- Военное искусство
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, имѣетъ задачею съ возможно меньшею затратою силъ, средствъ и времени достигнуть на войнѣ побѣды надъ врагомъ. Это наиболѣе сложное и наитруднѣйшее изъ всѣхъ человѣческихъ искусствъ, почему великіе мастера В. иск. — полководцы являются вѣками, появленіе ихъ подготовляется иногда работою многихъ поколѣній. Но при всей сложности явленій въ области В. иск., всѣ военныя операціи должны удовлетворять двумъ главнымъ требованіямъ: 1) по мысли (замыслу) отвѣчать основнымъ идеямъ военной науки; 2) по исполненію представлять законченное цѣлое, въ к-ромъ всѣ частные эпизоды являлись бы необходимымъ слѣдствіемъ развитія одной общей мысли, положенной въ основаніе операціи. Чтобы удовлетворить этимъ требованіямъ, кромѣ наличія таланта полководца, необходимо еще и соотвѣтственное орудіе войны — превосходная по составу и правильно организованная армія, снабженная необходимыми технич. средствами данной эпохи. Прикладная часть В. иск. (исполненіе) постоянно измѣняется, вслѣдствіе постояннаго измѣненія эл-товъ, съ к-рыми В. иск. должно считаться. Эл-ты эти двоякаго рода: естественные и искусственные. Къ первой категоріи принадлежатъ: человѣкъ съ его физич. и духов. орг-ціей, пространство, время, силы и средства природы. Ко второй категоріи относятся различныя искусств. изобрѣтенія, орудія борьбы, усиливающія, а иногда и замѣняющія собою естеств. средства борьбы. Это обиліе эл-товъ, постоянно измѣняющихся, какъ самихъ по себѣ, такъ и подъ вліяніемъ сочетаній съ другими эл-тами, и создаетъ ту сложную, иногда туманную обстановку, разобраться въ к-рой — удѣлъ крупнаго ума и таланта. Важнѣйшимъ эл-томъ творчества въ В. иск. является, конечно, человѣкъ съ его физич. и духовн. складомъ, и онъ оказываетъ наиб. вліяніе на формы и способы проявленія В. иск. Вотъ почему наблюдается въ исторіи націонализмъ въ искусствѣ. Убѣдительнымъ примѣромъ является исторія грековъ и римлянъ, въ теченіе своей исторіи разрабатывавшихъ одну и ту же задачу — фронтальную атаку на полѣ сраженія. Оба народа рѣшили задачу своеобразно: греки проводили въ жизнь механич. теорію боя, основанную на творчествѣ полк-ца, на искусномъ веденіи имъ боя — на сосред-ченіи превосход. силъ въ точкѣ удара; римляне всегда вели равносильную по всему фронту поля сраженія страшную атаку, основанную на высокой подготовкѣ одиноч. бойца и строго педантич. боев. порядкѣ; римская армія не нуждалась въ полк-цѣ; ей нуженъ былъ консулъ для поддержанія на полѣ сраженія той желѣз. дисциплины, въ к-рой воспитывался весь народъ уже въ мирн. время. Сравнивая В. иск. грековъ и римлянъ, конечно, приходится дать первенство грекамъ, но нельзя не согласиться, что въ этой разницѣ выказался націонализмъ этихъ великихъ представителей древняго міра. Юлій Цезарь попытался было перенести къ римлянамъ греческое В. иск., но оно сошло съ нимъ въ могилу. Прогрессъ въ В. иск. совершается по закону эволюціи (см. Военная наука); несмотря на разнообразіе эл-товъ и ихъ сочетаній, исторіи человѣчества свойственна повторяемость явленій и отдѣл. фактовъ въ болѣе или менѣе одинаковомъ видѣ, при чемъ высшее состояніе В. иск. всегда отмѣчаетъ эпоху здоровой госуд. жизни народа, его культуры и цивилизаціи. Эта закономѣрность явленій въ области В. иск., идущая парал-но съ общею историч. жизнью народовъ, объясняется, какъ слѣдствіе вѣчн. законовъ, дѣйствующихъ въ исторіи человѣчества. Состояніе В. иск. въ извѣстную эпоху у дан. народа м. служить какъ бы его истор. пульсомъ, по к-рому опредѣляется его долговѣчность. Въ періодъ выживанія народовъ, ихъ старости, совершенно перерождаются идеи и формы В. иск. сравнит-но съ ихъ молодостью. Не надо забывать, что въ области В. иск. не всѣмъ все доступно, и подражаніе здѣсь крайне опасно, если оно не отвѣчаетъ націонал. качествамъ бойцовъ, входящихъ въ составъ дан. арміи. Откуда же научиться В. иск.? Лучшее средство это — война, дающая возможность, при сознательномъ отношеніи къ ея явленіямъ, личн. опытомъ изучить современное В. иск.; но т. к. войны рѣдки, то большую пользу въ этомъ отношеніи приноситъ серьезное изученіе исторіи В. иск. и современныхъ войнъ. Изъ нихъ можно, на примѣрѣ великихъ полк-цевъ, изучить важнѣйшія стороны воен. творчества и убѣдиться въ томъ, что въ творчествѣ этихъ мастеровъ воен. дѣла было много общаго. Такъ, они всегда предпочитали наступать, чѣмъ обороняться; рѣшительный бой ставили гл. цѣлью войны; для одержанія побѣды сосредоточивали къ рѣшительному пункту въ рѣшительный моментъ возможно большія силы, даже съ рискомъ потерпѣть неудачу на второстепенныхъ пунктахъ; они смѣло ставили цѣли, рѣшительно приводили ихъ въ исполненіе; всегда старались преслѣдовать только одну цѣль, на достиженіе к-рой направляли всѣ усилія и предпринимали только тѣ частныя операціи, к-рыя содѣйствовали достиженію гл. цѣли; армія была всегда въ ихъ рукахъ, управляемая единымъ разумомъ и волею, но живымъ организмомъ, при полной самодѣят-сти отдѣльныхъ частей, при взаимной поддержкѣ и связи между ними; тщательное изученіе и постоянное наблюденіе за прот-комъ, а также мѣры для парированія возможныхъ случайностей; искусное отвлеченіе вниманія непр-ля посредствомъ демонстрацій и энергичная эксплоатація одержаннаго успѣха — вотъ основныя черты В. иск. великихъ мастеровъ дѣла во всѣ эпохи исторіи. Сущность В. иск. въ наст. время та же, что была въ древности, но практич. пріемы, техника веденія операцій измѣняется съ измѣненіемъ свойствъ бойца введеніемъ новыхъ технич. изобрѣтеній, могущихъ получить примѣненіе на войнѣ. (Литературу см. Война).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.