развитія. Въ общемъ основы восп-нія офицера, конечно, тѣ же, что и н. чина. Что касается В. восп-нія населенія внѣ арміи, то этотъ вопросъ, огромный по своему значенію, въ наст. время вполнѣ прочно стоитъ только въ Японіи и до нѣк-рой степени въ Германіи, Англіи и Франціи. Въ прочихъ гос-твахъ онъ находится въ періодѣ эволюціи, смыслъ к-рой заключается въ постепенной милитаризаціи общихъ школъ и частныхъ спортивныхъ обществъ. Ниже приводятся краткія свѣдѣнія о положеніи этого дѣла въ нѣк-рыхъ изъ крупныхъ гос-твъ. Японія. Традиціонный воен. характеръ общаго восп-нія населенія преемственно перешелъ отъ древнѣйшаго рыцарск. сословія "самураевъ". Въ эпоху паденія феодал. строя страны населенію временно б. запрещено носить оружіе, что нѣск. уронило его воинств. духъ. Но затѣмъ, уже съ 70-хъ гг. прошлаго вѣка, прав-ство взяло дѣло восп-нія въ свои руки и поставило его вновь на воен. ногу. Юношество ведется въ духѣ кодекса "бусидо" (см. это слово), въ традиціяхь высокаго патріотизма, культа народ. героевъ, павшихъ на полѣ брани, уваженія къ воин. службѣ и воен. добродѣтелямъ, любви къ спорту (гимнастика, фехтованіе, джіу-джитцу, плаваніе, стрѣльба изъ лука и пр.). Поэтому можно сказать, что большая часть новобранцевъ, поступая въ армію, представляютъ собою нравственно, умственно и физически подготовленныхъ воиновъ, Кромѣ того, во всѣхъ учебн. заведеніяхъ (кромѣ университетовъ) обязательны занятія воен. гимнастикою, строемъ и почти всѣми видами пол. службы; въ неб. размѣрахъ производится и стрѣльба. Спортив. общ-ва распространены очень широко. Въ мин-ствѣ народ. просвѣщенія существуетъ особ. ком-тъ по вопросамъ воен. подготовки населенія, членомъ к-раго состоитъ и нач-къ гл. упр-нія по образованію войскъ. Германія. Дѣло общаго восп-нія ведется въ высоко патріотич., религіоз. и воинств. духѣ. Широко распространенъ спортъ: имѣется до 7.500 гимнаст. и стрѣлк. общ-въ (см. Военные союзы). Нѣкоторыя изъ нихъ (Берлинскій и Мюнхенскій союзы) устраиваютъ часто воен. прогулки, занятія пол. службой и т. п., при чемъ многія (преимущ-но, стрѣлковыя) субсидируются прав-ствомъ и пользуются широкой поддержкой воен. вѣд-ва. Есть также много дѣтскихъ союзовъ, преслѣдующихъ только задачи физич. и нравств. восп-нія (безъ воен. оттѣнка); но есть признаки, что въ ближ. будущемъ и они будутъ милитаризованы. Школьниковъ намѣчено допускать и привлекать къ присутствію на воен. маневрахъ, ученіяхъ, парадахъ, предоставлять имъ воен. плацы для гимнастики, игръ и т. п. Англія. Общее нравств. и физич. воспитаніе молодежи стоитъ прочно съ давнихъ поръ. "Юныя бригады" (boy-brigades), существующія уже 30 лѣтъ, хотя и не имѣютъ яркаго воен. оттѣнка, но преслѣдуютъ задачу воспитать юношей въ духѣ религіозности, корпоративности, дисциплины, самост-ности, рыцар. понятій о долгѣ и чести, а также развить ихъ въ физич. отношеніи. Кромѣ того, существуютъ "кадетскіе отряды" (cadet-units) въ графствахъ, въ к-рыхъ молодежь, въ возрастѣ 12—17 л., подготовляется къ воен. службѣ (подъ наблюденіемъ воен. вѣд-ва); намѣчено формированіе кадет. б-новъ и изъ юношей сельскаго населенія. Въ 1907 г., по мысли ген. Баденъ-Поуэля (см. это слово) возникли отряды "юныхъ развѣдчиковъ", съ особою системою восп-нія, въ к-рой гл. роль играетъ развитіе характера, твердой нравств. дисциплины, самост-ности, находчивости т. п. присущихъ истинному воину качествъ; 70—80% развѣдчиковъ добровольно поступаютъ въ армію. Кромѣ того, много частн. спортив. общ-въ такъ или иначе работаютъ въ пользу воен. подготовки населенія. Франція. Кромѣ общаго гражданскаго восп-нія, во всѣхъ низш. и сред. учебн. заведеніяхъ обращено больш. вниманіе на физич. развитіе (гимнастику), а также на разъясненіе ученикамъ значенія войны, внушеніе уваженія къ арміи и къ высокимъ принципамъ воен. службы. Внѣ школы дѣйствуетъ въ духѣ В. восп-нія обширный "Союзъ подготовки франц. молодежи къ воен. службѣ", состоящій изъ множества (болѣе 31/2 т.) частн. гимнаст. стрѣлк. и т. п. общ-въ; многія изъ нихъ широко поддерживаются и субсидируются воен. вѣд-вомъ, имѣютъ право пользоваться казен. оружіемъ, тирами, стрѣльбищами, патронами и т. п. Членамъ союза дѣлаются нѣк-рыя льготы по отбыванію воин. повинности (но ни въ коемъ случаѣ не сокращеніе срока службы въ арміи). Подъ предварит. подготовкою къ воен. службѣ понимается патріотич., нравств. и физич. восп-ніе, стрѣльба, верхов. ѣзда, знакомство съ чтеніемъ картъ и т. п., но не строев. образованіе. Австро-Венгрія. Патріотическое восп-ніе нѣск. затруднено разноплеменнымъ составомъ гос-тва. Въ населеніи имѣется до 500 стрѣлк. общ-въ изъ младшихъ возрастовъ ландштурма (свыше 60 т. членовъ). Кромѣ того, существуетъ множество (до 1.400) ферейновъ изъ отстав. солдатъ, к-рыхъ предположено использовать для возбужденія въ населеніи воин. духа (и для службы въ тылу арміи во время войны). Съ 1906 г. возникаютъ дѣтскія орг-ціи съ программой В. восп-нія и обученія (гимнастика, стрѣльба, изученіе оружія и т. п.). Въ Венгріи стрѣлк. обученіе введено въ нѣк-рыя ср. учебн. заведенія. Швеция. Физич. восп-ніе юношества (по системѣ "шведской гимнастики") поставлено весьма высоко. Въ населеніи очень много спортив. общ-въ. Огромное вниманіе удѣляется "стрѣлк. кружкамъ", объединеннымъ во всеобщій союзъ добровольцевъ, съ центр. упр-ніемъ въ Стокгольмѣ. Особенно пользуется распространеніемъ пол. стрѣльба, съ рѣшеніемъ боев. задачъ. Недавно возникъ союзъ "юныхъ развѣдчиковъ" (по образцу англійскихъ). Россія. Дѣло общаго восп-нія въ учебн. заведеніяхъ въ духѣ патріотизма, нравств. и физич. развитія поставлено не единообразно. Съ 3 янв. 1908 г., вслѣдствіе собственноручной резолюціи Государя Императора, началось обученіе дѣтей въ народ. школахъ строю и гимнастикѣ. Затѣмъ, 18 іюля 1911 г. утверждено "Положеніе о внѣшкольной подготовкѣ рус. молодежи къ воен. службѣ", объединившее дѣят-сть возникшихъ недавно довольно многочисл. добровольныхъ дѣтскихъ организацій, подъ именемъ "потѣшныхъ дружинъ и отрядовъ" при войсков. частяхъ и въ населеніи. Основ. цѣлью подготовки поставлено: а) укрѣпленіе въ подростающемъ поколѣніи вѣры въ Бога, беззавѣт. любви къ Царю и отечеству, добрыхъ нравств. правилъ и уваженія къ законности и порядку; б) ознакомленіе его съ доблестнымъ духомъ рус. арміи и началами воин. дисциплины; в) обученіе воен. строю и физич. восп-ніе и г) развитіе съ юныхъ лѣтъ духов. и физич. качествъ, необходимыхъ рядовому бойцу во время воен. дѣйствій. Существуетъ также значит. количество различныхъ спортив. общ-въ, — въ большинствѣ, однако, лишенныхъ воен. цѣлей и организаціи. Стрѣлк. общ-въ, по соображеніямъ политич. характера, въ Россіи почти нѣтъ. (Суворовъ, Наука побѣждать; Драгомировъ, Воспитаніе и образованіе войскъ, ч. II учебника тактики; Байковъ, Свойства боев. элементовъ и подготовка войскъ къ войнѣ и бою; Бутовскій, О способахъ воспитанія и обученія современнаго солдата; П. К., Психологич. основанія воспитанія солдата; Гершельманъ, Нравственный элементъ въ рукахъ Суворова; Масловъ, Анализъ нравств. силъ бойца; Пузыревскій, Изслѣдованіе боя; Головинъ, Изслѣдованіе боя; Мюллеръ, Моральное воспитаніе войскъ въ Германіи, Россіи и Японіи; Жоржъ Дюрюи, Соврем. соціальная роль офицера, пер. съ франц. К. Л. Евреинова и Е. А. Никольскаго, Спб., 1906; Основы боев. муштры, пер. съ нѣм. М. Энвальда, Спб., 1910; К. Эбнеръ, Лекціи о соціал. роли оф-ра, пер. съ нѣм. Н. Г. Энгельмана, Спб., 1908; Дюрюи, У.-оф-ръ соврем. арміи, пер. съ франц. Евреинова и Никольскаго, Спб., 1907; М. Вальтеръ, У.-оф-ръ, пер. съ нѣм. Гасфельда, Варшава, 1909; Баденъ-Поуэль, Юный развѣдчикъ, пер. съ англ., Спб., 1910).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Военное воспитание" в других словарях:

  • военное воспитание — karinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Patriotinio auklėjimo procesas, kai formuojamos jaunimo moralinės politinės, psichologinės ir kovinės savybės, kurių reikia ginant tėvynę. Pagrindiniai karinio auklėjimo uždaviniai yra šie …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • Военное право — Военное право[1] (военное законодательство, законодательство военное), данные термины имеют следующее значение в России: отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных… …   Википедия

  • Зарубежное военное обозрение — Специализация: информационно аналитический военный журнал Периодичность: ежемесячный Язык: русский Адрес редакции: Москва, Хорошевское ш., д. 38д, 123007 Главный редактор …   Википедия

  • Корпус (военное дело) — У этого термина существуют и другие значения, см. Корпус. Экспедиционный кор …   Википедия

  • Подразделение (военное дело) — У этого термина существуют и другие значения, см. подразделение. Подразделение 2 й пехотной дивизии, Сочи, 1919 год …   Википедия

  • Религиозное воспитание немецких военнослужащих — Религиозное воспитание немецких военнослужащих, проводимое бундесвером во взаимодействии с католической и евангелической церквями Германии, является важным составляющим элементом функционирования вооруженных сил ФРГ. Существующая в бундесвере… …   Википедия

  • Львовское военное училище — Львовский военный институт Львовский военный ордена Красной Звезды институт имени гетмана Петра Сагайдачного  одно из ведущих учебных учреждений в системе военного образования Министерства обороны Украины. Входит в состав университета «Львовская… …   Википедия

  • Александр II (часть 1, I-VI) — — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Корф, граф Модест Андреевич — статс секретарь, член Государственного Совета, род. 11 сентября 1800 г., ум. 2 января 1876 г. Происходил из старинного дворянского рода Вестфалии. Историю этого рода можно проследить с 1240 г. По преданию, один из Корфов участвовал в 1250 г. в… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»