- "Адмирал Нахимов"
"АДМИРАЛЪ НАХИМОВЪ", броненосный крейсеръ, постр. въ Спб., на Балтійскомъ заводѣ, въ 1885 г., водоизм. 7780 тоннъ, длина 340 фт., шир. 61 фт. и углуб. 26½ фт. Механизмы развивали 8000 индик. силъ и давали крейсеру на пробѣ скорость 17 узл. Артил. вооруженіе составляли VIII — 8 дм. ор. въ 4 башняхъ, X — 6 дм. ор. въ батар. палубѣ и нѣсколько скор. пушекъ, а минное три мин. аппарата. Во время русско-японской войны А. Н. вошелъ въ составъ 2-й эскадры Тихаго океана уже старымъ крейсеромъ, состоялъ во II брон. отрядѣ подъ командой капит. 1 р. Родіонова и погибъ 15 мая 1905 года, въ Цусимскомъ бою. Въ дневномъ бою 14 мая А. Н., идя въ кильватеръ бр-цу "Наваринъ", получилъ много пробоинъ и серьезныхъ поврежденій. Особенно пострадали башни, дымовыя трубы и надстройки. Надводныя, но близкія къ ватерлиніи, пробоины способствовали впослѣдствіи потопленію крейсера, когда онъ получилъ кренъ отъ минной пробоины. Палуба А. Н. была пробита во многихъ мѣстахъ. Очень серьезныя поврежденія нанесъ крейсеру 12 д. снарядъ, попавшій въ правый бортъ: онъ разорвался въ носовомъ отдѣленіи батарейной палубы и произвелъ такое сотрясеніе корпуса, что носовая башня осѣла и перестала вращаться. Въ кормовой башнѣ былъ испорченъ гидравлическій приводъ, въ батареѣ выведены изъ дѣйствія осколками снарядовъ часть 6 дм. орудій, на верхней палубѣ — большая часть скоростр. артиллеріи. Внутренняя и наружная сигнализація была разбита въ началѣ боя. Осколки снарядовъ проникли даже въ кочегарныя отдѣленія, разбивая паровыя трубы и механизмы. Прожекторы, шлюпки, вентиляторы и переговорныя трубы сильно пострадали въ артиллерійскомъ бою. По свидѣтельству командира, большую помощь людямъ оказывали траверсы и обвѣсы, сдѣланные изъ сѣтей загражденія, набитыхъ койками, и перлиней, свободно подвѣшенныхъ. Благодаря принятымъ передъ боемъ мѣрамъ, крейсеръ сравнительно мало страдалъ отъ возникавшихъ пожаровъ и не выходилъ изъ строя. Съ наступленіемъ темноты, когда прекратился артиллерійскій бой, начались минныя атаки. Въ 9-мъ часу вечера А. Н. получилъ минную пробоину въ носовой части, при чемъ была перебита вторая переборка и повреждены сосѣднія. Вода быстро хлынула въ таранное отдѣленіе и черезъ поврежденный переборки стала затоплять бомбовые, патронные и минные погреба. Крейсеръ сѣлъ носомъ и получилъ кренъ около 9 градусовъ на правый бортъ. Безпрерывной работой по перетаскиванію угля изъ носовыхъ ямъ къ утру удалось выправить кренъ. Но очень ветхія переборки сдавали, вода заливала все большее число отсѣковъ, и крейсеръ сталь медленно погружаться носомъ. Благодаря полученнымъ поврежденіямъ, ходъ А. Н. значительно уменьшился и крейсеръ отсталъ отъ эскадры. Наставшая ночь позволила ему укрыться отъ миноносцевъ и подвести пластырь. Не имѣя возможности догнать эскадру и не надѣясь долго продержаться на водѣ, командиръ А. Н. повернулъ на западъ; къ корейскому берегу. Но было уже поздно: носъ крейсера садился все глубже. Убѣдившись въ близкой гибели корабля, командиръ направилъ его на показавшійся вдали берегъ о. Цусима. Не желая затоплять корабля на мелководьи, застопорили машину миляхъ въ 5 отъ берега, на глубинѣ 50 саж. Спускъ уцѣлѣвшихъ шлюпокъ и катера былъ очень затруднителенъ, — всѣ спусковыя устройства были перебиты. Раненыхъ первыми свезли на берегъ. Во время работъ по снятію экипажа вдали показались японскій миноносецъ и пароходъ "Садо-Мару", которые и остановились, наблюдая за происходящимъ. Отъ непріятельск. судовъ отвалили двѣ шлюпки, подошли къ полупогруженному А. Н. и предложили командиру перейти на миноносецъ; получивъ отказъ, непр. шлюпки отошли обратно. Съ появленіемъ японскихъ судовъ командиръ А. Н. приказалъ открыть кингстоны и это еще ускорило погруженіе крейсера. Кап. 1 ран. Родіоновъ оставался на кораблѣ, распоряжаясь спасеніемъ команды, до полнаго его погруженія въ воду. Повернувшись на правый бортъ, носомъ впередъ, А. Н. скрылся подъ водой. Нѣкоторое время спустя рыбакамъ удалось спасти изъ воды командира крейсера и часть команды, не нашедшей мѣста на шлюпкахъ.
Крейсер "Адмиралъ Нахимовъ".
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.