- "Аскольд"
"АСКОЛЬДЪ", бронепалубный, трехвинтовой, пятитрубный крейсеръ, постр. заводомъ "Германія" въ Килѣ въ 1900 г. и принимавшій участіе въ дѣйствіяхъ 1-й эскадры Тихаго океана подъ П.-Артуромъ. Водоизмѣщ. 5.905 тоннъ, длина 433 ф. т., шир. — 49 фт., углубл. — 20½ фт. Машины тройн. расш., постр. того же завода, дали А. 23-узл. скорость хода при 23.600 лош. сил.; котловъ — 18 системы Торникрофта-Шульца, наиб. запасъ угля 1.050 тоннъ, раіонъ плаванія 3.300 миль. Вооруженіе составляли 12 6-дм. орудій въ 45 кал., 20 скоростр. оруд. и 4 пулемета, 4 надводн. и 2 подводн. мин. аппарата. Броневая стал.-ник. палуба въ 3—1½ дм. Личный составъ — 23 оф. и 627 н. ч. Въ 1901 г. А. вступилъ въ составъ Балтійскаго флота и въ слѣдующемъ же году, подъ командой кап. 1 ранга Рейценштейна, былъ отправленъ въ Тихій океанъ. Въ январѣ 1903 г. А. прибылъ въ П.-Артуръ и вступілъ въ составъ эскадры Тих. океана. Съ начала русско-яп. войны до боя 28 іюля 1904 г. включительно, А., подъ командой кап. 1 ранга Грамматчикова, назначеннаго лишь передъ самой войной, состоялъ въ отрядѣ крейсеровъ Портъ-Артурской эскадры и несъ развѣдочную, сторожевую и охранную службу. Въ ночь на 27 янв. 1904 г., будучи дежурнымъ крейсеромъ и стоя на внѣшнемъ рейдѣ П.-Артура, въ составѣ эскадры, А. отражалъ атаки японскихъ миноносцевъ и избѣжалъ попаданія непріятельскихъ минъ, проходившихъ вблизи него, только разворачиваніемъ на мѣстѣ машинами. Снявшись немедленно съ якоря, по сигналу нач-ка эскадры, А. конвоировалъ взорванные броненосцы до входа на внутренній рейдъ и вышелъ затѣмъ въ крейсерство для охраны рейда. На разсвѣтѣ 27 янв. А. вернулся на внѣшній рейдъ и принялъ участіе въ послѣдовавшемъ бою съ японскимъ флотомъ, держась въ кильватеръ отряду броненосцевъ. Въ этомъ сраженіи въ А. попало 6 снарядовъ крупнаго калибра, произведшихъ довольно значительныя поврежденія. Потери въ личн. составѣ были: 4 убитыхъ и 10 раненыхъ нижн. чин. Серьезная пробоина была въ лѣвомъ борту близъ 53 шпангоута, у ватерлиніи, размѣромъ ок. 3 кв. метровъ. Снарядъ, разбивъ 2 шпангоута, разорвался въ коффердамѣ. Осколками отъ него было пробито зарядное отдѣленіе мины Уайтхеда, вложенной въ аппаратъ и приготовленной къ выстрѣлу; осколки снаряда вошли въ пироксилинъ, но, къ счастью, не воспламенили его и не задѣли капсюля съ гремучей ртутью. Минеръ этого аппарата во время боя спустился на концѣ за бортъ, подъ огнемъ непріятеля вывинтилъ всѣ ударники изъ минъ, обращенныхъ къ непріятелю, и этимъ обезопасилъ крейсеръ отъ случайнаго взрыва своей же мины. Пробоина, за отсутствіемъ свободнаго дока и недостаткомъ портовыхъ мастеровыхъ, была задѣлана въ 2 дня судовыми средствами. 12 февр. 1905 г. А. въ составѣ отряда крейсеровъ к.-адм. Моласа вышелъ для поддержки возвращавшихся изъ Голубиной бухты подъ огнемъ японскихъ крейсеровъ миноносцевъ Безстрашный и Внушительный и участвовалъ въ перестрѣлкѣ съ японскимъ флотомъ. 24—27 февр., въ первые дни прибытія въ Портъ-Артуръ адмирала Макарова, на А. былъ поднятъ флагъ командующаго флотомъ, а 14 марта на немъ поднялъ свой брейдъ-вымпелъ вновь назначенный нач-комъ отряда крейсеровъ кап. 1 ранга. Рейценштейнъ. А. участвовалъ во всѣхъ выходахъ флота изъ Портъ-Артура подъ командой адмирала Макарова и несъ сторожевую службу на внѣшнемъ рейдѣ, неоднократно отражая атаки японскихъ миноносцевъ и минныхъ заградителей. 10 іюня А. выходилъ въ море съ эскадрой, подъ командой к.-адм. Витгефта, и всю послѣдующую ночь отражалъ атаки японскихъ миноносцевъ на ходу въ морѣ и на якорѣ на внѣшнемъ рейдѣ П.-Артура. Во время Кинджоускихъ боевъ, для поддержки праваго фланга позиціи и препятствія высадкѣ японцевъ въ тылу Кинджоу, кромѣ Бобра и миноносцевъ Бурный и Бойкій были высланы 3 паровыхъ катера съ эскадры, изъ коихъ одинъ былъ съ А., подъ командой мичмана Геркена. Катера послѣ сдачи Кинджоу, не имѣя возможности вернуться въ Портъ-Артуръ, выбросились на берегъ и взорвались, а команды сухимъ путемъ вернулись на суда. 13 и 14 іюля А. выходилъ въ бухту Тахэ, въ составѣ отряда крейсеровъ для обстрѣливанія берегов. позицій непріятеля во время боевъ на Зеленыхъ горахъ. 28 іюля А. въ составѣ эскадры вышелъ въ море для прорыва во Владивостокъ и принялъ участіе въ бою съ японскимъ флотомъ подъ флагомъ к.-адм. Рейценштейна. Въ первый періодъ боя на контръ-курсахъ, идя въ кильватеръ броненосцамъ и не имѣя возможности изъ-за дальности разстоянія отвѣчать на огонь непріятеля, А. получилъ два 12″ снаряда, которыми была разбита дымовая труба, выведенъ изъ дѣйствія одинъ котелъ, нанесено много мелкихъ поврежденій; крейсеръ вышелъ изъ линіи броненосцевъ и выстроилъ вторую кильватерную колонну дальше отъ главныхъ силъ непріятеля. Во второй періодъ боя, начавшійся около 5 час. дня, А. продолжалъ держаться на лѣвомъ траверзѣ адмирала, находился внѣ обстрѣла главной японск. эскадры и не имѣлъ поврежденій. Около 6½ час. веч., когда сильно подбитый Цесаревичъ вышелъ изъ строя, и эскадра пошла въ безпорядкѣ на с., А., поднявъ сигналъ "слѣдовать за мною", повернулъ на ю. и пошелъ на прорывъ между отрядами японск. миноносцевъ и крейсеровъ. За нимъ послѣдовали остальные крейсера, но Діана и Паллада, сейчасъ же отстали, не имѣя возможности развить достаточный ходъ, и вскорѣ повернули за уходившей на с. эскадрой. А. и шедшій за нимъ Новикъ вступили въ бой съ японск. крейсерами и миноносцами; наступившая темнота раздѣлила противниковъ. Около 11 час. веч. Новикъ отсталъ отъ А., который продолжалъ путь на ю. Утромъ 29 іюля, осмотрѣвъ полученныя въ бою поврежденія, к.-адм. Рейценштейнъ рѣшилъ для исправленія ихъ и пріемки угля зайти въ Шанхай, т. к. съ полученными пробоинами онъ не расчитывалъ на успѣхъ прорыва во Владивостокъ. 30 іюля А. прибылъ на Вусунгскій рейдъ и на другой день перешелъ въ Шанхай, гдѣ и ошвартовался у стѣнки междунар. дока. Въ бою 28 іюля на А. были убиты 1 офиц. и 10 н. ч. и ранены — 3 офиц., 1 артил. содержатель, 1 кондукторъ и 39 нижн. чин., изъ коихъ 20 — тяжело. Серьезныя поврежденія крейсера въ бою были: задняя дым. труба сбита, а остальныя во многихъ мѣстахъ повреждены, 4 подводныя пробоины, 6 надводныхъ, разрушено 6 офиц. каютъ, повреждены два 6-дм. ор., сбиты 2 дальномѣра, разбиты 3 боевыхъ фонаря и уничтожена станція безпроводнаго телеграфа. 2 авг. А. вошелъ въ докъ, а 12 авг. вслѣдствіе настоят. требованій китайскаго правит., спустилъ флагъ и разоружился. По окончаніи воен. дѣйствій и ратификаціи мирн. договора, А. изъ Шанхая прибылъ во Владивостокъ и вошелъ въ составъ судовъ Сибирской флотиліи. (Архивъ Русско-яп. войны при истор. части Мор. Ген. штаба; Лебедевъ, Русско-японская война).
Крейсеръ "Аскольдъ".
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.