- Голланд
ГОЛЛАНДЪ, америк. инженеръ, построившій въ 1875 г. первую мален. подвод. лодку, управляемую однимъ человѣкомъ помощью ножного привода. Вслѣдъ за тѣмъ имъ б. построены въ 1877 и 79 гг. двѣ небол. подвод. лодки съ бензин. двиг-лемъ, вооруженныя особой пневматич. пушкой, выбрасывавшей больш. разрыв. заряды. Этоть типъ лодокъ б. снабженъ уже горизонтал. рулями глубины. Въ 1883 г., когда интересъ къ подвод. строит-ву возросъ, Г. учредилъ компанію для постройки подвод. лодокъ подъ фирмой "Holland Torpedo-boat Company". Первыя 2 лодки не выдержали испытаній. Въ 1894 г. б. заложенъ 5-й типъ лодки Г., спущенный въ 1897 г. Но и эта лодка не оправдала надеждъ, и Г., послѣ новой упорн. работы, создалъ 7-й типъ, к-рый уже вполнѣ оправдалъ затраченную на его созданіе энергію и деньги. Лодки эти до сихъ поръ состоятъ въ спискахъ мног. флотовъ и послужили первообразомъ лодокъ англ. флота. Типъ "Г. 7" имѣетъ ок. 100 тн., 1 винтъ, бензин. двигатель Отто Дейца въ 160 с. для надвод. хода и электромоторъ въ 70 л. с. скорость на поверхности 9 узл., а подъ водой 7 узл.; районъ плаванія надъ водой 200 миль, подъ водой 30 миль; вооруженъ 1 нос. мин. ап-томъ и 3 минами Уайтхеда. Погруженіе лодки заполненіемъ внутр. балласт. цистернъ требуетъ ок. 3 мин.; опоражниваются цистерны сжат. воздухомъ и помпами; запасъ сжат. воздуха возобновляется компрессоромъ. Для управленія по глубинѣ при ходѣ подъ водой лодка снабжена корм. горизонтал. рулемъ; всякая автоматичность въ упр-ніи этимъ рулемъ исключена. Для оріентировки подъ водой имѣется перископъ. Запасъ воздуха позволяетъ экипажу провести въ лодкѣ 12 час. безъ его возобновленія или добавленія кислорода. Лодка эта по своему времени была весьма совершенна. Изъ продолжит. опытовъ плаванія въ разл. флотахъ выяснились слѣд. ея качества въ надвод. положеніи: лодка мало мореходна, сравнит-но трудно управляема, рысклива и обладаетъ больш. циркуляціей; она оказалась мало обитаемой и опасной для экипажа изъ-за пропусканія газовъ отъ бензин. двиг-ля (въ америк. флотѣ были отравленія людей со смерт. исходомъ); погруженіе производилось быстро и удобно, въ подвод. положеніи она хорошо держала глубину, обладала по своему времени прекрас. скоростью, управляемостью и райономъ дѣйствія. Существ. недостаткомъ ея являлась слабость внутр. балласт. цистернъ. Типу "Г. 7" на конкурсѣ въ Соед. Штатахъ б. отдано преимущ-во передъ друг. типами и въ нач. XX столѣтія лодки эти б. пріобрѣтены слѣд. націями: Россіей — 7, Японіей — 7, Англіей — 5, Голландіей — 1, Австріей — 2, С.-А. Соед. Шт. — 7. Благодаря больш. разработанности лодки Г., англ-не приняли этотъ типъ за основной для своего подвод. флота, но, совершенствуя его и развивая, создали вскорѣ самостоят. типъ. Въ америк. флотѣ типъ лодокъ Г. получилъ дальнѣйш. развитіе. Послѣ 7 лодокъ "Г. 7" въ 1907 г. б. закончены постройкой 3 лодки въ 170 тн., развивавшія ок. 9 узл. надъ водой и 8 подъ водой. Въ 1908 г. б. произведены испытанія лодки Octopus въ 230 тн., давшей прекрас. результаты: надвод. ск-сть ок. 11 узл. и подводная ок. 9. По этому типу б. построены въ 1909 г. еще 4 лодки, а за ними 3 лодки въ 280 тн., давшія ск-сти, близкія къ Octopus. Въ 1911 г. въ С.-А. Соед. Шт. находились въ постройкѣ 2 лодки Г. въ 400 тн. и 4 лодки въ 500 тн. Въ томъ же г. заложены и въ Россіи 3 лодки этого типа (Китъ, Кашалотъ и Нарвалъ), сыгравшаго громад. роль въ дѣлѣ развитія подвод. плаванія. Исторія постройки лодокъ Г. крайне поучительна: выдающійся инж-ръ и человѣкъ потратилъ массу знаній, энергіи и труда на работу въ отрасли, гдѣ всѣ его предшеств-ки терпѣли неудачи, и только послѣ 20 л. упорн. труда ему удалось создать судно, оправдавшее его ожиданія. Дальнѣйшіе полученные имъ и его преемниками результаты вознаградили затраченную энергію и увѣковѣчили имя Г. въ исторіи подвод. строительства.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.