- "Лефорт"
"ЛЕФОРТЪ", 84-пуш. лин. корабль, погибшій въ 1857 г. въ Финск. зал., близъ о-ва Гогланда, отъ неизвѣст. причины. Слѣдств. к-сія установила, что 29 снт. ревельск. отрядъ 2-ой флотск. д-зіи, состоявшій изъ к-блей Владиміръ, Имп-ца Александра и Л., получилъ предписаніе приготовиться къ переходу въ Кронштадтъ. Нѣск. дней прошло въ пригот-ніяхъ къ походу, т. к. приказано б. принять воды и провизіи на 1 мѣс. и взять на к-бли, для перевоза въ Кронштадтъ, всѣ семейства оф-ровъ и н. чиновъ отряда. За это время многіе оф-ры побывали на Л. и удостовѣряютъ, что орудія б. закрѣплены по походному и, вообще, не замѣчалось никакого безпорядка. 9 снт. все было готово къ походу, и, т. к. задулъ тихій SSO при ясной погодѣ и высотѣ барометра 29,72, отрядъ, подъ флагомъ к.-адм. Нордмана на к-блѣ Владиміръ, вышелъ въ море. Уже ок. меридіана Родшера пришлось взять вторые рифы у марселей, т. к. вѣтеръ оч. усилился. Ок. 8½ ч. в., пройдя створы гогланд. маяковъ, к.-адм. Нордманъ велѣлъ взять 3 и 4-й рифы и, т. к. бар-тръ упалъ до 29,15, рѣшилъ привести въ бейдевиндъ и держаться на мѣстѣ до разсвѣта. Вѣтеръ въ 11 ч. н. перешелъ къ W, въ полночь дулъ отъ NW, а въ 4 ч. у. отъ N, со шквалами и снѣгомъ. Ок. 5 ч. у., когда разсвѣло, курсъ отряда велъ нѣск. сѣвернѣе о-ва Тютерса, не доходя до к-раго миль пяти, въ 7 ч. у. флагман. к-бль началъ поворотъ черезъ фордевиндъ, т. к. его прижимало дрейфомъ къ мелямъ о-ва Тютерса. При этомъ налетѣвшій шквалъ сильно накренилъ его на лѣв. бортъ. Повидимому, ком-ръ Л., кап. 1 ранга Кишкинъ, предполагалъ тоже сдѣлать поворотъ, но хотя онъ шелъ круче друг. к-блей, кренъ у него былъ больше. Въ моментъ поворота Владиміра вдругъ на Л. раздернули всѣ шкоты, но это не помогло, и онъ легъ всѣмъ лѣв. бортомъ въ воду. На прав. борту появились люди, но набѣжавшей волной они б. смыты, а въ слѣд. моментъ к-бль съ ком-ромъ, 13 оф-рами, 743 матр., 64 женщ. и 17 дѣт. исчезъ подъ водой. Въ виду того, что въ предыдущую камп. 1856 г. Л. совершилъ 2 рейса, въ к-рые перевозилъ въ Ревель и Свеаборгъ большіе грузы мачт. лѣса, досокъ и муки, слѣдств. к-сія остановилась на предположеніи, что к-съ к-бля б. ослабленъ неправильн. распредѣленіемъ этихъ грузовъ, что въ виду предстоявшаго небол. перехода, порты и полупортики б. плохо проконопачены и что сильн. штормъ въ продолженіе цѣлой ночи, при рѣзкой и неправил. качкѣ, расшевелилъ и безъ того не оч. прочныя части к-бля. Арт-рія, хотя и хорошо закрѣпленная, опираясь на имѣвшіе уже движеніе бимсы, расшатывала ихъ въ свою очередь. Наконецъ, шпунт. пазы и доски, по всѣмъ вѣроятіямъ разошлись, какъ это было въ 1807 г. съ совершенно новымъ к-блемъ Селафаилъ, едва успѣвшимъ спастись въ Лиссабонъ. Ком-ръ к-бля Имп-ца Александра, тоже перевозившаго въ 1856 г. большіе грузы, нашелъ, что послѣ грузов. рейсовъ на качкѣ прибыль воды въ трюмахъ была оч. велика и полагалъ, что Л. затонулъ именно отъ хлынувшей въ него воды, но никакъ не перевернулся отъ шквала. Это подтверждаетъ и то обстоят-во, что когда ком-ръ Л., для уменьшенія крена, хотѣлъ спуститься подъ вѣтеръ, к-бль плохо послушалъ руля, а когда отдали шкоты у марселей, то и вовсе пересталъ слушаться и, вѣроятно, быстро наполнился водой въ открывшіеся отъ крена шпигаты. (Лѣтопись крушеній и др. бѣдств. случаевъ воен. судовъ рус. флота, 1874; "Мор. Сб." 1861 г.).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.