- Военные колесницы
ВОЕННЫЯ КОЛЕСНИЦЫ, примѣнялись въ древности съ боев. цѣлями, замѣняя часто конницу. Двухколес. В. кол. извѣстны въ Азіи съ древнѣйшихъ временъ. Ими пользовались еще ассирійцы, халдеи и персы, въ войскахъ к-рыхъ онѣ насчитывались тысячами. Но впослѣдствіи, когда значеніе пѣхоты увеличилось, число ихъ стало уменьшаться. Изъ Азіи колесницы перешли къ грекамъ и римлянамъ. Самая древняя греч. В. кол. (harma) везлась 2—4 лошадьми; кузовъ ради устойчивости стоялъ на очень низкихъ колесахъ; спереди б. придѣланы перила съ жел. кольцомъ сверху, куда привязывались возжи для управленія двумя пристяжными лошадьми; двѣ же коренныхъ шли подъ ярмомъ; сзади колесница б. открыта, чтобы возница и воинъ, сражавшійся стоя, могли вскакивать и соскакивать на ходу. У колесъ обык-но было четыре спицы, рѣже 6 или 8. У грековъ В. кол. упоминаются до Троянской войны. Выше описанная В. кол. называлась простой или троянской; но б. извѣстна еще сложная или персид. В. кол., вмѣщавшая 4 и болѣе воиновъ, стоявшая на 4 колесахъ и имѣвшая со всѣхъ сторонъ перила; къ дышлу прикрѣплялись копья, къ осямъ — косы; лошадь въ ней прикрывалась панцыремъ. Обык-но В. кол. устремлялись на непр-ля и разстраивали его ряды, а следовавшая за ними пѣхота довершала пораженіе. Противъ В. кол. выпускались стрѣлы, а когда кони достигали рядовъ, то войска разступались и пропускали ихъ. Иногда передъ фронтомъ для задержанія В. кол. выкапывались рвы и вбивались колья. Римляне употребляли В. кол. преимущ-но для празднованія побѣды, когда победитель ѣхалъ въ разукрашен. тріумф. колесницѣ. Киръ въ сраж. при Тимврѣ имѣлъ нѣск. В. кол., на к-рыхъ б. устроены башни. Ихъ тащило нѣск. десятковъ воловъ. Средневѣк. воен. повозки швейцарцевъ, нѣм. ландскнехтовъ и гусситовъ имѣли видъ обыкновен. телѣгъ, но крупнѣе и прочнѣе. Высокія перила имѣли бойницы, за к-рыми помѣщались стрѣлки, а иногда большіе самопалы и даже мелкія орудія. Такихъ повозокъ у гусситовъ бывало болѣе двухъ тысячъ; обык-но они составляли изъ нихъ вагенбургъ, связывая цѣпями и оставляя необходимые проходы для вылазокъ. Иногда же повозками пользовались и во время движенія для прикрытія фланговъ (гусситы при Куттенбергѣ въ 1421 г.) и даже для прорыва непр. строя (швейцарцы при Лаупенѣ въ 1339 г.). У русскихъ укрѣпленіе, составленное изъ повозокъ или щитовъ на колесахъ, называлось "гуляй-городъ" и упоминается впервые въ 1530 г. при осадъ Казани вел. кн. Василіемъ Ивановичемъ. (Кн. Н. С. Голицынъ, Всеобщая военная исторія; А. К. Пузыревскій, Исторія военнаго искусства въ средніе вѣка).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.