- Пола
*ПОЛА, главн. и единств. хорошо оборуд-ный воен. портъ Австріи; расположенъ на крайней южн. оконеч-ти полуо-ва Истріи. Хотя въ 1896 г. воен. портъ, приспособленный для ремонта судовъ, б. устроенъ на о-вѣ Луссинъ, располож-мъ въ 52 мил. къ ю. отъ Полы, а съ 1905 г. производится постройка и оборуд-ніе порта въ Себенико, лежащемъ на 140 м. южнѣе П., на Далматинск. берегу, но едва ли обоимъ этимъ портамъ удастся занять въ скор. времени мѣсто П., т. к. почти полное отсутствіе не только ж.-д-хъ, но и сносныхъ проѣздн. путей въ Динарскихъ Альпахъ не даетъ возм-сти быстрой и дешев. доставки къ нимъ необходимыхъ матеріаловъ и припасовъ изнутри страны. П. съ обширной, превосходно защищенною бухтой, давно уже считалась лучшей (по естеств. защитѣ) изъ гаваней на вост. побережьѣ Адріатич. моря; послѣ завоеванія Истріи римляне свою воен. гавань устроили именно въ П., первыя укр-нія к-рой б. построены въ 168 г. до Р. Хр. Въ 1148 г. П. попала во власть Венеціи, устроившей въ ней обширную воен. гавань, мног. сооруженія к-рой сохранились до наст. времени. Затѣмъ П. въ теченіе 4 столѣтій много разъ переходила въ руки генуэзцевъ, турокъ, венгровъ и, наконецъ, въ 1479 г. б. такъ основат-но разрушена и разграблена турками, что до нач. XIX ст. не м. вернуть прежн. значенія. Совр-ныя портов. сооруженія, общее расположеніе которыхъ показано на чертежѣ, почти всецѣло возведены по иниціативѣ имп. Франца-Іосифа за послѣднія 30—50 л.; общая ихъ планировка и детали во многомъ представляютъ послѣднее слово в.-морск. иск-ва. Адмир-ство, расположенное въ глубинѣ внутр. рейда, занимаетъ свыше 30 дес. земли при протяженіи глубок. берег. линіи въ 41/2 вер. Участокъ адмир-ства простирается отъ безлюдн. горист. островка Zerra на югъ до безымяннаго островка, на к-ромъ находятся судостроит. и ремонтн. заводы. Островокъ этотъ, оборудованный въ 1872 г., когда вводилось желѣз. судостроеніе, использованъ особенно раціонально: на немъ расположились 2 большіе открыт. стапеля для судовъ до 500 фт. длиной (одинъ оборудованъ только 12 стрѣлами, а другой, сверхъ того, 4 башенными подвижн. кранами). Къ стапелямъ примыкаютъ склады для стали, обслуживаемыя паров. краномъ на телѣжкѣ, берущимъ грузы какъ съ воды, такъ и съ рельсов. путей, к-рыми островокъ связанъ съ сушей черезъ длин. мостъ. Судостроит. мастерская съ парал-нымъ ей зданіемъ для плазовъ расположена нормально къ торцамъ стапелей. Рядомъ со складами стали находятся горячая судостроительная мастерская и кузница съ примыкающимъ къ послѣдней администрат. зданіемъ. Мастерскую для тяжелой гидравлич. работы и для отдѣлки брони, всдѣдствіе тѣсноты мѣста, не удалось помѣстить на о-вкѣ, и она отнесена на материкъ къ мин. бассейну, но соединена съ о-вкомъ рельсов. путемъ. На о-вкѣ, сверхъ того, расположены 2 сух. дока для судовъ до 480 и 520 фт. длиной и ремонтн. бассейнъ для произв-ва мелк. починокъ на плавающихъ судахъ. Съ вост. стороны о-вка обык-но находится большой плавуч. докъ адмиралтейства, построенный въ 1905 г. Докъ этотъ, грузоподъемностью 15 т. тн., имѣетъ размѣры 460×115 фт., поднимаетъ суда съ осадкой до 31 фт. и имѣетъ собственныя пневматич. и электрич. станціи. На материковомъ участкѣ адмир-ства расположились склады лѣса, часть к-рыхъ, ок. самаго моста, оставлена на о-вкѣ; это представляетъ тѣмъ больш. опас-ть въ пожарн. отношеніи, что рядомъ съ ними лежатъ арт-рійскія мастерскія и склады, отдаленные отъ первыхъ домомъ ком-ра порта; большой паркъ окружаетъ домъ для другихъ служащихъ адмиралтейства, лежащій между складами для угля и машиностроит. частью завода; послѣдняя, расположенная по берегамъ больш. бассейна для ремонтируемыхъ и достраиваемыхъ судовъ, состоитъ изъ сдѣд. мастерскихъ, считая отъ мин. бассейна: къ югу — мин. мастерская, зданіе для складовъ заводскихъ расходныхъ и запасн. матеріаловъ, литейная, такелажная, кузница и котельная, парусная, малярная со складами красокъ, мѣднокотельная и мелко-сборочная и, наконецъ, главная сборочная для большихъ мех-змовъ, рядомъ съ к-рою расположена центр. силов. станція. Достраивающіяся суда становятся вдоль вост. стороны стар. мола, т. к. зап. его сторона открыта дѣйствію волнъ. Береговыхъ крановъ больш. грузоподъемности адмир-ство не имѣетъ, а довольствуется двумя плавучими треногами въ 40 и 80 тн. Два 10-тн. вращающихся крана, съ вылетомъ въ 26 фт. каждый, расположены на малыхъ молахъ, находящихся между магазинами и кузницей. Дальше къ ю., на берегов. участкѣ адмир-ства, находятся провіантск. магазины и склады судов. инвентаря, а за нимъ угольн. склады и бассейны. Морск. госп-ль, казармы, обсерв-ріи и т. п. учр-нія совершенно вынесены изъ адмир-ства. Вполнѣ раціонал. расположенію всѣхъ частей адмиралтейства — по возм-сти изолир-но одна отъ другой — мѣшаетъ только разбитость ремонтной части завода, половина к-рой сосредочена на судостроител. о-вкѣ (здѣсь происходитъ ремонтъ к-совъ), въ то время какъ другая половина присоединена къ машиностроит. мастерскимъ. Число рабочихъ адмир-ства колеблется отъ 2 до 4 т. ч., изъ числа к-рыхъ около 60% относится къ собственно заводск. мастеровымъ. П. соединена ж. дорогами съ Вѣной (525 в.), Тріестомъ (105 в.) и Фіуме (95 в.). Въ 1912 г. коммерч. портъ посѣтили и ушли изъ него 5.685 судовъ, водоизмѣщ. 1.123.328 тн. Ввозъ преобладаетъ надъ отпускомъ. По своей торговлѣ П. занимаетъ лишь седьмое мѣсто въ Австріи; портъ очень тѣсенъ, и въ наст. время существуетъ проектъ перевести его въ Медолино, къ югу отъ П. — Оборона П. разбита на 8 участковъ, изъ к-рыхъ 4 приходятся на берегов. фронтѣ и 4 на сухоп-мъ. Въ южн. части берег. фронта укр-нія начинаются съ бухты Ди-Веруда и носятъ на званія: 1) б-рея Веруделла, 2) ф. Веруделла 3) б-рея Джіовани, 4) б-рея Бургиньонъ, 5) батарея Tope. Далѣе слѣдуютъ укр-нія, расположенныя на полуо-вкѣ, по южн. сторону входа въ портъ: 1) б-рея Базіоль, 2) б-рея Максъ. 3) ф. Стойя, 4) б-рея Овина, 5) ф. Муссиль, 6) б-рея Синьоле и 7) ф. Луиза; на сѣв., внутр. сторонѣ полуо-ва расположены: 8) б-рея Физелла и 9) б-рея Максимиліанъ. Внутри бухты на о-вкѣ Андрея находится ф. Францъ, а въ сѣв. районѣ укрѣпленія, начиная съ ю., идутъ въ слѣд. порядкѣ б-реи: 1) Монументи, 2) Вильмаджіоре, 3) Монидъ, 4) Гроссо, 5) Маеста; форты: 6) Пунто Кристо и 7) Форно. На островахъ Бріони расположены форты: 1) Тегетгофъ, 2) Бріони-Миноръ, 3) Пенеда и б-реи: 4) С.-Николо, 5) Навильо и 6) Каваролла. На сухоп. фронтѣ П. защищена линіей 8 фортовъ, располож-хъ на холмахъ, 10 б-реями въ 1-ой оборонит. линіи, 5 фортами и 6 б-реями во 2-ой линіи. Вооруженіе фортовъ и б-рей, отчасти устарѣлыхъ по своей постройкѣ, поддерживается на уровнѣ соврем. требованій; на морск. фронтѣ много дальнобойныхъ орудій крупн. клб., до 12-дм. включительно, въ броневыхъ башняхъ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.