Аудиторы в Западной Европе

Аудиторы в Западной Европе

АУДИТОРЫ въ зап. Европѣ. Со времени возникновенія наемныхъ войскъ, въ виду господствовавшаго въ то время сословнаго общественнаго строя, установилось въ воен.-уголов. процессѣ правило, что приговоръ надъ военнослужащимъ можетъ быть постановленъ только его товарищами по профессіи, т.-е. также военнослужащими. Но, вслѣдствіе сложности формъ производства въ воен. судахъ, развившагося в.-угол. законодательства и чрезвычайно широкой воен. подсудности, обнимавшей не только уголовныя, но и гражданскія дѣла военнослужащихъ, воен. судъ, составленный только изъ строевыхъ чиновъ, не могъ справиться со своей задачей, и потому явилась необходимость участія въ составѣ этого суда лица опытнаго въ процессѣ и свѣдущаго въ законахъ. Такимъ лицомъ въ имперской арміи, еще въ XVI ст., былъ шультгейсъ (Schultheiss), на обязанности котораго лежало составленіе воен. суда и предсѣдательствованіе въ немъ. Съ XVII ст. в.-уголовн. процессъ, слѣдуя за общимъ уголов. процессомъ, началъ проникаться все болѣе и болѣе началами римскаго и каноническаго права, послѣдствіемъ чего было введеніе и въ воен. процессъ ученаго судьи и инквизиціонныхъ принциповъ. Этимъ ученымъ судьямъ въ составѣ воен. судовъ, получившимъ теоретическую и практическую юридич. подготовку, присвоено было въ германскихъ государствахъ, по испанскому образцу, названіе аудиторовъ, которые и замѣнили собою прежнихъ шультгейсовъ. Такимъ образомъ, А. въ военномъ судѣ являлись представителями судебнаго опыта и юридическихъ познаній, въ противоположность Laienelement’y, т.-е. строевымъ членамъ суда, временно исполнявшимъ обязанности судей, не обладавшимъ юридической подготовкой и являвшимся представителями войсковой жизни и войскового быта. Въ XVIII ст. воен.-уголовн. процессъ такъ же, какъ и общеуголовный, окончательно преобразовался въ инквизиціонный процессъ, и во время господства этого типа процесса роль А. была громадна. Они производили слѣдствіе, являвшееся самою важною частью судопроизводства, такъ какъ судъ не вызывалъ свидѣтелей и вообще не знакомился непосредственно съ дѣломъ, а постановлялъ приговоръ въ закрытомъ засѣданіи, исключительно на основаніи письменныхъ данныхъ слѣдствія. Въ засѣданіяхъ в. судовъ А. докладывали обстоятельства дѣла, изъясняли судьямъ не юристамъ смыслъ законовъ, руководили ихъ совѣщаніемъ и первые подавали голосъ о томъ, какъ должно быть рѣшено дѣло. Но такъ какъ инквизиціонный процессъ не допускалъ ни представителей обвиненія, ни представителей защиты въ судѣ, то А. сосредоточивали въ себѣ, по существу несовмѣстимыя, функціи судьи, обвинителя и защитника подсудимаго. Правда, А. не вездѣ имѣли рѣшающій голосъ при постановленіи приговора. Въ Австріи они имѣли (и имѣютъ до сихъ поръ) рѣшающій голосъ. (См. Австро-Венгрія). Въ Пруссіи они являлись только докладчиками съ совѣщательнымъ голосомъ, но отъ этого роль ихъ не была менѣе важной. Они должны были присутствовать при совѣщаніяхъ судей, руководить ими и, если судьи склонялись къ рѣшенію, противорѣчащему законамъ, убѣждать ихъ въ неправильности ихъ мнѣній. Въ военныхъ судахъ высшихъ инстанцій А. имѣли первенствующее значеніе, такъ какъ эти суды составлялись почти исключительно изъ А. Съ преобразованіемъ въ XIX ст. военно-уголовнаго процесса въ большинствѣ европейскихъ государствъ на началахъ современнаго слѣдственно-обвинительнаго процесса, А. или совсѣмъ исчезаютъ, или роль ихъ значительно ограничивается. Такъ, въ Германіи, вмѣстѣ съ военно-судебной реформой 1898 г., слово А. совсѣмъ исчезло изъ воен.-судеб. кодекса, и А. были замѣнены военно-судебными чиновниками. Въ другихъ государствахъ, въ Швейцаріи и Бельгіи, хотя и сохранилось названіе А., но роль ихъ въ процессѣ ограничена только представительствомъ публичнаго обвиненія въ военныхъ судахъ. (Абрамовичъ-Барановскій, Военное судопроизводство, 1900 г.).

Въ Россіи Аудиторы впервые появляются въ концѣ XVII в. и, какъ институтъ, всецѣло заимствованный съ запада, весьма близокъ къ своему образцу по идеѣ, характеру и кругу дѣятельности. Первымъ русскимъ памятникомъ, упоминающимъ объ А., хотя очень кратко, является воинскій уставъ Адама Вейде 1698 г. Полнѣе очерчены обязанности и права А. въ уложеніи Шереметева 1703 г. и въ краткомъ артикулѣ 1706 г. Первоначально, въ нач. Вел. Сѣверной войны, А. фактически были не во всѣхъ в. судахъ, т. к. ихъ было очень мало; на эти должности вовсе не было подготовленныхъ русск. людей, приглашались исключительно иностранцы, преимущественно чехи, легче усваивавшіе русскую рѣчь; послѣ полтавской битвы появляются у насъ и плѣнные шведскіе А. Штатами 19 февр. 1711 г. въ нашей арміи были установлены 17 высшихъ и 75 низшихъ А., всего 92 должности, изъ которыхъ 42 б. заняты иноземцами, получавшими вдвое большій окладъ, чѣмъ русскіе. Воинск. уставомъ 1716 г. окончательно б. опредѣлены организація и кругъ дѣятельности А., и организація эта, съ частичными измѣненіями, вызываемыми бытовыми условіями, просуществовала у насъ почти 150 лѣтъ. Такими условіями являлись, главн. образ., отсутствіе контингента подготовленныхъ къ А. должностямъ лицъ и вліяніе иностраннаго, преимущественно прусскаго, воен. законод-ва на еще не развившееся русск. воен. право; эти факторы обусловили собой неоднократное довольно рѣзкое измѣненіе служебнаго положенія А.; существо же процессуальн. обязанностей послѣднихъ, какъ и самая идея ихъ учрежденія, довольно устойчиво продержалась до воен.-судебной реформы 60-хъ гг. XIX в. Являясь, по идеѣ учрежденія, совѣтниками по вопросамъ права строев. офицеровъ, составлявшихъ судъ, А. обязаны были слѣдить за соблюденіемъ въ судахъ закона и правилъ судопроизводства, руководить судебн. засѣданіемъ и движеніемъ дѣла, давать необходимыя разъясненія, но вмѣстѣ съ тѣмъ они не пользовались голосомъ въ судебн. совѣщаніи и даже не занимали мѣста за судейскимъ столомъ, при чемъ въ полковомъ судѣ, кромѣ того, на нихъ были возложены и секретарскія обязанности. Т. к. такія сложныя и отвѣтственныя обязанности требовали хорошей юридической подготовки, которая въ то время въ Россіи отсутствовала, то естественна отсюда и затруднительность правильной организаціи института А. Собственно говоря, до учрежденія въ 1797 г. генералъ-аудиторіата А., хотя и различались по должностямъ въ извѣстной градаціи, но правильной іерархической лѣстницы, съ подчиненіемъ младшихъ старшимъ, у нихъ не существовало, и только съ 1797 г. послѣдовало объединеніе всего аудиторіатскаго вѣдомства, путемъ подчиненія всѣхъ аудиторовъ генералъ-аудитору, отъ котораго, съ этихъ поръ, стали зависѣть назначеніе и дальнѣйшая служебная карьера А. Въ общихъ чертахъ организація института А. представлялась слѣдующей: высшую должность составлялъ генералъ-аудиторъ (первоначальный окладъ содержанія 400 р. въ годъ); помощники его именовались генералъ-аудиторъ-лейтенантами (250 р.) и оберъ-аудиторами (младшіе помощники); затѣмъ слѣдовали аудиторы бригадные (240 р.) и полковые (100 р.) или низшіе. Генералъ-А. выполнялъ указанныя выше функціи въ генеральномъ воен. судѣ и присутствовалъ въ качествѣ блюстителя закона въ Военномъ Совѣтѣ; по уставу 1716 г., ген.-А. состоялъ правителемъ воен. канцеляріи; на него возлагались и другія порученія; такъ, въ военное время онъ долженъ былъ вести переговоры о размѣнѣ плѣнныхъ. Должность ген.-А. была поставлена наравнѣ съ высшими должностями генеральнаго штаба арміи. По воинскому уставу 1716 г., ген.-А. долженъ быть свѣдущимъ въ военномъ и общемъ правѣ (цензъ образовательный), "осторожный и благой совѣсти человѣкъ" (нравственный цензъ), такъ какъ на судѣ "конечное и послѣднее заключеніе отъ него зависитъ и онъ долженъ въ сумнительныхъ случаяхъ генералитету и прочимъ офицерамъ изъяснять, что всѣ народныя права и военные артикулы о томъ гласятъ, никому не похлѣбствовать и не обращать вниманія на знатность особы судимой"... Въ воен. время, при сформированіи отдѣльн. армій или отрядовъ, при ихъ штабахъ учреждались должности особыхъ г.-А. (иногда оберъ-А.), которые исполняли тѣ же обязанности, (наприм., ген.-А. Глѣбовъ при арміи Шереметева въ 1715 г. и Крейцъ при арміи ген. Вейде). Съ учрежденіемъ въ 1797 г. генералъ-аудиторіата, значеніе г.-А. значительно возрастаетъ: онъ является уже главой цѣлаго вѣдомства, вѣдаетъ его личнымъ составомъ, подчиненъ непосредственно монарху, которому и представляетъ на конфирмацію нѣкоторыя дѣла (объ офицерахъ и нижн. чинахъ изъ дворянъ); въ его рукахъ сосредоточивается управленіе всей воен. юстиціей, т. к. съ 1805 г. въ его вѣдѣніе переходитъ и вся судная часть морск. вѣд-ва. Съ 1808 г., съ назначеніемъ воен. министромъ Аракчеева, ген.-А. начинаетъ постепенно утрачивать свое самостоятельное положеніе и окончательно подчиняется военному министру въ 1812 г., при реформѣ центральн. воен. упр-ія. Съ 1797 г. установлена особая должность — полевого ген.-аудитора, но должность эта учреждалась лишь въ воен. время при арміи вмѣстѣ съ учрежденіемъ при ней же полевого аудиторіата. Функціи полев. ген.-А. были аналогичны съ функціями ген.-А. Первымъ ген. А. изъ русскихъ былъ И. В. Кикинъ (съ 1712 г.), пользовавшійся большимъ довѣріемъ Петра I. Въ 1719 г., въ числѣ друг. иностран. юристовъ, явившихся по призыву царя, былъ чешскій юристъ Ѳеодоръ Центорови, оказавшій впослѣдствіи значительныя услуги сенату и воен. коллегіи своими познаніями въ области права; онъ состоялъ въ должности ген.-А. воен. коллегіи съ 1726 г. до 1752 г. Послѣ увольненія Центорови ген.-А. были большей частью строевые офицеры: Василій Чистюгинъ (1752—1756 г.), Матвѣй Дмитріевъ-Мамоновъ (1757—1761 г.), Илья Плюсковъ (1761—63 г.); Ларіонъ Украинцевъ (1763—1777 г.), Егоръ Наумовъ (1778—1781 г.), Захаръ Корнѣевъ (1781—82 г.), Василій Волковъ (1782—88 г.), Алексѣй Кобылинскій (1788—1797 г.). Первымъ ген.-А. по учрежденіи генералъ-аудиторіата были, ген. отъ инф. князь Ив. Андр. Шаховской (1797—1800 г.) и ген.-лейт. сенаторъ князь Сем. Иван. Салаговъ (1800—1812 г.), много содѣйствовавшіе улучшенію положенія аудиторіатскаго вѣдомства. Послѣднимъ ген.-А. былъ ст.-секрет. В. Д. Философовъ, реорганизовавшій въ 60-хъ гг. XIX в. нашу воен. юстицію и в.-суд. вѣд-во. — Генералъ-аудиторъ-лейтенантъ и оберъ-аудиторъ — были помощниками ген.-А. и, въ случаѣ отсутствія послѣдняго, исполняли его должность; кругъ ихъ обязанностей не былъ точно регламентированъ. Оберъ-А. отличался лишь тѣмъ, что былъ рангомъ ниже ген.-А.-лейтенанта и являлся младшимъ помощникомъ ген.-А. Во второй половинѣ XVIII вѣка, ген.-ауд.-лейт-ты назначались также преимущественно изъ строевыхъ офицеровъ. Между прочимъ, въ должности ген.-А.-лейтенанта состоялъ одно время знаменитый А. В. Суворовъ (съ 28 окт. по 4 дек. 1756 г.). Полковые аудиторы были низшей аудиторской должностью; первоначально они занимали въ полковомъ штабѣ мѣста наравнѣ съ капитанами, и назначеніе ихъ зависѣло отъ воен. канцеляріи, управляемой ген.-А-мъ. Полковые А. не только выполняли въ полковыхъ судахъ тѣ функціи, которые въ генеральн. судѣ возложены были на ген.-А., но и вели всѣ протоколы; въ затруднительныхъ случаяхъ полк. А. б. обязанъ обращаться за разъясненіемъ къ об.-А. Съ 1720 г. полк. А. б. поставлены внѣ ранговъ. Съ 1728 г. должность ихъ вновь была признана въ офицерскомъ рангѣ. Болѣе подробно служебное положеніе полк. А. указано ниже, теперь отмѣтимъ только, что постепенное пониженіе должности аудиторовъ и способы ихъ комплектованія привели къ возложенію на нихъ еще и другихъ обязанностей, совершенно несоотвѣтствующихъ ихъ прямому назначенію, напр., обязанностей квартирмейстера по завѣдыванію полков. обозомъ и по пріему провіанта и фуража въ воен. и даже иногда въ мирн. время (уставъ пол. службы 1796 г.). Служебное положеніе А. въ Россіи первоначально было почетное: высшіе А. чины приравнены были къ высшимъ воен. должностямъ, низшіе — наравнѣ съ капитанами числились въ полковомъ штабѣ. Однако такое ихъ положеніе продолжалось недолго: съ изданіемъ штатовъ 1720 г., составленныхъ подъ вліяніемъ прусск. закона 1712 г., по которому А. не числились въ корпусѣ офицеровъ, ген.-А. были у насъ понижены до ранга подполковника, и должость его поставлена была ниже оберъ-кригсъ-комиссара, ген.-А.-лейт. были приравнены къ маіору, об-А. — къ капитану, а полковые А. поставлены были внѣ ранговъ, при чемъ содержаніе имъ положено было среднее между жалованьемъ прапорщика и полк. писаря; только въ артиллеріи полк. А. сохранили офицерскій рангъ и приравнивались къ рангу поручика. Очевидно, должность полк.-А. должна была неизбѣжно утерять свое значеніе; полк. ком-ры стали назначать на должности полк.-А. фельдфебелей, унт.-оф. и писарей, окончившихъ гарнизонныя школы и т. п. Разумѣется, такое умаленіе достоинства А. объясняется не только вліяніемъ прусскаго закон-ства, но и крайне низкимъ уровнемъ развитія, образованія и спеціальной подготовки русск. А., особенно низшихъ. Съ 1728 г. законодатель начинаетъ постепенно вновь возвышать служебное положеніе А.; такъ, въ этомъ году послѣдовало разъясненіе, чтобы полк. А. числить въ офицер. званіи, но въ унтеръ-штабѣ, наравнѣ съ завѣдывающими обозами и квартирмейстерами; въ 1752—54 гг., по опредѣленію воен. коллегіи, для ген.-А. установленъ былъ чинъ подполковника, но назначались даже полковники и бригадиры, а для полк. А. былъ установленъ рангъ подпоручика; дальнѣйшее же ихъ чинопроизводство шло наравнѣ съ прочими офицерами, но вмѣстѣ съ тѣмъ разрѣшалось замѣщать аудит. должности подпрапорщиками и, въ крайнемъ случаѣ, даже писарями и унтеръ-офицерами; въ 1762 г. въ такое же служебное положеніе были поставлены и А. въ спеціальныхъ родахъ оружія. Однако, въ томъ же году особымъ указомъ положеніе А. вновь было рѣзко понижено: воспрещено было назначать полк. А. изъ дворянъ, производить ихъ въ чины выше подпоручика и носить офицерскіе знаки, шарфъ и темлякъ. Такое несоотвѣтствующее достоинству А. положеніе продолжалось въ ущербъ дѣлу правосудія въ войскахъ, до учрежденія въ 1797 г. генералъ-аудиторіата; съ этихъ поръ А. составили особое, вполнѣ объединенное корпоративно, вѣдомство, интересы котораго получили въ лицѣ ген.-А. спеціальное представительство; А. съ этого времени присваивается уже особый мундиръ и устанавливается производство ихъ въ гражд. чины; съ 1802 г. самое званіе А. приравнено было къ чину XIV кл.; въ 1804 г. по ходатайству ген.-А. кн. Салагова аудиторская должность повышена была въ XIII кл. и допущено было за выслугу производство до чина титул. совѣтника. Въ послѣдующихъ годахъ (1805—1809 гг.) разрѣшено было даже оставаться на аудит. должности, до чина кол. ассес., дававшаго права потомств. дворянства. Въ 1816 г. разрѣшено было представлять въ званіе А. и дворянъ. Переходъ въ строй съ полученіемъ соотвѣтствующаго офицерскаго чина былъ затрудненъ и разрѣшался только (въ 1808 г.) лицамъ, прослуживщимъ въ строю до полученія званія А. не менѣе 12 лѣтъ, хотя бывали и исключенія: напр., изъ А. былъ перечисленъ прямо въ строй офицеромъ ген. Маіевскій, оставившій интересныя записки — "Мой вѣкъ", напечатанныя, въ 1873 г. въ "Рус. Стар.". Въ такомъ видѣ А. должность сохранялась до воен.-суд. реформы 1867 г., когда она была упразднена, хотя, впрочемъ, не сразу, такъ какъ въ Сибирскихъ и Туркестанскомъ воен. округахъ реформа была введена лишь въ 1886—1889 гг. (Розенгеймъ, Очеркъ ист. воен. суд. учр. въ Россіи до кончины П. В.", 1878 г.; Шендзиковскій, Конспектъ лекцій по ист. рус. в.-уг. закон., 1885 г.; Бобровскій, Развитіе способовъ и средствъ для образованія юристовъ военнаго вѣдомства. Ежег. В.-Ю. Ак. № 1).

Аудиторъ (1762 г.).

Аудиторъ (1762 г.).

Аудиторъ (1802—1804 гг.).

Аудиторъ (1802—1804 гг.).

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Аудиторы в Западной Европе" в других словарях:

  • АУДИТОР (военный юрист) — АУДИТОР, в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) должность в военно судебных учреждениях. Этот термин латинского происхождения, собственно слушатель, выслушивающий. В Германии аудиторами называли молодых юристов, которые присутствовали при… …   Энциклопедический словарь

  • Европейский центральный банк — (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… …   Энциклопедия инвестора

  • IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… …   Энциклопедия инвестора

  • БЕЛЬГИЯ — (Королевство Бельгия) государство в Западной Европе. Б. федеративное государство. Основ н ое население ее составляют фламандцы и валлоны. В связи с возникшими в последние десятилетия конфликтами между ними в Б., которая прежде была унитарным… …   Энциклопедия юриста

  • Бельгия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе. Территория 30,5 тыс. кв. км. Столица г.Брюссель. Население 10,2 млн. чел. (1998 г.), в том числе… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

  • Французская Республика, Франция — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовно процессуальное законодательство Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе.… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

  • Абрамович, Роман — Председатель думы Чукотского автономного округа Председатель думы Чукотского автономного округа с октября 2008 года. Бывший губернатор Чукотского автономного округа (с января 2001 года по июль 2008 года), бывший владелец нефтяной компании… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Злоупотребления и врачебные ошибки в психиатрии — Злоупотребления в психиатрии использование этой клинической дисциплины, положения и полномочий врача психиатра, а также персонала психиатрических учреждений во зло, во вред пациенту либо его близким. Врачебные ошибки, как и злоупотребления, тоже… …   Википедия

  • Следователь военный — должностное лицо, на которое возлагается производство предварительных следствий в военном ведомстве. Впервые военные С. были учреждены в России вместо производивших ранее следствия аудиторов (см.) уставом военно судебным 15 мая 1867 г. Должности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ФРАНЦИЯ — (Французская Республика) государство, расположенное в Западной Европе. Ф. унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления генеральные советы, избираемые… …   Энциклопедия юриста


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»