- Воздушный флот
ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТЪ, совокупность управляемыхъ аэростатовъ и аэроплановъ, имѣющихся въ распоряженіи государства. Передвиженіе съ помощью воздуш. кораблей есть кратчайшее и скорѣйшее и поэтому д. б. самымъ удобнымъ для воен. цѣлей. Существуютъ пока два препятствія къ осуществленію воздуш. передвиженія: малый радіусъ дѣйствій и опасность полета. Принимая во вниманіе соврем. развитіе техники, можно сказать съ увѣренностью, что рѣшеніе задачи, т.-е. устраненіе этихъ препятствій, заключается въ увеличеніи тоннажа (размѣровъ) летат. аппаратовъ, что повлечетъ за собой большую ихъ остойчивость (болѣе правильное и постоянное положеніе центровъ тяжести, фигуры и сопротивленія), большую подъемную способность, большій запасъ топлива, большую крѣпость и наличіе запас. двигателей. Тому же закону увеличенія тоннажа подверглись мор. суда, коммерческія и военныя; естественно учесть заранѣе эту эволюцію и въ судахъ воздушныхъ. На практикѣ она стала замѣчаться во Франціи и въ Англіи уже въ 1910 г. Управляемые аэростаты подраздѣляются на малые, до 3 т. кб. мтр. объема, средніе, до 6 т. кб. мтр., и большіе отъ 6 до 10 т. и болѣе кб. мтр. Существенную пользу м. принести только большіе управляемые аэр-ты, т. к. они при больш. подъем. силѣ имѣютъ больш. ск-сть (16—17 мтр. въ сек.) и больш. продолжительность полета (болѣе 24 ч.) и м. подниматься и совершать полетъ на высотѣ до 2 т. мтр. Изъ соврем. системъ управл. аэр-товъ наиб. примѣнимыми признаны полужесткіе (аэр-ты Лебоди, Клеманъ-Байяръ, Гросса) и мягкіе (Парсеваля). Въ аэр-тѣ гр. Цеппелина въ посл. время разочаровались даже и въ Германіи. О наличности въ наст. время управл. аэр-товъ въ отдѣл. гос-твахъ см. таблицу. Аэропланы существуютъ самыхъ разнообраз. системъ, но для воен. цѣлей предпочитаютъ послѣдніе образцы Фармана (бипланъ) и Блеріо (монопланъ), а въ Россіи разрабатываются новыя системы Гаккеля и инж.-кап. Вегенера (бипланы). Установить наличное число ихъ нѣтъ никакой возм-сти, т. к. оно весьма быстро мѣняется. Во всякомъ случаѣ по числу аэроплановъ и летчиковъ на первомъ мѣстѣ стоитъ Франція, имѣющая сейчасъ до 200 аэр-новъ, затѣмъ — Россія, имѣющая ок. 100 аэр-новъ и на 3-мъ мѣстѣ — Германія. Въ отношеніи воздухопл. средствъ наиб. всего обезпечены Франція, затѣмъ Германія, а потомъ слѣдуютъ Россія, Англія, Австрія, Италія и др. Франція имѣетъ большое число заводовъ и мастерскихъ, изготовляющихъ управл. аэр-ты, аэр-ны, воздухопл. двигатели и все вообще относящееся къ воздухопл. техникѣ; Германія также въ посл. время сильно подняла свою воздухопл. технику и старается не отстать отъ Франціи и быть независимою отъ нея. Россія имѣетъ нѣск. заводовъ и мастерскихъ, изготовляющихъ аэр-ты, аэр-ны и принадлежности къ нимъ, но пока двигателей у насъ не изготовляютъ, хотя и дѣлаются къ тому попытки, и въ этомъ отношеніи мы весьма зависимъ отъ З. Европы. Англія, Австрія и Италія находятся въ нѣск. лучшихъ условіяхъ. Въ Россіи аэр-ны заказываются на рус. заводахъ, а также пріобрѣтаются за гр-цею послѣднія модели, особенно отличившіяся при полетахъ. Нашъ авіаціон. флотъ состоитъ изъ аэр-новъ воен. вѣд-ва, отдѣла В. флота, во главѣ к-раго стоитъ В. К. Александръ Михаиловичъ, а также разл. аэроклубовъ и отдѣл. частныхъ лицъ (см. таблицу "Управляемые аэростаты европ. государствъ"). Воздуш. кораблямъ предстоитъ, повидимому, значительная роль и въ морской войнѣ. Какъ только летател. машины получатъ возм-сть подыматься въ любую погоду и опускаться на воду безъ риска утонуть, имъ представятся слѣдующія задачи въ в.-мор. дѣлѣ: развѣдка, наблюденіе за отдѣл. участками моря или берег. черты, дѣйствія противъ к-блей и берег. укр. пунктовъ. Изъ двухъ типовъ воздуш. к-блей машины типа аэр-новъ предпочтительнѣе для в.-мор. дѣла, въ виду сравнит. безопасности ихъ отъ арт. огня и меньшей зависимости отъ вѣтра. Исполняя задачи развѣдокъ и стаціонарнаго наблюденія, летател. аппараты имѣютъ громад. преимущество передъ всѣми другими средствами, благодаря огромному горизонту, быстротѣ передвиженія и способности лучше видѣть съ высоты предметы, погруженные въ воду. Благодаря послѣдней, они облегчатъ открытіе мин. загражденій на пути эскадры и обнаружатъ подходъ къ ней подвод. лодокъ. Въ активныхъ дѣйствіяхъ противъ к-блей и портовъ летател. аппараты заставятъ суда бронироваться отъ навѣсныхъ снарядовъ и будутъ способствовать болѣе скорому овладѣнію укр. пунктами, поддерживая внезап. ночными атаками тревожное состояніе духа осажденныхъ. Изъ послѣднихъ попытокъ создать аэр-нъ, пригодный для мор. операціи, слѣдуетъ указать на аэропланъ Гаккеля работы Русско-Балтійскаго вагоностроит. завода, имѣющій гидропланы для посадки на воду (1911 г.). Полеты лейт. Ели (америк. службы) и упражненія въ посадкахъ на палубы воен. к-блей доказываютъ полную примѣнимость летател. аппаратовъ къ полетамъ надъ моремъ въ цѣляхъ воен. службы; въ ближайшемъ будущемъ большіе крейсера будутъ снабжаться аэр-нами также обязательно, какъ теперь они снабжаются минами, катерами и т. п. Но на ряду съ вспомогат. значеніемъ летател. ап-ты получатъ, конечно, и самостоят. значеніе въ арсеналѣ воен. средствъ. Въ этомъ смыслѣ В. флотъ — дѣло будущаго, предсказать наступленіе к-раго пока еще слишкомъ рано.
УПРАВЛЯЕМЫЕ АЭРОСТАТЫ ЕВРОПЕЙСКИХЪ ГОСУДАРСТВЪ.
Названіе
аэростатовъ.Годъ
постройки.Объемъ
m3Длина
mДіаметръ
mЧисло
винтовъ.Сила
двигателей.Мѣсто расположенія.
Германія.
Жесткіе.
Цеппелинъ L. Z. 3
1906
12.100
136
11,6
4 (двухлоп.)
2×85
Метцъ.
" L. Z. 8
1910—11
19.000
146
14,0
4 (2 двухлоп. и 2 четырехлоп.)
3×120
Дюссельдорфъ." L. Z. 9
1910—11
17.000
132
14,0
4 (2 двухлоп. и 2 четырехлоп.)
3×120
Шютте-Ланцъ
1909—11
19.500
128
18,0
2 (четырехлоп.)
4×125
Мангеймъ.
Въ постройкѣ.
Полужесткіе.
Гроссъ-Базеновъ М. I
1907
5.200
74
12,0
2 (трехлоп.)
2×75
Кельнъ.
" М. II
1908
5.800
74
12,0
2 (трехлоп.)
2×75
Метцъ.
" М.ІІІ
1909
6.500
84
12,4
2(четырехлоп.)
4×75
Тегель.
" М.IV
1911
9.600
96
12,0
4(четырехлоп.)
2×200
Тегель.
Мягкіе.
Парсеваль P. L. 1
1908
3.200
60
9,4
1 (четырехлоп.)
1×85
Биттерфельдъ.
" Р. I
1908
4.000
60
10,4
1 (четырехлоп.)
1×85
Метцъ.
Воен.
" Р. II
1909
6.800
70
12,5
2 (четырехлоп.)
2×110
Тегель.
Воен.
" P. L. 5
1909
1.800
40
8,3
1 (трехлоп.)
1×25
Іоганнисталь." P. L. 6
1910
6.700
70
12,3
2(четырехлоп.)
2×110
" P. L. 8
1911
5.600
68
11,0
2(четырехлоп.)
2×150
Битгерфельдъ.
Воен." Р. L. 9
1910
1.600
40
8,0
1 (трехлоп.)
2×50
" Р. L. 10
1910—11
1.600
40
8,0
1 (трехлоп.)
2×50
" Р. III
1911
9.500
85
15,0
2 (четырехлоп.)
2×200
" Р. L. 12
1911
7.000
70
13,0
2 (четырехлоп.)
2×110
Клутъ Cl. 1
1909
1.850
42
8,5
2 (двухлоп.)
2×50
Сименсъ-Шукертъ S.-S. 1
1910
13.000
118
13,2
6 (4 двухлоп. и
4×125
Берлинъ.
2 четырехлоп.)
2×24
Сюшаръ
1910-11
6.730
60,5
17,11
2 (двухлоп.)
2×110
Киль.
1×4
Франція.
Жесткіе.
Списъ
1911
8.300
88
12,0
4(четырехлоп.)
2×120
—
Въ постройкѣ.
Полужесткіе.
Типъ Клеманъ-Байяръ:
Ville de Paris
1906
3.500
60
10,5
1 (двухлоп.)
1×70
Парижъ.
Ville de Nancy
1909
3.500
53
10,0
1 (двухлоп.)
1×100
"
Colonel Renard
1909
4.100
60
10,7
1 (двухлоп.)
1×100
Верденъ.
Ville de Pau
1910
3.500
53
10,7
1 (двухлоп.)
1×100
Парижъ.
Ville de Lucerne II
1910
7.000
80
15,0
3 (двухлоп.)
2×125
"
" " " "
1911
9.000
85
15,0
2 (двухлоп.)
2×120
La Motte Breuil.
Типъ Лебоди:
Le Lebaudy
1905
3.300
57,5
10,38
2 (двухлоп.)
1×70
Медонъ.
Le Liberté
1909
4.200
67
10,8
2 (двухлоп.)
1×135
Парижъ.
Capitaine Maréchal
1911
7.200
85
12,0
2 (двухлоп.)
2×60
Муассонъ.
Типъ Зодіакъ: Z. III
1910
1.400
40,8
8,5
1 (двухлоп.)
1×45
С.-Сиръ.
Le Temps
1911
2.300
50
9,0
2 (двухлоп.)
1×60
"
Малеко
1908
1.000
34
7,4
1 (двухлоп.)
1×30
Парижъ.
Россія.
Полужесткіе.
Лебедь
1910
3.700
61
10,8
2 (двухлоп.)
1×70
Спб.
Кречетъ
1910
5.500
—
—
2 (двухлоп.)
—
"
Клеманъ-Байяръ
1910
3.500
56
10,5
1 (двухлоп.)
1×150
Бр.-Лит.
Зодіакъ I
1910
2.000
45
9,0
1 (двухлоп.)
1×50
"
Полужесткіе.
Зодіакъ II
1910
—
—
—
—
—
Бр.-Лит.
Голубь
1910
2.400
50
10,5
2 (двухлоп.)
1×70
Спб.
Соколъ
1911
—
—
—
—
—
"
Ястребъ (Дуксъ)
1910
—
—
—
—
—
"
Кромѣ того, въ постройкѣ 2500 m3 Дюфлонъ и Константиновичъ и Ижорск. завода 8000 m3.
Мягкіе.
Парсеваль
1911
6.700
70
12,3
2 (двухлоп.)
1×100
Спб.
Австрія.
Мягкіе.
Парсеваль М. I
1909
2.300
49
8,6
1 (трехлоп.)
1×70
Вѣна.
Маложесткіе.
Лебоди М. II
1910
3.800
69
13,0
2 (двухлоп.)
1×100
"
Кертингъ М. III
1911
3.600
68
10,5
2(четырехлоп.)
2×75
"
Мансбартъ М. IV
1910
8.100
91
12,7
4 (двухлоп.)
2×150
"
Италія.
Полужесткіе.
Военный M. I bis.
1909
3.450
66
11,0
2 (двухлоп.)
1×100
—
Военный M. II
1910
4.500
70
11,5
2 (двухлоп.)
1×110
Венеція.
Леонардо-да-Винчи
1909
3.265
40
14,0
2 (пятилоп.)
1×40
Миланъ.
Гр. Скіо
1910
1.500
41
8,0
1 (двухлоп.)
1×50
Скіо.
Англія.
Полужесткіе.
Morning Post (Лебоди)
1910
10.000
103
12,0
2 (двухлоп.)
2×135
Алдергабръ.
Клеманъ-Байяръ
1910
7.000
76
13,2
2 (двухлоп.)
2×130
Лондонъ.
Военный-Бета
1910
600
31
7,6
1 (двухлоп.)
1×30
"
Военный-Гамма
1910
2.000
46
9,6
2 (двухлоп.)
2×50
"
Вилловъ III
1910
950
36
12,2
2 (двухлоп.)
1×30
"
Жесткіе.
Виккерса и Максима
1911
20.000
155
14,6
3 (двухлоп.)
2×200
"
Испанія.
Клеманъ-Байяръ
1909
4.000
60
10,7
1 (двухлоп.)
1×100
Гнадалайара.
"
1910
1.600
45
10,0
2 (двухлоп.)
1×60
"
Японія.
Полужесткіе.
Ямада (Военный)
1910
1.400
35
7,5
1 (двухлоп.)
1×36
Осаки.
Кромѣ того, имѣются управляемые аэростаты въ Бельгіи, Голландіи, Швейцаріи и Соединенныхъ Штатахъ, но въ весьма незначительномъ количествѣ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.