- Кронштадт
*КРОНШТАДТЪ, крѣпость и портъ. Укр-нія К. состоятъ изъ централ. кр-сти на о-вѣ Котлинѣ (по-фински Рету-сари) и изъ окружающихъ мор. фортовъ-б-рей между нимъ и финляндскимъ и ораніенбаумскимъ берегами, а также изъ передов. б-рей и укр-ній на томъ и друг. берегу, обезпечивающихъ мор. доступы къ К. Первонач. оборонит. сооруженія о-ва Котлина состояли изъ дерев. форта Кроншлотъ, возведеннаго къ 1704 г., и ряда земл. б-рей, въ общемъ полев. профили, построенныхъ на южн. побережьѣ и на косѣ Котлина въ 1705 г. Островныя б-реи имѣли на вооруженіи 60 ор., к-рыя, впрочемъ, оставались на мѣстахъ не долго, т. к. возбужденъ б. вопросъ, оставлять ли ихъ на зиму на Котлинѣ или убрать въ Петербург. кр-сть. В.-адм. Крейсъ настаивалъ на оставленіи, но петерб. об.-к-дантъ, г.-м. Брюсъ, к-рому б. подчинены всѣ кр-сти Ингерманландіи, приказалъ всѣ пушки перевезти въ Петербург. кр-сть. Это приказаніе б. обжаловано Крейсомъ Царю, что не помѣшало, однако, приведенію его въ исполненіе, и къ нбр. 1705 г. на островн. б-реяхъ не было ни одного орудія; вооруженнымъ остался только одинъ Кроншлотъ. Къ тому же времени ушелъ изъ-подъ Кроншлота и весь нашъ флотъ; эту зиму, какъ и послѣдующія, до устр-ва гаваней онъ провелъ въ Петербургѣ, въ Кронверкск. протокѣ. 1706 г. является для кр-сти у Котлина знаменат-нымъ; съ этого года Петромъ В. б. рѣшено застроить о-въ различ. воен. учрежденіями и "партикулярными" зданіями, а также укрѣпить его пост. верками, к-рыя уже не разоружались бы на зиму. Наиб. серьезнымъ оборонит. сооруженіемъ явилось укр-ніе "Александеръ-Шанцъ", возведенное къ 8 снт. 1706 т. на Толбухиной косѣ (т. наз. коса Котлина по имени славнаго защитника о-ва противъ шведск. десанта въ 1705 г. во всѣхъ домахъ отъ Петра Вел. до Екатерины II включ.), "для воспрепятствія учиненію на сей о-въ десантовъ". Размѣры и начертаніе этого укр-нія не сохранились. Извѣстно только, что оно было сомкнутое и что въ немъ б. возведены казармы для постоян. г-зона. Работы производилъ новый к-дантъ Кроншлота и Котлина, полк. Толбухинъ. Въ то же время перестраивались въ долговр-ныя Ивановскія б-реи, соединенныя при этомъ въ одну и образовавшія серьезное берег. укр-ніе, оборонявшее вмѣстѣ съ Кроншлотомъ перекрест. огнемъ корабел. проходъ къ Петербургу. Громад. участіе во всѣхъ этихъ работахъ принялъ самъ Петръ: онъ давалъ строителямъ самыя подробныя, подчасъ даже мелочныя, технич. и хозяйств. указанія. М. проч., 16 іюня на Котлинѣ б. отпраздновано освященіе. дерев. церкви, возведеніе к-рой м. считать началомъ устр-ва на Котлинѣ города, быстро затѣмъ разросшагося, но остававшагося долгое время безъ имени. Полтав. побѣда и усиленіе рус. флота нѣск. ослабили интенсивность работъ собственно по кр-сти на Котлинѣ. Центръ тяжести строит-ва перешелъ на устр-во тамъ порта. Подготовительныя по гаванямъ операціи начались уже въ 1710 г., а къ самымъ работамъ приступили черезъ 2 г. Все же нѣк-рыя новыя крѣпостн. сооруженія возводились преимущ-но для прикрытія города съ запад. стороны, а также приступили къ перестройкѣ ф. Кроншлотъ (въ янв. 1716 г.) и къ расширенію его, съ приданіемъ фигуры, одинаковой съ нынѣшнею. Новые верки Кроншлота — ряжевое основаніе, а на немъ "нарубленъ брустверкъ и насыпанъ землею, и окладенъ дерномъ". Повидимому, старый Кроншлотъ ок. того же времени перестроенъ въ камен. оборонит. башню. По крайней мѣрѣ, по описанію неизвѣст. очевидца, въ 1711 г. онъ представлялъ собою дерев. 3-этаж. башню, а видѣвшій фортъ черезъ 10 л. франц. посолъ Кампредонъ называетъ его "каменною башнею". Также и голштин. кам.-юнк. Берхольцъ, бывшій въ 1723 г. на самомъ Кроншлотѣ съ своимъ герцогомъ, опредѣляетъ укр-ніе: "большая башня, массивно сложенная изъ камня". Еще въ нбр. 1709 г. Петръ В. отдалъ повелѣніе строить на Котлинѣ гавань, пристани и магазины (до того воен. суда зимовали въ Спб., что б. связано съ разгрузкой и затруднит. проводкой вверхъ по Невѣ). Постройка порта началась въ 1712 г. подъ рук-ствомъ адм. Крейса, а затѣмъ кап. Лейна, и закончена къ 1716 г. Но тѣснота первоначал. гавани и опасность бомбардир-ки со стороны рейда обратили на себя вниманіе Гос-ря, и въ 1715 г. онъ составилъ проектъ котлинскихъ гаваней въ томъ видѣ, какъ онѣ (въ общ. чертахъ) существуютъ и понынѣ. Въ то же время, чтобы создать удобныя водян. сообщенія будущ. торг. города и порта, к-рый Петръ I называлъ Новымъ Амстердамомъ, предполагалось перерѣзатъ весь Котлинъ 4 каналами (см. планъ); по берегамъ послѣднихъ д. б. быть расположены доки, ремонт. мастерскія и корабел. амбары. Въ 1717 г. приступлено б. къ работамъ. Высоч. указами губерніяхъ повелѣвалось выставить для постройки гаваней 31.486 рабочихъ; б. приняты самыя суров. и рѣшит. мѣры; для ускоренія работъ въ помощь рабочимъ наряжены солдаты, к-рымъ объявлено, что по окончаніи назначенныхъ каждому полку уроковъ имъ будетъ данъ отпускъ; назначенному къ строенію гаваней сенатору М. М. Самарину предписывалось "радѣть и дѣлать и понуждать, чтобъ конечно было сдѣлано, несмотря ни на кого; дѣлать прямо подъ потеряніемъ живота". Каждая губернія строила отдѣл. часть. Парал-но съ этимъ велись работы по усиленію крѣпост. обороны К. и приняты мѣры къ заселенію нов. города. Къ 1720 г. по-стройка гаванскихъ стѣнъ б. закончена. Земл. работы Усть-Канала и вост. его заворота окончены б. къ 1722 г., но облицовка канала камнемъ и постройка доковъ затянулись до 1752 г. Съ 20-хъ гг. XVIII ст. К. портъ становится главной, а когда строит. работы въ Ревелѣ и въ Балт. портѣ прекратились, и единств. базой нашего флота. Послѣ кончины Петра В. строит. работы производились лишь въ самыхъ ограничен. размѣрахъ (служительскіе и офиц. флигеля, провіант. магазины и т. п.), гл. обр., въ силу финанс. затрудненій. Особое вниманіе на кронштадтскій портъ обращено б. только по воцареніи Имп. Николая I; строит. доки б. отремонтированы и расширены и сооруженъ нов. двойн. докъ (Николаевскій) для крупн. судовъ. Вновь построены мор. арсеналъ (1835), порох. заводъ (1839 г.), обшир. мор. госп-ль (1839 г.) манежъ, и въ 1847 г. приступлено къ сооруженію пароходн. завода. Въ 1859 г. спец. к-сія, подъ предсѣд-вомъ Авг. Ген.-Адмирала, пришла къ заключенію о настоят. необходимости переоборудовать кроншт. портъ. Приступлено б. къ обширн. работамъ по углубленію гаваней; доки Петровскіе и Николаевскій б. настолько расширены и углублены, что м. вмѣщать суда больш. ранговъ; построенъ б. вблизи пароходн. завода большой Константиновскій докъ (1861—76 гг.) и Мортоновъ эллингъ для подъема судовъ до 1.200 тн.; стѣнки всѣхъ гаваней облицованы гранитомъ (1874—92 гг.). Для храненія казен. имущ-ва б. построены 2 адмир-ства: Доковое (у Петровск. доковъ) и Новое (у пароходн. завода); по всему порту проложены рельс. пути, водопроводы и газопроводы. Пароход. заводъ оборудованъ нов. станками и кранами. Въ царст-ніе Имп. Александра III, съ развитіемъ въ Балт. морѣ крупн. судостроенія, на долю кроншт. порта выпала работа по достройкѣ судовъ, спущенныхъ на воду на Спб. эллингахъ. Въ 1892—96 гг. построенъ второй крупный (Александровскій) докъ. Наконецъ, въ 1910 г. состоялась закладка аварійнаго дока имени Цес-ча Алексѣя (см. Докъ). — Къ 1717 г., по вѣд-сти 25 апр., Котлинская кр-сть состояла изъ слѣд. постоянныхъ верковъ: 1) Старый Кроншлотъ, вооруженіе — 42 ор.; 2) Новый Кроншлотъ — 76 ор.; 3) Александеръ-Шанцъ — 43 ор.; 4) Сергіевскій раскатъ — 12 ор.; 5) Ивановскій раскатъ — 10 ор.; 6) Новый раскатъ — 12 ор.; 7) "Бастіонъ" — 52 ор. и 8) на военной гавани — 36 ор. (больверки воен. гавани б. окончат-но вооружены 72 ор. 24 и 18-фн. клб. въ 1720 г.). Въ томъ же 1717 г., въ іюлѣ, б. заложенъ новый "редутъ" въ 1,5 вер. отъ Александеръ-Шанца. Къ 1 мая 1718 г. относится знаменател. указъ Петра В. бриг-ру Василію Ивановичу Порошину "и прочимъ ком-рамъ, кто по немъ будетъ вѣдать Кроншлотъ и прочія кр-сти на Котлиномъ о-ву". М. проч., 1-й пунктъ указа гласитъ: "Въ кр-стяхъ имѣть непрестанно великую осторожность, ибо примор. кр-сти весьма разность имѣютъ съ тѣми, к-рыя на сух. пути. Ибо на сух. пути стоящія кр-сти всегда заранѣе м. о непріятельск. приходѣ вѣдать, понеже довольного времени требуетъ войску маршировать. А на морѣ такъ безъизвѣстно есть, какъ человѣку о своей смерти. Ибо, получая вѣтеръ свободный, безъ всякаго вѣдѣнія м. внезапу притти и все свое намѣреніе исполнить, когда неготовыхъ застанетъ. Того ради, непрестанно готовымъ быть, а особливо чтобъ б-реи всегда въ добромъ осмотрѣніи были; тако же и людей часть, съ ихъ офицеры, при пушкахъ въ готовности на караулѣ были, а именно: ежели покажется отъ моря отъ одного до пяти к-блей, то быть на б-реяхъ готовымъ солдатамъ и пушкарямъ третьей части; а ежели усмотрѣно будетъ отъ пяти до десяти к-блей, то быть половинѣ на караулѣ; а ежели болѣе, отъ 10 до 15, то быть всѣмъ въ гот-сти. Для чего надлежитъ быть: третьей части пушекъ день и ночь набитыми ядрами (обвязанными веревочками, дабы для салютаціи вынять б. мочно) и оной порохъ по недѣльно вывертывать и сушить, а инымъ набивать, и ядра, книпельсъ (снарядъ изъ двухъ чугун. полушарій, соединенныхъ желѣз. стержнемъ), шродъ (картечь), патроны съ порохомъ, ганшпуги, фитиль и проч. все такъ имѣть въ готов-сти, что к-рый часъ, увидя какой парусъ или парусы, тотчасъ люди, съ ихъ инструменты, въ парадъ стать должны и ожидать повелѣнія". Прочіе пункты указа касались орг-заціи брандвахт. службы, осмотра приходящихъ судовъ, сигнал-ціи и салютаціи. Накрѣпко повелѣвалось, при осмотрѣ иностран. судовъ, убѣждаться "не брандерные ль". Въ 1719 г., послѣ разрыва Аландскаго конгресса, нашъ постоян. прот-къ въ то время, шведы, сталъ знач-но болѣе грознымъ: съ Швеціей заключила союзъ Англія. Уже въ іюлѣ того года англ. флотъ, съ адм. Норрисомъ, показался въ Балтикѣ. На слѣд. годъ ожидалось открытіе воен. дѣйствій союзн. мор. силъ. Мѣры предосторожности по Котлину поэтому б. усилены. 18 мая 1720 г. Петръ прислалъ указъ гв. майору Матюшкину — нач-ку берег. обороны Котлина, гдѣ, гл. обр., даны б. наставленія о раціонал. использ-ніи для обороны галеръ; кромѣ того, повелѣвалось кругомъ о-ва, во всѣхъ мѣстахъ, доступныхъ для причала мелк. судовъ, устроить траншеи и б-реи, поставивъ на послѣднія "малыхъ желѣз. пушекъ, гдѣ сколько пристойно будетъ". Документъ заканчивается такъ: "Оборону флота и сего мѣста держатъ до послѣд. силы и живота, яко наиглавнѣйшее дѣло; также чего здѣсь и не написано, а къ пользѣ б. можетъ, чинить съ совѣта (съ флотскими) безъ азарта, какъ доброму и честному оф-ру надлежитъ, не пропуская никакого удобн. случая". Вскорѣ же послѣ этого первому своему воен. инж-ру изъ русскихъ, "дѣтинѣ разумному", г.-м. Корчмину (см. это), замѣстившему на Котлинѣ Матюшкина, Петръ даетъ подробное наставленіе о способахъ отраженія атаки вражеск. флота, указывая даже, какими снарядами и въ какихъ случаяхъ пользоваться. Любопытны слѣд. строки: "Стрѣлять, какъ возможно скоро, однако же съ доброю прикладкою, дабы дѣйствит-ны б. выстрѣлы, а не громъ одинъ, и для лучшей цѣли (прицѣливанія) поставить бакенъ въ серединѣ фарв-ра (противъ каждой б-реи), гдѣ бы всѣ пушки... заранѣе могли направлены быть, и когда поравняется непр-ль съ онымъ бакеномъ, чтобъ надежнѣе починать стрѣлять". Тревоги оказались напрасными англ-не ограничились одними демонстрат. маневрами. При очерченныхъ орг-заціи обороны и воспитаніи живой силы, Петръ твердо вѣрилъ въ непреодолимость созданнаго имъ оплота на устьяхъ Невы и потому не стѣснялся показывать въ 1720 г. кр-сть представителю Швеціи, съ к-рой еще воевалъ, г.-ад. Марксу. Берхольцъ ок. того же времени удостовѣрялъ, что котлинск. гавань "укрѣплена такъ, что м. считаться одною изъ безопаснѣйщихъ и лучшихъ въ Европѣ". Въ началѣ 1722 г. приступлено б. къ постройкѣ нов. мор. дерев. форта, "Цитадели", и тогда же утвержденъ грандіоз. проектъ созданія "главн. кр-сти", долженствовавшей заключить весь городъ и всѣ портов. сооруженія и дать оборону во всѣ стороны. Особенно предполагалось развить запад. фронтъ, придавъ ему большое колич-но внѣшн. верковъ, возведя впереди на разстояніи пушечнаго отъ этихъ верковъ выстрѣла, "фельдшанцы" и усиливъ Александеръ-Шанцъ. Закладка "глав. кр-сти" состоялась, въ присутствіи Имп-ра и Имп-цы, 7 окт. 1723 г. По свидѣт-ву Берхольца, участника торжества, "положили начало одному бастіону и опустили большой, освященный дух-ствомъ, камень, а вокругъ него наложили кучу дерну, к-рый д. б. сноснить туда и дамы.... Когда окончилась первоначальная закладка..., не только новое укр-ніе, но и самый городъ получили названіе Кронштадта, тогда какъ прежде этотъ городъ назывался только по имени форта Кроншлота или по имени о-ва, на к-ромъ находится. Въ "разсужденіяхъ" Петра В. "о фортеціяхъ и цитадедяхъ", относящихся къ 1724 г., замѣчалось: "Кронштадъ — фортеція зѣло великая, въ к-рую съ 2 т. пуш. надобно". По кончинѣ Петра съ "главною" К-ской кр-стью дѣло долго не ладилось. 7 авг. 1728 г. англ. посланникъ въ Спб., Клавдій Рондо, писалъ по поводу дѣят-сти Петра II: "Великіе замыслы его дѣда скоро обратятся въ ничто; уже работы въ К. почти прекратились" Фактически, прежде всего б. видоизмѣненъ петровск. проектъ "главной кр-сти", а въ особ-сти запад. ея фронта, проектированнаго по сист. Кегорна. Иниціатива этого измѣненія принадлежала ген.-фельдцейхм. Миниху, тогдашн. вершителю судебъ всѣхъ инж. сооруженій. Минихъ вообще б. врагомъ всякихъ сложн. фортификац. системъ и въ особ-сти — системъ Кегорна и Вобана. Упрощеніе системы и крайнее ослабленіе профили "главн. кр-сти" не повлекли за собою успѣшности работъ въ смыслѣ быстрѣйшаго ихъ окончанія. Изъ док-товъ 1739 г. видно, что и тогда кр-сть была далеко не готовой: были участки предположенной ограды, гдѣ "весь берегъ голой и никакой фортификаціи дѣлать не начато"; по всему западному и сѣв. фронтамъ "никакой наруж. дифензіи, яко прикрытаго пути, палисадовъ, гласиса и прочаго, ничего не имѣется"; кромѣ двухъ баст-въ, "мостовъ (платформъ) подъ пушки не имѣется". Главн. кр-сть, земляная, б. закончена только при Екатеринѣ II. Въ теченіе всего XVIII ст. К. (городъ и портовыя сооруженія) считался находящимся подъ угрозою захвата непріят. десантомъ и при томъ не только захвата открыт. силою или ускорен. атакой, но и атакою постепенною. Эти опасенія перешли даже въ XIX ст., и, примѣрно до половины послѣдняго, постепен. атака на К. не представлялась невѣроятной. Едва ли будетъ ошибкою утвержденіе, что за весь указанный періодъ возм-сть подобной операціи отвергалъ категорически одинъ лишь воен. инж-ръ того времени, полк. де-Кулонъ. Соображенія на случай постеп. осады К. сухопут. войсками имѣются въ док-тахъ Оппермана и даже вѣнценосн. воен. инж-ра — Николая Павловича. Въ царст-ніе Имп. Павла I б. усилена мор. оборона южн. фарв-рѣ постройкою дерев. форта Рисбанкъ и ок. того же времени перестроенъ въ камен. фортъ Кроншлотъ. Въ нач. же XIX ст., подъ опасеніемъ мор. операцій англ-нъ въ 1801 г. и фр-зовъ въ 1806 г., К. б. усиленъ значит-но, и впервые обращено вниманіе на необходимость надежной обороны со стороны сѣв. фарв-ра, к-рую прилегавшіе фронты главн. кр-сти не давали. Дѣло въ томъ, что при Петрѣ В. сѣв. фарв-ръ у Котлина признавался, по глубинамъ, для большихъ к-блей совершенно недоступнымъ, а для судовъ со средн. осадкою почти недоступнымъ по крайней извилистости фарв-ровъ. Петръ, поэтому, ограничился устр-вомъ на этомъ плесѣ нѣк-рыхъ ряжев. загражденій. Между тѣмъ, въ 40-хъ гг. XVIII ст. сѣв. фарв-ромъ прошло въ Спб. крупн. иностран. судно и въ корень измѣнило репутацію этого прохода. Съ тѣхъ поръ о сѣв. фарв-рѣ, объ оборонѣ его, разсуждали немало, и въ концѣ концовъ соорудили на немъ нѣск. дерев. б-рей впереди сѣв. фронтовъ главн. кр-сти. Надо думать, что б-реи эти б. возведены въ помянутое тревожное время первыхъ годовъ минувш. столѣтія, одновр-но съ усиленіемъ и всей кр-сти. Такое усиленіе, помимо исправленія ея верковъ, выразилось, гл. обр., въ слѣдующемъ: близъ главн. кр-сти б. возведенъ редутъ Св. Александра; по его сторонамъ устроены б-реи Св. Андрея, Константина и Владиміра; у Александеръ-Шанца возведены редуты Св. Эмиліи и Петра, "шанцъ" Св. Екатерины и б-реи Св. Анны, Николая, Димитрія и Ѳеодора. Повидимому, всѣ эти верки б. времен. профили. Ко времени вступленія Вел. Кн. Николая Павловича въ долж-ть ген.-инсп-ра инж. части въ 1818 г., составными частями К-ской кр-сти б.: 1) глав. кр-сть, земляная, бастіон. начертанія, прикрывавшая со всѣхъ сторонъ городъ; эскарпы частью земляные, частью усиленные — либо камен. кладкой насухо, либо срубами, наполненными камнями, либо бревенчат. одеждой; 2) земляная, бастіон. начертанія, кр-стца Александеръ-Шанцъ; 3) островныя, земляныя, частью сомкнутыя, б-реи: 2 — на траверсѣ Александеръ-Шанца и 3 — по южн. побережью. Всѣ эти верки имѣли на вооруженіи 279 ор.; 4) Воен. гавань, частью съ деревянными, частью съ камен. больверками, вооруженными 123 ор.; 5) Средняя гавань — того же характера, съ 30 ор.; 6) Купеч. гавань — того же типа, вооруженная 184 ор.; 7) камен. фортъ Кроншлотъ съ 147 ор.; 8) дерев. фортъ "Цитадель" (переименованный въ 1834 г. въ фортъ Петра I), временно разоруженный "по совершенной гнилости"; 9) дерев. "Зацитадельная" б-рея, одноэтажная, съ 24 ор.; 10) южная "Двухъэтажная" дерев. б-рея (переим-ная въ 1834 г. въ ф. Константинъ), съ 49 ор.; 11) дерев. 1-этаж. ф. Рисбанкъ, съ 79 ор.; 12) южная "Одноэтажная" б-рея, деревянная, съ 19 ор.; 13, 14 и 15) однотипныя, дерев., одноэтаж. б-реи сѣв. фарв-ра №№ 1, 2 и 3, каждая на 16 ор.; 16) дерев. 2-этаж. б-рея сѣв. фарв-ра № 1, съ 39 ор.; 17, 18 и 19) однотипныя, деревянныя, 2-этаж. б-реи сѣв. фарв-ра №№ 2, 3 и 4, каждая на 23 ор. Т. обр., на вооруженіи К. тогда состояло 1.074 ор. Въ 1824 г. сильн. наводненіемъ 7 нбр. многія дерев. и земл. укр-нія К. б. полуразрушены. Это дало толчекъ къ переустр-ву верковъ, начатому въ авг. 1825 г. Первою мѣрою явилось устр-во въ главн. кр-сти камен. эскарповъ. Впослѣдствіи же, съ 1825 по 1855 г., б. произведены слѣд. главнѣйшія работы: въ главн. кр-сти сѣв. и вост. стороны обведены прочными, предохранит-ми отъ наводненія дамбами; перестроена запад. часть, съ устр-вомъ 2 тенал. фронтовъ съ 4 реданами, водян. рва и 2-этаж. камен. оборонит. казармъ съ двумя полубашнями; на сѣв. сторонѣ построено 5 долговрем. б-рей, 4 камен. оборонит. казармы съ 4 полубашнями и камен. башня въ с.-вост. углу кр-сти, со взаимн. соединеніемъ всѣхъ этихъ верковъ камен. оборонит. стѣною; на вост. сторонѣ устроена оборонит. казарма, соединенная оборонит. стѣною съ с.-вост. башней и съ охранител. плотиною; въ Купеч. гавани построена новая камен. 4-этаж. б-рея "Князь Меншиковъ"; капитально перестроена ю.-зап. часть ф. Кроншлотъ, съ устр-вомъ 4 камен. баст-въ; возведены на старыхъ основаніяхъ новые 3-этаж. каменные, съ гранит. облицовкой, фф. "Петръ I", "Имп. Александръ" и "Рисбанкъ"; значит-но усилено въ качеств. отношеніи берег. вооруженіе. Несмотря на перечисл. огромныя работы, перестройка К. б. произведена далеко не въ полн. объемѣ; перестроеннымъ веркамъ придана не та мощность, какая первонач-но намѣчалась; къ нѣк-рымъ работамъ, признаннымъ необходимыми, не б. даже приступлено. Причина — недостатокъ финансов. средствъ. Перестройка, напр., дерев. ф. "Константинъ" б. принцип-но рѣшена еще въ 1840 г., проектъ б. составленъ тогда же, Высоч. утвержденъ, но осуществленіемъ отложенъ. Въ Вост. войну 1853—56 гг., по имѣвшимся свѣдѣніямъ, союзники предполагали атаковать К., демонстрируя на сѣв. фарв-рѣ и направивъ глав. ударъ на южный. Былъ принятъ рядъ мѣръ, осущ-леніе к-рыхъ б. возложено на инсп-ра по инж. части ген. Дена, назначеннаго воен. губ-ромъ К. съ оставленіемъ въ прежней долж-сти. Оборонит. работы заключались: въ возведеніи на косѣ Котлина б-рей "Греббе" и "Литке", люнетовъ "Швебсъ" и "Политковскаго" и редута "Дена"; въ испр-ніи и вооруженіи ф. "Константинъ"; въ испр-ніи и устр-вѣ нов. ряж. загражденій; въ минир-ніи водн. плесовъ гальванич. минами системы акад. Якоби; наконецъ, въ усиленіи вооруженія. Фактически англо-франц. флотъ относ-но К. дѣйствія свои ограничилъ однѣми демонстраціями. Въ 1854 г. онъ былъ лишь въ виду его. Въ 1855 г. союзн. эс-дра въ 21 вымпелъ, преимущ-но паров. судовъ, маневрировала у кр-сти съ 15 мая по 15 авг. Она производила рекогнос-ки и промѣры внѣ выстрѣла съ б-рей; случались и незнач-ныя, обоюдно безвредныя, перестрѣлки. По иностран. источникамъ, 28 мая 2 парохода коснулись нашихъ минъ и получили серьез. поврежденія. Въ періодъ, непосред-но слѣдовавшій за войною, въ К. б. сооружены 2 нов. б-реи на южн. фарв-рѣ, 7 нов. б-рей, преградившихъ сѣв. фарв-ръ, и усилена оборона косы. Дальнѣйшія по кр-сти работы заключались въ выносѣ обороны впередъ, вначалѣ — для обезпеченія б-рей на косѣ и южн. фарв-ра отъ пораженія непр. судов. огнемъ съ сѣв. фарв-ра во флангъ, а отчасти въ тылъ, а затѣмъ для упрежденія дальн. бомбард-къ ядра кр-сти. Серьез. работы по усиленію К. б. предприняты въ 80-хъ, затѣмъ 90-хъ гг. XIX в. и съ особою энергіей продолжаются и нынѣ, обращая К. въ одну изъ сильнѣйшихъ въ Европѣ примор. кр-стей.
К., какъ воен. портъ для нашего Балт. флота, служитъ глав. ремонт. базой и арсеналомъ; въ немъ сосредоточены обширныя ремонт. мастерскія, 2 казен. сух. дока (Константиновскій и Александровскій) для крупн. судовъ, 1 — двойной (Николаевскій) докъ для мин-цевъ и канон. лодокъ, Петровск. докъ, въ к-рый м. войти одновр-но нѣск. судовъ, и нѣск. плавуч. доковъ и Мортон. эллинговъ для мелк. судовъ. Въ 1910 г. приступлено къ постройкѣ новаго аварійнаго дока (см. это) для самыхъ крупн. судовъ. Всѣ доки и больш. часть мастерскихъ и складовъ расположены на участкахъ, прилегающихъ къ Военной и Средней гаванямъ; подъ коммерч. портъ отведена Купеческая гавань. Подходъ къ К. съ моря возможенъ лишь вдоль южн. бер. Котлина; по сѣв. сторону о-ва фарв-ръ для плаванія закрытъ. У вост. берега Котлина расположенъ Восточный К-скій рейдъ съ глуб. 3—4 сж.; на югъ отъ Воен. гавани — Малый рейдъ (глуб. ок. 4 сж.), а къ з. отъ Кроншлота и до входн. бочекъ — Большой (глуб. 4—5 сж.). Отсюда къ Толбухину маяку ведетъ углубленный до 30 фт. каналъ, дл. ок. 5 м. Глав. недостаткомъ К. является замерзаніе на 5 зимн. мѣс. Но и положеніе въ глубинѣ Финск. зал. затрудняетъ актив. операціи базирующагося на него флота. Ген. Мышлаевскій заканчиваетъ свое изслѣд-ніе о камп. 1712—14 гг. въ Финляндіи такими словами: "Въ камп. 1713—14 гг. наибол. задержки въ развитіи воен. дѣйствій заключались въ полномъ несоотвѣтствіи К., какъ базы для наступат. дѣйствій нашего флота" и далѣе: "ни одна изъ послѣдующихъ войнъ на томъ же театрѣ не избѣжала въ той или иной формѣ вредн. вліянія К-ской базы". Эти недостатки К. б. оцѣнены еще Петромъ В., и онъ предполагалъ перенести глав. базу флота изъ К. въ Ревель или въ Балт. Портъ (Рогеръ-Викъ); въ обоихъ пунктахъ начаты б. обшир. работы, но послѣ смерти Петра все прекратилось. Вновь вопросъ о непригод-ти К. б. поднятъ при Екатеринѣ II и затѣмъ возбуждался періодически при кажд. нов. царст-ніи, но практич. осущ-ленія не получалъ, гл. обр., въ силу финанс. затрудненій. Въ 1856 г. особ. ком-тъ подъ предсѣд-вомъ Ген.-Адм. Вел. Кн. Константина Николаевича пришелъ къ слѣд. заключенію: "Доколѣ флотъ нашъ будетъ находиться въ К., до тѣхъ поръ онъ будетъ осужденъ на пассив. роль, совершенно несовмѣстную съ назначеніемъ мор. силъ Россіи". Въ 1857 г. участь К. б. почти рѣшена, и уже б. назначена к-сія изъ инж-ровъ и адм-ловъ для разработки окончат. проекта переноса К-скихъ адмир-ствъ въ Балт. Портъ; но составленная при этомъ смѣта достигла 400 мил. р., и, благодаря этому, дѣло заглохло. Со вступленіемъ на престолъ Имп. Александра III вновь б. возбужденъ вопросъ о переносѣ гл. базы Балт. флота изъ К. на западъ, и выборъ остановился на Либавѣ (см. Александра III Портъ). Но вскорѣ выяснились крупные недостатки и этого порта, и въ. 1912 г. начаты работы по устр-ву первокласс. воен. порта въ Ревелѣ. Какъ коммерч. портъ, К. самостоят. значенія не имѣетъ и является лишь аванпортомъ для Спб.: самое сущ-ніе его обуславливается недостаточ. оборуд-ніемъ Петербургскаго коммерч. порта. Коммерч. значеніе К. сильно упало послѣ постройки мор. канала, соединившаго Спб. съ Малымъ К-скимъ рейдомъ. (Рукописи кабинета Петра Вел. въ госуд. архивѣ; Архивъ гл. инж. упр.; Журналъ или поденная записка Петра В.; Сборн. Имп. Росс. истор. общ-ва; Елагинъ, Начало К.; Веселаго, Очеркъ рус. мор. исторіи; Голиковъ, Дѣянія Петра В.; Шеловъ, Ист. очеркъ кр-сти К.).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.