Лоцманское дело в России

Лоцманское дело в России

ЛОЦМАНСКОЕ ДѢЛО ВЪ РОССІИ. Первоначальное зарожденіе Л. дѣла относится къ 1653 г., когда крест-ну Ивашко Хобарову б. впервые разрѣшено царск. указомъ приводить въ Архангельскъ и выводить изъ него "торговые разныхъ земель корабли". Въ это время Россія вела оживл. торговлю съ иностр-ми, преимущ-но англ-нами, и "корабельные вожи", какъ тогда назывались лоцманы, въ Бѣл. морѣ были крайне нужны. Плата за проводку судовъ была ничтожная, и единствен. льготой "вожей" было отсутствіе пошлинъ на ихъ промыселъ; но уже въ концѣ XVII ст. судох-во настолько увеличилось, что вожевой промыселъ сдѣлался оч. выгоднымъ, и прав-ство начало сдавать его съ торговъ на откупъ. Получившій грамоту вносилъ въ "съѣзжую губу" оброкъ и получалъ привилегію проводить к-бли, а всѣхъ посторон. вожей привлекать къ отвѣту. Въ 1671 г. плата за промыселъ была ок. 10 р., а лѣтъ черезъ 5 поднялась уже выше 92 р., и т. к. не всегда откупщики оказывались хорошими и знающими лоцманами, то въ 1685 г. откупъ вслѣдствіе пост. жалобъ иностр. купцовъ б. уничтоженъ имен. указомъ, к-рымъ предоставлялось к-блямъ нанимать "вожей, ково они похотятъ сами по вольною цѣною, какъ бывало изстари до откупу". Въ 1690 г. царск. указомъ вожи б. переведены въ вѣдѣніе таможни и б. установлена такса въ размѣрѣ 2 р. за проводъ въ портъ и 6 р. за выводъ изъ него. Съ весны 1704 г. въ Петербургѣ б. введены лоцмана, получавшіе по 6 руб. въ годъ жалованья, по 1 руб. за каждую проводку к-бля и, кромѣ того, вознагражденіе за исправное содержаніе фарватера и оградительныхъ знаковъ отъ городск. ратуши. Одновр-но съ архангельск. вожами они б. переведены въ вѣдѣніе адмир-ствъ-коллегіи и подчинены кап-ну надъ штурманами. Т. обр., Л. служба сдѣлалась коронной. Но т. к. въ это время зародился рус. флотъ, а наст. моряковъ еще не было, то лоцманы, наряду съ проводкой судовъ, производили съемки и промѣры и даже несли на нашихъ судахъ штурманск. обяз-ти. Съ 1709 г. по наст. время въ Л. институтѣ произошло много мелк. измѣненій; но лишь въ 1890 г. издано общее положеніе о мор. лоцманахъ, к-рые подчинены мор. мин-ству по глав. гидрограф. упр-нію и дѣлятся на 6 Л. округовъ: Бѣломорскій, Балтійскій и Каспійскій — подъ вѣдѣніемъ дир-ровъ маяковъ и лоцій этихъ морей, Кронштадтскій — подъ нач-мъ глав. ком-ра порта и Черноморскій и Восточный — подъ нач-вомъ ком-ровъ портовъ Чернаго и Азовскаго морей и Вост. океана. Ближайшее же завѣдываніе лоцманами возлагается на ком-ровъ портовъ. Л. дѣло состоитъ въ безопас. проводкѣ к-блей по прибрежн. водн. простр-вамъ, производствѣ въ портахъ промѣровъ рейдовъ и фарв-ровъ, постановкѣ вѣхъ и бакановъ, наблюденіи за правил-стью огражденій. Учр-нія или должн. лица, вѣдающія на мѣстахъ Л. частью, непосред-но подчиняются нач-ку округа. Для болѣе успѣшн. отправленія Л. промысла, отдѣльн. лоцманамъ, дѣйствующимъ на извѣстн. фарватерѣ, предоставляется образовывать общества или товарищества. Л. общ-ва состоятъ изъ Л. старосты, избираемаго лоцманами изъ своей среды, но прослужившаго лоцманомъ не менѣе 3 л. и имѣющаго отъ роду не менѣе 30 л., изъ старшихъ и младшихъ лоцмановъ и Л. учениковъ. Административно общ-ва подчиняются лоцъ-ком-рамъ и ихъ пом-камъ, назначаемымъ приказами по мор. вѣдомству. Поступая въ члены общ-ва, лоцманъ обязанъ внести опредѣляемую уставомъ общ-ва сумму въ обезпеченіе аварій, могущихъ произойти по его винѣ. Изъ этихъ суммъ образуется аварійный капиталъ, служащій для вознагражденія судохозяевъ за убытки отъ аварій. Сборы за проводъ судовъ составляютъ расходный, запасный и пенсіон. капиталы, употребляемые на текущіе и экстраординар. расходы и на выдачу пенсій и пособій. Если вкладъ лоцмана недостаточенъ для возмѣщенія судохозяину убытковъ, то разрѣшается употребить не болѣе половины аварійнаго и запас. капиталовъ, чѣмъ и ограничивается отвѣт-ность по аваріямъ Л. общ-ва. При выходѣ лоцмана изъ общ-ва ему возвращается обезпеченіе въ суммѣ, числящейся за нимъ ко дню увольненія, но безъ процентовъ. Лоцъ-ком-ръ, его пом-къ, Л. старшина и староста должны умѣть говорить, читать и писать по-русски, а лоцманы, кромѣ того, по уставамъ больш-ва общ-въ, д. знать одинъ изъ иностр. языковъ, наиб. употребит-ный на судахъ, посѣщающихъ дан. районъ. Лоцмана, соединяющіеся въ товарищ-ва на основаніи письмен. договора, утверждаемаго нач-вомъ Л. округа, избирають изъ своей среды старосту, к-рый и является представ-лемъ товарищ-ва передъ нач-вомъ. Л. общ-во, Л. товар-ва, а также и отдѣл. лоцмана освобождаются въ Л. промыслѣ отъ необходимости промысл. свидѣт-ва и отъ обложенія торгов. пошлинами. Вмѣстѣ съ тѣмъ, т. к. дѣят-сть лоцмановъ необходима для гос-тва, имъ предоставлено исключит. право провода судовъ въ предѣлахъ своего района, въ такихъ портахъ, рейдахъ и фарв-рахъ, гдѣ взятіе лоцмана обязат-но для всѣхъ судовъ. Отъ этой обяз-сти освобождаются: военныя и казен. суда, суда рус. яхтъ-клубовъ, суда общ-въ спасанія на водахъ и нѣк-рыя суда малаго каботажа. За проводъ судовъ лоцмана получаютъ плату по правиламъ, выработаннымъ сообразно съ мѣстн. условіями, тоннажемъ судовъ и особ-стями фарватеровъ. Лоцмана, исполняющіе свои обяз-ти, освобождаются отъ дѣйствит. воен. службы въ мирн. время и зачисляются въ запасъ флота на 10-лѣтн. срокъ. Въ воен. время по мобилизаціи они всѣ переводятся на дѣйствит. службу и проводятъ суда, въ зав-сти отъ распоряженій военач-ковъ, передаваемыхъ черезъ ближайшее Л. нач-во. Лоцмана обязаны немедленно сообщать своему на чальству о всѣхъ перемѣнахъ въ фарв-рахъ, могущихъ повліять на безопас-ть плаванія, а по окончаніи навигаціи ежегодно представлять отчеты о своей дѣят-сти, съ указаніемъ числа проведенныхъ судовъ, общей суммы вознагражденія, полученнаго за проводъ, всѣхъ случаевъ аварій, а въ отчетахъ отъ Л. общ-въ — также числа наличн. лоцмановъ и Л. учениковъ. Лоцманамъ воспрещается сообщать посторон. Лицамъ о знакахъ, примѣтахъ и особ-стяхъ фарватеровъ. Лоцмана исполняютъ обяз-ти ежедневно, отъ восхода до заката солнца; по приказанію нач-ка порта или лоцъ-ком-ра, они д. проводить суда и послѣ солнеч. заката; ночью они обязаны проводить суда лишь въ случаѣ крайн. необходимости, если къ тому представится возможность. Л. станціи располагаются на обоихъ концахъ предоставленнаго имъ фарв-ра, въ примѣтныхъ мѣстахъ; онѣ должны имѣть башню или пунктъ, съ к-раго хорошо видно море, для несенія дежурствъ, называемыхъ лоцъ-вахтами. Подходя къ станціи, судно, требующее лоцмана, поднимаетъ на фокъ-мачтѣ Л. флагъ или сигналъ по междунар. своду, а ночью показываетъ каждые 15 мин. фалшфееръ. Во время тумана сигналъ дѣлается свисткомъ, ревуномъ или рупоромъ, поперемѣнно коротк. и длин. звуками. Разобравъ сигналъ, дежурный вызываетъ очередн. лоцмана, к-рый немедленно отправляется на требующее его судно, при чемъ русскимъ воен. и казен. судамъ отдается предпочтеніе. Входя на судно, Л. предъявляетъ бланкетъ, въ к-ромъ шкиперъ означаетъ осадку к-бля, его водоизмѣщеніе, благополучіе провода, причитающуюся за проводъ сумму и, если найдетъ нужнымъ, замѣчанія относ-но исполненія лоцманомъ своихъ обяз-тей. За невѣрн. запись тоннажа и углубленія шхиперъ платитъ взысканіе въ размѣрѣ двойной стоимости провода. Если лоцманъ своевр-но не явится, шхиперъ м. взять частн. проводника, но съ момента прихода лоцмана онъ передаетъ ему проводку судна и платитъ сообразно проведенному разстоянію. Присутствіе лоцмана не освобождаетъ шхипера отъ упр-нія судномъ, и лоцманъ отвѣтствененъ только за несчастныя послѣдствія отъ опасностей фарв-ра. Лоцману воспрещается оставлять безъ разрѣшенія шхипера судно раньше, чѣмъ онъ поставитъ его на якорь въ безопас. мѣстѣ, выведетъ въ открытое море или будетъ смѣненъ друг. лоцманомъ. Всѣ недоразумѣнія и споры между шхиперами и лоцманами разрѣшаются ближайш. Л. нач-вомъ. Финляндія имѣла раньше отдѣльное Л. устройство, съ дир-ромъ Л. и маячнаго вѣд-въ Финляндіи во главѣ, подчиненнаго непосред-но финл. сенату и только обязаннаго сообщать о всѣхъ своихъ мѣропріятіяхъ (открытіе и огражденіе нов. фарв-ровъ, постановка предостерегат. знаковъ и т. п.) главн. гидрогр. упр-нію. Въ главн. чертахъ упр-ніе финл. лоцманами заключалось въ слѣд.: дир-ру подчинялись дистанціонные нач-ки и старшины Л. станцій. Должности при глав. упр-ніи, находящемся въ г. Гельсингфорсѣ, а также дистанціон. нач-ковъ, могли занимать только оф-ры флота и корпусовъ, но обязат-но финл. уроженцы. Отъ обяз-ти брать лоцмановъ освобождались: 1) финскія суда, ходившія въ шхерахъ, и 2) русскія и финск. суда мал. каботажа. Воен. суда пользовались лоцманами по желанію, платя за проводъ съ моря полную плату, а за выводъ отъ станціи — половинную. Иностр. суда платили двойную плату. Взысканія съ лоцмановъ и шхиперовъ за несоблюденіе установлен. правилъ были по финл. законамъ гораздо строже, чѣмъ по русскимъ; въ админ-ціи, какъ и въ хозяйств. отношеніи, послѣдов-но проводилась система децентрализаціи, обязывавшая лоцмановъ по собств. почину возстанавливать сбитыя вѣхи, устранять съ фарв-ровъ случайныя препятствія и т. д. Лоцмана набирались изъ мѣстн. жителей, проходили 5-лѣтн. стажъ Л. учениками и изучали рус. яз., но за отсутствіемъ практики обык-но его забывали. Дистанц. нач-ки пользовались больш. самост-ностью. Л. служба въ Финляндіи б. поставлена оч. хорошо, и огражденіе фарв-ровъ, лежавшее на обяз-ти того же вѣд-ва, не оставляло желать лучшаго. Но самое выдѣленіе финл. лоцмановъ изъ общаго упр-нія представляло много неудобствъ въ администр. и особенно стратегич. отношеніяхъ въ случаѣ войны на Балт. театрѣ. Поэтому съ 15 фвр. 1912 г. Л. и маячное вѣд-во Финляндіи б. подчинено въ воен. и администр. отношеніяхъ мор. мин-ству. Лоцъ-дир-ръ подчиненъ непосредственно нач-ку глав. гидрогр. упр-нія, а всѣ офицер. и классн. чины внесены въ общіе списки чиновъ мор. вѣд-ва, съ подчиненіемъ общимъ мор. узаконеніямъ. Дѣйствующія по отношенію къ Л. и маячн. вѣд-ву мѣстныя финл. постановленія, поскольку они не противорѣчили новому порядку, д. примѣняться и впредь, до изданія установленнымъ порядкомъ соотвѣт-щихъ правилъ. Рѣчные лоцманы не находятся въ вѣдѣніи мор. мин-ства и не имѣютъ такой правил. орг-заціи, какъ морскіе. Законодат-во о рѣчн. лоцманахъ даже не имѣетъ характера закона, а регулируетъ дѣят-сть лоцмановъ въ каждомъ отдѣл. районѣ: Днѣпровскомъ, Вышневолоцкомъ, Мстинскомъ, Боровицкомъ, Волховскомъ, Шекснинскомъ, Ингодинскомъ и Шилкинскомъ. Всѣ рѣчные лоцмана находятся въ вѣдѣніи мин-ства путей сообщенія, за исключ. ингодинскихъ и шилкинскихъ, подчиненныхъ Приамурскому ген.-губ-ру. Кромѣ того, лоцмана существуютъ на Аму-Дарьѣ, но тамъ они не имѣютъ опредѣл. районовъ, а плаваютъ на судахъ во время всего рейса. Подчинены они ком-щему войсками Туркестан. округа. — За границей Л. дѣло поставлено приблиз-но на тѣхъ же основаніяхъ, что и въ Россіи, однако, безъ свойственной нашимъ законамъ централизаціи этого дѣла въ одномъ высш. упр-ніи, несомнѣнно, вредно вліяющей на исправное содержаніе оградит. знаковъ и, вообще, всей службы. Законы о взысканіяхъ за неисправность и неисполненіе Л. правилъ тоже болѣе строги. Слѣдуетъ отмѣтить, что въ Англіи лоцмана подчинены адмир-ству, но находятся въ вѣдѣніи компаніи "Trinity House" въ Англійскомъ каналѣ и всѣхъ портахъ, гдѣ есть отдѣленія этого общ-ва. (Сабо, Л. дѣло въ Россіи, 1908; "Записки гидрограф. деп-та", 1846; Уставъ Торговый 1903 г., съ измѣн. по Прод. 1906 г.; Уставы всѣхъ мор. Л. общ-въ, изд. глав. гидрогр. упр.; Памятка къ 200-лѣтію петербург. лоцмановъ, изд. глав. гидрогр. упр-нія; Уставъ путей сообщенія, кн. XII Св. Зак. Рос. Имп.).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»