МИНОНОСЦЫ (см. Корабль военный>), появились впервые въ 1863 г., во время междоус. войны С.-Ам. Соед. Шт. Прототипомъ М. является обыкн. паров. катеръ, снабженный шестовой миной (см. Минное дѣло во флотѣ, историч. очеркъ). Въ 70-хъ гг. прошл. ст., когда боев. суда б. вооружены крупными, но малочисл-ми и медленно стрѣляющими орудіями съ плох. мѣткостью, развитіе М. пошло особенно быстро и успѣшно. Первые рус. М. имѣли водоизм. ок. 75 тн. и скорость хода, не превышавшую 16 узл.; попытки увеличить ск-сть б. тщетны, благодаря, гл. обр., громоздкимъ огнетрубн. котламъ и несоверш-ву жел. судостроенія. Съ усоверш-ніемъ послѣдняго, при значит. улучшеніи и облегченіи мех-змовъ, явилась, возм-сть придавать М. и большія ск-сти. Какъ и въ др. типахъ воен. к-блей, эволюція М. шла неизмѣнно въ сторону его увеличенія. Въ этой эволюціи можно отмѣтить слѣд. главнѣйшіе этапы: a) подъемные минные катера б. впервые примѣнены во время Тур. войны 1877 г. на парох. Вел. Князь Константинъ, по мысли его ком-ра, С. О. Макарова (см. Макаровъ и Минное дѣло во флотѣ); b) прибрежныя мин-ски — мелкія паров. суда въ 15—40 тн. водоизм. — появились тогда же; благодаря дешевизнѣ, они м. б. построены въ больш. колич-вѣ. Гл. ихъ назначеніе было участвовать въ защитѣ рейдовъ, устьевъ рѣкъ и шхерныхъ. фарватеровъ; c) мореходные М. выработались благодаря стремленію достигнуть больш. самост-ности плаванія и возм-сти дѣлать больш. переходы. Этотъ типъ д. удовлетворять слѣд. условіямъ: 1) держаться въ морѣ и атаковать непр-ля, не стѣсняясь погодой, вдали отъ своего порта и 2) дѣйствовать въ эскадрен. бою совмѣстно съ больш. к-блями; d) бронированные М. появились въ итал. флотѣ въ концѣ XIX ст., но б. вскорѣ оставлены, т. к. на броню въ нихъ м. быть удѣленъ лишь незначит. процентъ водоизмѣщенія, а при этомъ условіи броня не защищала М.; e) идея водобронныхъ М. заключается въ стремленіи защитить судно отъ снарядовъ не броней, а водой; представляя собою нѣчто переходное къ подвод. лодкѣ, такіе М. погружаются до верхн. палубы въ воду. До наст. времени они не получили практич. примѣненія въ воен. судостроеніи, хотя попытки въ этомъ напр-ніи дѣлались неоднократно, и у насъ такой М. б. предложенъ извѣстнымъ изобрѣт-лемъ Джевецкимъ (см. это); f) минный крейсеръ д. б. обезпечивать осущ-леніе мин. операцій при бурн. погодѣ. Это б. переходный типъ къ соврем. М. крупн. водоизм-нія, въ 1000 тн. и болѣе. Для цѣлей блокады, уничтоженія коммерч. судовъ и т. п. на мин. кр-ра впервые начали ставитъ небольш. арт-рію средн. калибровъ, увеличенное колич. мин. аппаратовъ и приспособленія для постановки минъ загражденія. Однако, эти усоверш-нія являются только усиленіемъ наступ. средствъ обык-наго М., а потому и самое названіе мин. кр-ра не получило больш. распространенія. Такая же судьба постигла и еще одинъ типъ М., т. наз., истребители или контръ-М., первонач-ное назначеніе к-рыхъ было служить защитой эс-дрѣ отъ нападенія непріят. М. Эта цѣль опредѣляла и характерныя особ-ти послѣд. типа — большое число скорострѣл. орудій противоминнаго калибра. Въ концѣ концовъ всѣ описанные типы М. перемѣшались, и въ соврем. флотахъ всѣ они существуютъ подъ разн. названіями. Большая часть нашихъ М., построенныхъ въ 1878 г., водоизм. ок. 25 тн., выполнена по чертежамъ англ. заводчика Ярроу и потому извѣстна подъ этимъ именемъ. Всѣ они теперь устарѣли, первонач. имена ихъ (птицы) давно замѣнены номерами и самыя суда сданы для портов. надобностей. Въ 80-хъ гг. б. построены М. съ водоизм. до 75 тн. (типа Поти), по чертежамъ франц. завода Нормана и герм. Шихау. Въ 1886 г. появились мин. кр-ра въ 700 тн. типа Лейт. Ильинъ и Кап. Сакенъ. Все послѣдующее время въ Россіи и заграницей строились М. съ возрастающимъ водоизм-ніемъ и скоростью, при чемъ каждый заводъ имѣлъ свои особ-ти какъ въ образованіи подвод. части, въ металлахъ котловъ и машинъ, такъ и въ очертаніяхъ оконеч-тей, расположеніи мин. аппаратовъ и арт-ріи. Въ это же время были попытки строить корпуса М. изъ аллюминія и мѣди, но отъ этихъ попытокъ скоро отказались, т. к. аллюминій разъѣдается, а мѣдь мягка. Наши М., построенные въ 1895—1911 гг., можно разбить по ихъ водоизм., скорости хода и количеству мин. аппаратовъ слѣд. обр.:
Типъ |
Годъ постройки. |
Водоизмещеніе. |
Скорость въ узлахъ. |
Число силъ. |
Число аппаратовъ. |
Смѣлый |
1895 |
250 |
27 |
5.700 |
2 |
Твердый |
1901 |
300 |
25 |
4.800 |
2 |
Ловкій |
1905 |
335 |
26 |
6.000 |
2 |
Грозный |
1904 |
332 |
26 |
4.750 |
2 |
Боевой |
1905 |
375 |
26 |
6.000 |
2 |
Страшный |
1905 |
508 |
27 |
5.200 |
2 |
Амурецъ |
1904 |
560 |
26 |
6.500 |
3 |
Эмиръ-Бухарскій |
1905 |
580 |
26 |
6.500 |
3 |
Ген. Кондратенко |
1805 |
625 |
26 |
7.300 |
3 |
Новикъ |
1910 |
1.260 |
36 |
36.000 |
4×2 |
Начиная съ рус.-яп. войны 1904—05 гг., почти всѣ наши М. б. построены Выс. учрежден. ком-томъ на добровол. пожерт-нія. И только съ 1912 г. мор. мин-ство приступило, наконецъ, къ постройкѣ крупныхъ М. съ 35-узл. ск-стью и больш. числомъ мин. ап-товъ. Начиная съ 1910 г. паров. машина на М. стала уступать мѣсто паров. турбинѣ, а для достиженія экономіи въ вѣсѣ и увеличенія раіона плаванія при той же ск-сти хода, вмѣсто угля топливомъ начинаетъ служить нефть, сжигаемая въ спец. нефтян. котлахъ. Такія больш. ск-сти, какъ 35—26 узл., считаются теперь необходимыми для М., какъ въ цѣляхъ нападенія, такъ и защиты отъ разстрѣла непр. противоминной арт-ріи. Минное вооруженіе состоитъ исключ-но изъ самодвиж. минъ, ап-ты къ к-рымъ устанавливаются на палубѣ (раньше ставили въ оконеч-тяхъ). Для экономіи мѣста. мин. ап-ты устанавливаются по 2 и даже по 3 рядомъ на поворотн. кругѣ (см. Минные аппараты>). Артил. вооруженіе М. также сильно возрасло въ смыслѣ калибра: раньше ставились 37 и 47-мм. пушки, теперь ставятъ 100, 120 и 150-мм. Постройка иностран. М. шла приблиз-но одинаково съ тѣмъ, какъ и въ Россіи. Для примѣра приведемъ таблицу:
типы. |
Годъ. |
Водоизм. |
Число силъ. |
Скор. |
Мин. ап. |
Англія |
1908 |
470 |
8.000 |
26 |
2 |
Albacore |
1908 |
990 |
15.500 |
33 |
2 |
Ocean |
1908 |
900 |
12.000 |
27 |
2 |
Basilisk |
1910 |
800 |
13.500 |
27 |
2 |
Acorn |
1910 |
800 |
13.500 |
27 |
2 |
Acheron |
1911 |
760 |
13.500 |
27 |
? |
Special |
1911 |
780 |
16.000 |
28 |
? |
Германія |
|
|
|
|
|
S 165—168, G 169—173, V 162—164 |
1980 |
620 |
14.000 |
34 |
— |
V 180—186, S 176—179, G 174—175 |
1909 |
650 |
16.000 |
34 |
— |
G 192—197, V 186—191 |
1910 |
750 |
18.000 |
35 |
— |
G 7—12, V 1—6 |
1911 |
750 |
18.000 |
35 |
— |
S №№ 13—24 |
1911 |
? |
? |
? |
— |
Новые №№ 26—36 |
1912 |
? |
? |
? |
— |
Франція. |
|
|
|
|
|
Arc |
1902 |
300 |
6.300 |
28 |
— |
Contelas |
1903 |
330 |
6.800 |
28 |
— |
Gabion |
1905 |
330 |
6.800 |
28 |
— |
Branlebas |
1906 |
330 |
6.800 |
25 |
— |
Spahi |
1906 |
430 |
8.000 |
28 |
— |
Chasseur |
1906 |
430 |
8.000 |
28 |
— |
Fantassin |
1907 |
430 |
8.000 |
28 |
— |
Bouclier |
1908 |
710 |
14.000 |
31 |
— |
Henry |
1909 |
450 |
8.600 |
28 |
— |
Bisson |
1911 |
750 |
14.000 |
30 |
— |
Японія. |
|
|
|
|
|
Jamohiko |
1902 |
300 |
5.00 |
27 |
— |
Fumitmiki |
1903 |
220 |
3.800 |
27 |
— |
Satsuki |
1903 |
350 |
5.700 |
27 |
— |
Kogero |
1900 |
275 |
5.400 |
30 |
— |
Akebano |
1900 |
306 |
6.000 |
31 |
— |
Asashiho |
1904 |
365 |
6.000 |
31 |
— |
Arare |
1908 |
380 |
6.000 |
29 |
— |
Umikaje |
1909 |
1.100 |
21.000 |
35 |
— |
Sacura |
1912 |
800 |
18.000 |
33 |
— |
Соед. Шт. Сѣв. Ам. |
|
|
|
|
|
Lawrence |
1899 |
400 |
8.400 |
— |
— |
Hull |
1900 |
408 |
7.200 |
— |
— |
Truxton |
1900 |
430 |
8.300 |
— |
— |
Bainbridqe |
1900 |
420 |
8.000 |
— |
— |
I. В. Smith |
1907 |
700 |
10.000 |
— |
— |
Pemlding |
1908 |
740 |
12.000 |
— |
— |
Ammen |
1909 |
740 |
12.000 |
— |
— |
Fanning |
1910 |
740 |
12.000 |
— |
— |
Almyn |
1911 |
1.040 |
16.000 |
— |
— |