- Гидрофон
ГИДРОФОНЪ, приборъ для передачи зву-ковъ подъ водою (подвод. телефонъ), находящійся въ стадіи усоверш-нія, но уже и въ наст. видѣ имѣющій большое в.-мор. значеніе. Главнѣйш. частями Г. являются пріемникъ звук. колебаній въ водной средѣ и передатчикъ, состоящій, въ свою очередь, изъ генератора, помѣщаемаго внутри судна (помпа, приводимая въ дѣйствіе электромоторомъ, и особый регуляторъ давленія струи, даваемой помпой), и вибратора, звучащаго отъ дѣйствія струи и излучающаго колебат. энергію въ окружающее водн. пространство. Вибраторъ выходить за бортъ судна, въ воду, черезъ небол. отверстіе, закрываемое по желанію клинкетомъ. Ходъ судна не оказываетъ никакого вліянія на дѣйствіе передатчика и пріемника. Г. можно устанавливать на подвод. лодкахъ, воен. судахъ, берег. станціяхъ и маякахъ. Для подвод. лодокъ Г. представляетъ единственно возможную сигнализацію, т. к. лодка, идя подъ водою, не м. пользоваться ни радіотелеграфомъ, ни сигналами флагами или фонарями. Г., помѣщаемые у самаго киля, по обоимъ бортамъ воен. судна, совершенно неуязвимы для непріят. снарядовъ. Для берег. станцій гидрофонированіе м. замѣнить дорого стоящій подвод. кабель на небол. разстояніяхъ. Для маяковъ онъ м. примѣняться наравнѣ съ подвод. колоколомъ, при чемъ звук. сигналы Г. любой продолж-ности гораздо легче улавливаются въ пріемникъ судна, чѣмъ рядъ коротк. и быстро затухающихъ въ водѣ ударовъ колокола. Колокола для подводнаго телеграфированія рекомендуются американ. фирмой Submarine signals company. Первые опыты гидрофонированія въ Спб. производились въ 1905 г. на Балт. судостр. заводѣ инж. Ниренбергомъ, примѣнившимъ для этой цѣли гидравл. сирену съ однимъ неподвиж. дискомъ и другимъ подвижнымъ, вращаемымъ электромоторомъ. Струя воды, подаваемой насосомъ подъ давленіемъ 4 атм., поступала въ погруженную въ воду сирену и соотвѣт-но числу оборотовъ подвиж. диска давала звукъ желаемой высоты. Особое устройство позволило телефонировать по азбукѣ Морзе, закрывая и открывая доступъ струи воды отъ насоса къ сиренѣ. Дальнѣйшая разработка Г. привела къ замѣнѣ гидравл. сирены стальной мембраной, укрѣпляемой снаружи борта подъ ватерлиніей. Струя жидкости, выходившей изъ насоса подъ давленіемъ до 30 атм., заставляла вибрировать гидравлич. клапанъ, колебанія к-раго передавались мембранѣ. Въ 1907 г. опыты съ Г. б. перенесены въ Черн. море и здѣсь вскорѣ достигнута дальность телефонированія болѣе 6 мор. миль (11 клм.) въ бурн. погоду. Дальнѣйшая разработка Г. производилась въ Черн. морѣ до конца іюня 1909 г.; по выясненіи важнѣйшихъ звук. явленій въ водѣ оказалось возможнымъ перенести работы опять въ Спб., на Балт. заводъ, чтобы, пользуясь всѣми техн. средствами завода, придать Г-скимъ приборамъ наилучш. практич. конструкцію. Въ 1911 г. выработанъ окончат. практич. типъ Г-ской станціи для надвод. и подвод. судовъ. Пріемникъ состоитъ въ главнѣйш. частяхъ изъ микрофона, помѣщеннаго внутри судна, ниже в-линіи, и соединеннаго съ нимъ телефона, установленнаго въ любомъ мѣстѣ судна. Помощью особаго устройства, не требующаго никакихъ отверстій въ борту к-бля, микрофонъ отчетливо воспринимаетъ звуковыя волны, распространяющіяся въ водной средѣ, окружающей к-съ корабля. Послѣднія работы съ пріемникомъ направлены къ приспособленію его для настройки; будучи настроенъ на какой-либо опредѣл. тонъ, Г. д. воспринимать исключ-но этотъ послѣдній, оставаясь совершенно нечувствительнымъ ко всякимъ постороннимъ звукамъ. Не подлежитъ сомнѣнію, что въ самомъ непродолжит. времени конструкція подоб. пріемника будетъ успѣшно осуществлена. На таблицѣ схематически изображены пріемная и отправительная станціи Г.
ОТПРАВИТЕЛЬНАЯ СТАНЦІЯ.
ПРИЕМНАЯ СТАНЦІЯ.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.