Вей-Хай-Вей


Вей-Хай-Вей

ВЕЙ-ХАЙ-ВЕЙ (Wei-Hai-Wei), англ. морск. станція въ Желтомъ морѣ и въ китайской провинціи Шантунгъ. Уступлена Китаемъ въ аренду Англіи въ 1898 г., одновр-но съ уступкой Россіи Порть-Артура, и заключаетъ въ себѣ, кромѣ порта и бухты, о-въ Ліу-кунгъ и полосу берега вдоль бухты. Станція не укрѣплена, но служить мор. базою для англ. эскадры въ кит. водахъ, имѣетъ кам.-уг. и др. запасы для флота; англ. войскъ въ В. нѣтъ; образованный сначала полкъ изъ туземцевъ распущенъ. В. порто-франко, имѣетъ парох. сообщеніе съ Шанхаемъ. В. служилъ одной изъ двухъ базъ для кит. флота до и во время яп.-кит. войны 1894—95 гг. В. расположенъ въ глубинѣ широк. бухты, открытой на N.-O.; воен. портъ находился на о-вѣ Ліу-Кунгъ, раздѣляющемъ входъ въ бухту на 2 прохода — зап. и вост.: послѣдній имѣетъ ок. 2 ½ миль шир. и въ свою очередь раздѣленъ мал. о-вкомъ Джи. Въ концѣ окт. 1894 кит. эс-дра, подъ нач. адм. Тинга, перешла въ В. изъ Портъ-Артура, гдѣ ей грозила гибель въ случаѣ взятія его японцами (см. Японо-китайская война1). Во всѣхъ проходахъ съ моря на рейдъ погружены были дон. мины и заведены боны изъ трехъ парал. стальныхъ тросовъ, к-рые поддерживались на плаву рядомъ попереч. бревенъ. На обоихъ бер. бухты и о-вахъ Ліу-Кунгъ, Джи и еще одномъ были форты и б-реи (ок. 50 крупн. ор., кромѣ мелкихъ); подступъ къ южн. фортамъ защищался рядомъ б-рей на высотахъ съ 12-тью 4 и 7-дюйм. и мног. пол. ор. Г-зонъ въ 6 т. ч. могъ б. усиленъ до 13 т. г-зонами окрест. городовъ. На эс-дрѣ было ок. 4 т. моряковъ. Эскадра состояла изъ бр-сцевъ Ting-Ien и Chen-Ien, брон. крейс. Lau-Ien и Ping-Ien, крейс. Ching-Ien и Chih-Ien, мин. крейс. Kuang-Ping, уч. судна Wey-Ien, 6 кан-рокъ и 11 или 12 мин-цевъ. Японцы, высадивши 20 янв. въ бухтѣ Юнченгъ 26 т. ч., начали наступленіе 26 янв., при чемъ флотъ перенесъ свою стоянку къ о-ву Кимингъ (между Юнченгомъ и Вей-Хай-Веемъ); 30 янв. началась атака вост. бер. фортовъ. Отъ яп. эс-дры въ помощь атакующимъ б. отдѣленъ отрядъ изъ 8 корветовъ и канон. лодокъ. Кит. флотъ тоже принялъ участіе въ дѣлѣ. Къ 1 ч. д. вся вост. группа фортовъ и прикрывавшихъ ихъ съ суши укр-ній б. взята японцами и захвачена станція мин. загражденія съ потерею ок. 200 ч. Укр-нія б. взорваны китайцами при отступленіи, а форты достались японцамъ совершенно исправными; ихъ орудія б. использованы при посредствѣ мор. командъ, к-рыя сопровождали штурм. колонны. Обладая теперь 12-ю тяж. орудіями на фортахъ, японцы принудили кит. эс-дру держаться въ зап. части бухты. Отрядъ яп. корветовъ и кан-рокъ, пытавшихся оказать содѣйствіе войскамъ бомбард-кой флота и фортовъ Джи и вост. группы, вынужденъ б. отступить подъ сильн. огнемъ эс-дры и ф. Джи. Тогда адм. Ито послалъ болѣе сильный отрядъ (бр-цъ Fuso, брон. корветы Kongo, Hyei и брон. лодка Takao), к-рый пошелъ съ вост. вдоль берега, чтобы обойти мин. загражденія; но заходящее солнце свѣтило прямо въ глаза японцамъ, к-рые признали обстановку слишкомъ невыгодной и отошли. 31 янв. и 1 фвр., несмотря на снѣжн. штормъ, яп-цы продолжали наступленіе и 2-го заняли В. и зап. форты. Но въ эти дни Тингъ успѣлъ послать на брошен. форты моряковъ испортить орудія, уничтожилъ на берегу и въ городѣ всѣ шлюпки и джонки. Этотъ же штормъ заставилъ и яп-цевъ снять съ блокады всѣ мин-цы и отправить въ Юнченгъ. 30 янв. яп. мин-цы приступили къ работамъ по разрыву бона у вост. фортовъ; морозъ мѣшалъ тяж. работѣ, и только въ ночь на 4 фвр. удалось порвать вост. часть бона — подъ берегомъ. 3 и 4 фвр. днемъ адм. Ито пытался атаковать флотомъ фф. Ліу-Кунга, при участіи захвачен. фортовъ, но опять безъ особ. результата. Въ ночь на 5 фвр. яп-цы произвели мин. атаку. Были посланы 2 отряда мин-цевъ. Для демонстраціи послѣ полуночи кан-рки Tschokai и Aotaka, подъ ком. кап. Того, бомбардировали кит. эс-дру и подошли къ бону ок. 3 ч. н., когда зашла луна. Дулъ легкій зап. вѣтеръ. 3 мин-ца взяли слишкомъ влѣво и выскочили на рифъ, 2 перескочили черезъ бонъ и, повидимому, только 5 или 6 мин-цевъ пошли въ атаку; изъ этихъ послѣднихъ 2 мин-ца, №№ 9 и 22, замѣтивъ сторож. цѣпь по свѣту въ иллюминаторахъ, обошли ее подъ берегомъ и атаковали Ting-Ien. Мины № 22-го прошли мимо цѣли, мин-цъ подъ сильн. огнемъ повернулъ отъ эс-дры и выскочилъ на берегъ у вост. фортовъ. № 9 выпустилъ 2 мины, одна изъ к-рыхъ попала въ Ting-Ien; самъ мин-цъ, уходя, получилъ рядъ такихъ поврежденій отъ огня бр-ца (пробитъ котелъ и выведена изъ строя большая часть машин. команды), что д. б. остановиться въ 150 сж. отъ кит. эс-дры. Здѣсь его нашелъ мин-цъ № 19 и, послѣ неудач. попытки отбуксировать № 9, снялъ съ него команду и вернулся въ море къ своей эс-дрѣ. О дѣйствіяхъ остальн. мин-цевъ свѣдѣнія крайне разнорѣчивы. Можно только съ увѣренностью сказать, что больше ни одна мина не попала, а нѣск. выпущен. минъ не вылетѣли изъ сильно обмерзшихъ аппаратовъ. Китайцы отражали атаку огнемъ мелк. скоростр. ор. и ружейнымъ (въ № 6 попало 46 пуль, въ № 10—10), при чемъ совсѣмъ не пользовались прожекторами. Противомин. сѣтей у кит. судовъ не было. У японцевъ потери въ людяхъ были только на мин-цахъ №№ 9 и 22, к-рые оба погибли, при чемъ № 22 разстрѣлянъ уже утромъ на камняхъ кит. фортами. Команда его частью спаслась на берегъ, остальные потонули и замерзли въ ледян. водѣ. Мин-цы №№ 8 и 14 пришлось отправить въ П.-Артуръ для починки. На слѣд. ночь въ атаку пошли 5 мин-цевъ, но у двухъ случились поврежденія руля и винтовъ, и они вернулись. Остальные 3 ок. 4 ч. у., когда зашла луна, прошли бонъ, хотя сначала и наткнулись на цѣльную его часть. Кромѣ сторож. цѣпи, эс-дра на этотъ разъ охранялась прожекторами съ Ліу-Кунга. Головн. мин-цъ № 23 три раза былъ подъ лучемъ прожектора, но лучъ на немъ не остановился. Мин-цы раздѣлились: № 23 и Kotaka пошли въ вост. часть рейда, а № 11 въ западную искать бр-цъ Chin-Ien. Не найдя его, мин-цъ атаковалъ учебн. судно Wey-Ien и потопилъ его. Первая пара мин-цевъ подошла къ брон. крейс. Lay-Ien, и № 23 выпустилъ двѣ мины; одна попала и взорвалась. Черезъ 10 мин. крейсеръ, имѣвшій продольныя переборки задраенными, перевернулся, при чемъ погибло 170 ч. Послѣ № 23 выпустилъ свои мины и Kotaka; одна прошла мимо, а другая взорвала стоявшую дальше кан-рку. Всѣ мин-цы вернулись изъ атаки благополучно, безъ потерь въ людяхъ, хотя китайцы и стрѣляли по нимъ. Мин. атаки настолько ослабили эс-дру Тинга, что далѣе сколько-нибудь успѣшное сопр-леніе было невозможно. Духъ командъ упалъ, начались разговоры о сдачѣ, населеніе о-ва Ліу-Кунгъ, собравшись на набережныхъ, требовало отъ властей прекращенія борьбы. 7 фвр. съ разсвѣтомъ эс-дра адм. Ито, раздѣлившись на 2 отряда, открыла огонь гл. силами противъ ф. Ліу-Кунга, а частью противъ о-ва Джи и подошедшихъ къ бону кит. судовъ. Огнемъ съ фортовъ вост. группы взорванъ былъ погребъ на о-вѣ Джи и въ Fuso попалъ крупный снарядъ, выведшій изъ строя 7 ч.: вотъ результатъ этого боя. Яп. отряды дефилировали мимо укр-ній въ строѣ кильватера, описывая круги. Когда рейдъ заволокло дымомъ, кит. мин-цы пытались прорваться черезъ зап. проходъ, но б. замѣчены, и за ними посланы въ погоню крейс. Ioshino и Naniva. Огнемъ крейсеровъ всѣ мин-цы б. принуждены выкинуться на берегъ и, кромѣ 4, получившихъ большія поврежденія, б. сняты яп-цами и отведены къ эс-дрѣ. Адм. Ито, видя безуспѣшность перестрѣлки съ фортами со стороны моря, рѣшилъ прорваться на рейдъ и сбить форты съ тыла. Для этого катера и баркасы 8 и 9 фвр. работали надъ уничтоженіемъ бона пироксил. шашками и топорами, но не закончили работы, а 10 и 11-го было очень свѣжо. Въ эти же дни яп. форты и суда перестрѣливались съ китайскими, причемъ 8 фвр. въ крейсеръ Chin-Yen попалъ снарядъ съ фортовъ, выведшій изъ строя 40 ч., а 9 числа 11" снарядъ также съ фортовъ попалъ близъ в-линіи, и черезъ часъ крейсеръ затонулъ. На просьбы жителей и войскъ сохранить ихъ жизнь адм. Тингъ отвѣтилъ рѣшеніемъ ждать подкр-нія до 11-го. Боев. припасы у китайцевъ приходили къ концу, а ночью 11 фвр. Тингъ получилъ депешу отъ Лихунчанга, что подкр-нія не м. б. посланы, и онъ совѣтуетъ флоту прорваться въ другой портъ. Сдѣлать это было невозможно — кит. эс-дра была слишкомъ слаба, тихоходна и, главное, деморализована рядомъ испытанныхъ неудачъ. Тогда адм. Тингъ рѣшился на капитуляцію, выговоривъ свободу защитникамъ о-ва и чинамъ эс-дры. Ито согласился. Получивъ этотъ отвѣтъ,Тингъ лишилъ себя жизни. Также покончили съ собой и ком-ръ бр-сца Ting-Ien и к-дантъ о-ва Ліу-Кунгъ. Пораженный смертью Тинга, адм. Ито вернулъ китайцамъ одинъ транспортъ для отвоза его тѣла въ Чифу; при проходѣ этого транспорта на яп. судахъ были приспущены флаги, и съ адм. к-бля произведенъ салютъ. Въ руки яп-цевъ, кромѣ больш. воен. запаса, достались бр-сецъ Chen-Ien, брон. крейсеръ Ping-Ien, крейс. Ghih-Ien, мин. крейс. Kuang-Ping и 6 кан-рокъ. При осадѣ В. яп-цы проявили много энергіи, настойчивости и показали себя прекрасными моряками. Суда ихъ держались въ морѣ во всякую погоду, а ком-ры мин-цевъ справились съ поставленной имъ задачей, несмотря на самыя тяжелыя обст-ва. Китайцы же не извлекли пользы изъ своихъ мин-цевъ, не сдѣлали даже попытки атаковать японцевъ и при отраженіяхъ атакъ проявили мало искусства и много безпечности.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Вей-Хай-Вей" в других словарях:

  • Вей-хай-вэй — английский военно морской порт на сев. вост. берегу Шань дунского п ова в Китае, в 85 95 км к В от открытого для иностранной торговли китайского порта Чифу (Чжи фу) и в 210 км от Порт Артура и германской колонии Цзяо чжоу (Киао чау). Гавань В.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Китай государство в Азии (дополнение к статье) — После войны К. с Японией (1895 г.) к последней отошел остров Формоза; затем в 1898 г. особыми договорами уступлены европейским державам на правах аренды прибрежные участки: Цзяо чжоу Германии [По соглашению 1905 г., состоявшемуся между К. и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Китай — (см. соотв. статью). После войны К. с Японией (1895 г.) к последней отошел о в Формоза; затем в 1898 г. особыми договорами уступлены европейским державам на правах аренды прибрежные участки: Цзяо чжоу Германии [По соглашению 1905 г.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Инкоу — (Ин цзы), важный портъ Ю. Манчжуріи, при устьѣ Ляохэ, на лѣв. ея берегу; до 80 т. жит., а въ навигац. время до 150 т. Городъ имѣетъ европ. кварталъ (сеттльментъ), расположенный къ с. отъ туземнаго. Кит. часть знач но обширнѣе европ. и тянется по… …   Военная энциклопедия

  • Дальний Восток — ДАЛЬНІЙ ВОСТОКЪ, часть Вост. Азіи, занятая Китаемъ, Кореей, Японіей и Индо Китаемъ, а также вост. азіат. областями Россіи, Забайкальской, Амурской, Приморской, Камчатской и Сахалинской, составляющими такъ наз. русскій Д. В. (см. карту къ слову… …   Военная энциклопедия

  • Британская империя — БРИТАНСКАЯ ИМПЕРІЯ состоитъ изъ: 1) Соединеннаго королевства Великобританіи и Ирландіи; 2) Индійской имперіи, образующейся изъ Брит. Индіи и владѣній туземн. вассал. князей, и 3) колоній. Офиц. титула Б. императора не существуетъ. Король… …   Военная энциклопедия

  • Вэйхай — 威海 Страна КНР Статус городской округ Входит в провинцию Шаньдун Включает 1 район, 3 городских уезда …   Википедия

  • Портовое управление — ПОРТОВОЕ УПРАВЛЕНІЕ. Подъ воен. портомъ понимается расположенный на морск. побережьѣ пунктъ, въ к ромъ сосредоточиваются: 1) воен. судостроеніе и ремонтъ судовъ; 2) снабженіе ихъ всѣмъ необходимымъ; 3) учр нія и, зав нія мор го вѣд ва (см.… …   Военная энциклопедия

  • Китай — *КИТАЙ, величайшее азіат. гос тво, занимающее ю. вост. часть Азіи; состоитъ изъ Собственнаго К., Манчжуріи, В. Туркестана (Кашгаріи), Или и Тарбагатая и Тибета. Собственный К. обнимаетъ площадь въ 72.341 кв. геогр. миль. Поверхность его… …   Военная энциклопедия

  • Великобритания — I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.