- Детайль, Эдуард-Жан-Батист
ДЕТАЙЛЬ, Эдуардъ-Жанъ-Батистъ, знаменит. франц. художникъ-баталистъ, род. въ 1848 г. Ученикъ Мейссонье, Д. съ самаго начала отдался сюжетамъ воен. быта и исторіи. "Барабанщики на отдыхѣ", "Кирасиры, подковывающіе лошадей", "Отдыхъ во время маневровъ", "Стычка гвардейцевъ съ казаками въ 1814 г." — привлекли къ нему обществ. вниманіе еще въ 1867 г. Война 1870 г. оконч-но опредѣлила призваніе Д. и поставила его, вмѣстѣ съ Альфонсомъ де-Невиль (см. это слово), во главѣ соврем. баталистовъ. Участвуя въ войнѣ первонач-но въ рядахъ Сенской милиціи (Garde mobile), а затѣмъ состоя при штабѣ ген. Апперта, Д. былъ личн. свидѣтелемъ всѣхъ боевъ на поляхъ Марны и ок. Парижа. Обильн. запасъ наблюденій, тщат. провѣрка обстановки событій путемъ опроса участниковъ и очевидцевъ, богатѣйшая, собранная имъ истор. коллекція вооруженія и обмундированія франц. войскъ, — съ такими средствами приступилъ Д. къ художеств. возстановленію воен. прошлаго своей страны. Въ сотрудничествѣ съ Невилемъ создавъ двѣ громад. панорамы сраженій при Шампиньи и Резонвиллѣ, Д. далъ яркое изображеніе войны въ ея, какъ повседневныхъ, такъ и исключительныхъ по драматичности моментахъ, въ картинахъ: "Атака кирасиръ въ дер. Морсброннъ", "Отступленіе", "Нападеніе на транспортъ", "Выстрѣлъ митральезы" "Привѣтствіе раненымъ", "Развѣдка" и др. Въ 1872 г. картина "Наши побѣдители" по распоряженію прав-ства не б. принята въ офиціал. "Салонъ" по политич. соображеніямъ, изъ-за упрековъ въ тенденціозности: она изображала прус. солдатъ, раскупающихъ у евреевъ награбленныя мародерами вещи. Нѣм. критика вообще упрекаетъ Д. въ "шовинизмѣ", но врядъ ли основательно. Онъ умѣетъ затронуть патріотич. чувство согражданъ пріемами, не выходящими за предѣлы здоров. реализма. Въ 1875 г. вызвала всеобщій восторгъ его превосход. картина "Régiment ui passe"; несмотря на простоту сюжета, она и содержаніемъ, и исполненіемъ вполнѣ отвѣтила патріотич. настроенію момента и б. понята, какъ символъ возрождающейся арміи; при взглядѣ на нее публика, какъ и улич. толпа, изображенная на картинѣ, по выраженію критики, "безъ криковъ, безъ жестовъ смотрѣла, вспоминала, сравнивала, надѣялась". "Художникомъ надежды" вообще называетъ франц. критика Д., т. к. онъ, не сосредоточиваясь исключ-но на тяжел. воспоминаніяхъ войны, бодро и любовно изображаетъ нов. республ. армію въ ея обыден. жизни и боев. подготовкѣ; цѣлая серія эпизодовъ изъ больш. маневровъ ("Атака мельницы", "Брадобрей въ лагерѣ" и т. п.) завершилась въ 1886 г. встрѣченной опять съ энтузіазмомъ символически-патріотич. картиной "Le Rêve", — предразсвѣтный сонъ спящаго въ полѣ отряда о былой славѣ родн. знаменъ. Нерѣдко обращаясь и къ исторіи въ своихъ больш. картинахъ ("Бонапартъ въ Италіи", "Бонапартъ въ Египтѣ", "Сдача кр-сти Гюнингъ"), Д. еще больше сдѣлалъ своимъ виртуоз. перомъ, карандашомъ и акварелью, воспроизведя всю жизнь франц. арміи за цѣлое столѣтіе съ 1789 г. въ рисункахъ капит. изданія "L’armée française"; до 300 живыхъ, потребовавшихъ 5 л. работы, превосход. иллюстрацій рисуютъ не только формы и типы всевозмож. родовъ франц. войскъ, но и разнообразнѣйшіе эпизоды ихъ жизни съ такимъ проникновеніемъ въ прошлое, какъ будто художникъ — "современникъ каждаго изображаемаго имъ солдата". Тонкій наблюдатель, умѣло схватывающій различія человѣч. типовъ и расъ, Д. интересенъ и тамъ, гдѣ онъ рисуетъ и иностр. войска: англійскія, русскія; послѣднія онъ наблюдалъ въ 1888 г., при поѣздкѣ въ Спб., плодомъ к-рой явился альбомъ рисунковъ больш. красносел. маневровъ и картина "Лейбъ-атаманцы на походѣ", пріобрѣтенная Имп. Александромъ III. Правдивая простота, неразлучная съ изяществомъ, и тщат. точность воспроизведенія — характер. черты художника; драматизмъ не составляетъ глав. свойства его таланта и въ этомъ отношеніи онъ уступаетъ своему товарищу Невилю; нѣк-рые упрекаютъ его даже въ холодности, но онъ умѣетъ превосходно изображать движеніе и безъ подчеркиваній и позъ передавать серьезность боев. моментовъ. (Frédéric Masson, En campagne. Tableaux et Dessins De Edouard Detaille).
Детайль въ своей мастерской.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.