Нефтяное отопление судовых котлов

Нефтяное отопление судовых котлов

*НЕФТЯНОЕ ОТОПЛЕНІЕ СУДОВЫХЪ КОТЛОВЪ, примѣняется съ 1862 г., когда англичанинъ Дж. Бидль взялъ патентъ на сжиганіе нефти вмѣстѣ съ углемъ для соотв-щей цѣли. Въ 1863 г. Адамсомъ и въ 1864 г. Милемъ примѣнена пульверизація нефти при помощи сжат. воздуха, усовершенствованная затѣмъ Шпаковскимъ и Штанге (1865—66). Одновр-но англ. инж-ръ Эйдонъ выполнилъ ту же задачу при помощи перегрѣт. пара. Пульверизація нефти примѣняется въ наст. время въ воен. флотахъ Америки, Англіи, Россіи, Франціи, Германіи и др., но не при помощи пара, а непосред-нымъ нагнетаніемъ нефти подъ давленіемъ 150—200 фн. на кв. дм. Въ Россіи Н. от-ніе начали примѣнять въ 1870-хъ гг. на судахъ Касп. фл-ліи, въ концѣ прошл. столѣтія на бр-сцахъ Ростиславъ и Потемкинъ Таврическій въ Черн. морѣ и нѣск. позже на построенномъ въ Англіи крейс. Рюрикъ. Теперь всѣ наши вновь строющіяся воен. суда снабжаются смѣшаннымъ Н.-угольнымъ или чисто Н. от-ніемъ, хотя мор. мин-ство еще не остановилось на опредѣл. типѣ приборовъ для сжиганія нефти (т. наз. форсунокъ). Устр-во послѣднихъ основано на принципѣ пульвериз-ра (въ случаѣ паровой или воздуш. системы) или свойствѣ струи жидкости разбрызгиваться, проходя подъ больш. давленіемъ черезъ отверстія мал. размѣра (въ форсункахъ нагнет. системы). На фиг. 1 показано устр-во паровой Н. форсунки сист. Кермода. Паръ надлежащ. давленія, поступая черезъ отверстіе а, омываетъ внутр. втулку б, полость к-рой в сообщена съ пріемн. отверстіемъ нефти г; отсюда паръ направляется къ выходной кольцеобраз. щели между втулками б и д. Вырываясь изъ этой щели, онъ увлекаетъ нефть черезъ отверстіе форс-ки е, пульверизируетъ ее и подаетъ въ топку. Внутри втулки б имѣется винтообразно согнутая полоса, составляющая одно цѣлое съ клапаномъ ж, помощью к-раго регулируется колич-во поступающей нефти. Полоса служитъ для того, чтобы заставить нефть вмѣстѣ съ поступат. движеніемъ получить также и вращат-ное, дабы образовать круглый пучекъ пламени и способствовать лучшему смѣшенію пульверизованной нефти съ воздухомъ; послѣдній поступаетъ въ топку черезъ сопло з, также снабженное винтообраз. направляющими и въ каналахъ вокругъ втулки д. Пріемныя отверстія к закрыты заслонками (діафрагмами) для регулир-нія колич-ва всасываемаго воздуха. На фиг. 2 показана форс-ка также сист. Кермода, но работающая сжат. воздухомъ. Регулируемая клапаномъ б, нефть поступаетъ черезъ отверстіе а во внутр. каналъ втулки в, снабженный подобно предыдущему типу винтообразно согнутой стальн. полосой. Теплый сжат. воздухъ черезъ каналъ г и кольцеобразное простр-во между втулкой д и корпусомъ форс-ки е, снабженное винтообраз. направляющими з, вгоняется въ кольцеобразн. щель и изъ нея въ топку, увлекая нефть и пульверизируя ее. Каналъ г имѣетъ отвѣтвленіе ж, сообщающееся съ Н. простр-вомъ и предназначенное для пусканія форс-ки въ дѣйствіе. Втулки в и д сдѣланы подвижными помощью зубчат. передачъ, дабы можно б. регулировать подачу воздуха какъ по каналу ж, такъ и черезъ концевую рабоч. щель. На фиг. 3, 4 и 5 показаны форс-ки Кермода, Кертинга и Торникрофта, дѣйствующія помощью давленія въ 100—150 фн. на кв. дм. Нефть нагнетается черезъ отверстія а и по каналамъ б направляется къ выходн. отверстіямъ, гдѣ она, проходя по канальчикамъ въ 1—2 мм. діаметр., получаетъ вращательно-поступ-ное движеніе, образуя пучекъ распыленной нефти, к-рая смѣшивается съ поступающимъ въ то же простр-во воздухомъ и воспламеняется отъ огня, находящагося въ топкѣ. Колич-во нефти, подаваемое форс-кой въ толку, зависитъ отъ давленія и діаметра форсуноч. отверстія. У котловъ больш. силы д-тръ этого отверстія достигаетъ 2—21/2 мм., а нефть поступаетъ въ колич-вѣ 300—550 клг. въ часъ при давленіи 17—18 атм. До поступленія въ форс-ки нефть подогрѣвается до 90—1000 Ц. Къ форс-камъ предъявлются слѣд. требованія: 1) форма пламени д. соотвѣтствовать той топкѣ, для к-рой форс-ка предназначается; пламя бываетъ круглое, плоское (вѣерообразное, метлообразное) и т. п.; 2) форс-ка д. распыливать нефть вполнѣ, не образуя капель, к-рыя горятъ плохо и ухудшаютъ работу топки; 3) струя д. быть непрерывной для полн. сгоранія, устраненія взрывовъ внутри топки и дымоходовъ, вредно отзывающихся на долговѣчности котла; 4) нефть не д. коксоваться на нагрѣват. пов-сти котла; 5) пламя отъ форс-къ не д. сосредоточиваться въ одномъ мѣстѣ топки, а возможно болѣе заполнять всю ея внутр-сть; 6) горѣніе въ топкахъ д. быть по возм-сти бездымнымъ. На мин-цахъ требованіе бездымности горѣнія считаютъ часто особенно важнымъ. Примѣненіе на судахъ воен. флота форс-къ, дѣйствующихъ безъ пара или воздуха однимъ нагнетаніемъ нефти, обусловливается слѣд. соображеніями: 1) при паров. пульверизаціи нефти неизбѣжна потеря прѣсн. воды, вслѣдствіе расхода пара черезъ форс-ки; 2) при паровой и воздуш. пульв-заціи получается довольно сильн. шумъ, недопустимый на воен. судахъ съ тактич. т. зр.; 3) при пульв-заціи усложняется проводка трубъ, т. к., кромѣ нефт. трубопроводовъ, требуются еще паровые или воздушные. Кромѣ конструкціи форсунки, для раціонал. сжиганія нефти имѣютъ большое значеніе форма и объемъ топки и правильный притокъ воздуха. Значит. объемъ горящихъ газовъ требуетъ соотв-щихъ размѣровъ топки. Дороговизна нефти, отсутствіе оборуд-нія для ея храненія въ больш. части портовъ, невысокій коэф-тъ полезн. дѣйствія Н. котла при малой форсировкѣ и нѣк-рыя др. соображенія заставили воен. флоты ввести у себя смѣшанное отопленіе углемъ и нефтью, при к-ромъ нефть подается форс-ками надъ пов-стью раскален. слоя угля (рис. А и Б). При экономич. скоростяхъ судна одно угольн. отопленіе даетъ бо́льшую экономію въ топливѣ въ смыслѣ цѣны, т. к. котлы работаютъ съ достаточно высок. коэф-томъ полезн. дѣйствія. При необходимости быстро перейти на форсиров. ходъ, пускаютъ форс-ки, подавая нефть въ среду раскален. газовъ угля. При этомъ получается хорошее перемѣшиваніе горящихъ газовъ угля и нефти и оч. хорошій коэф-тъ полезн. дѣйствія. Конечно, смѣшан. отопленіемъ трудно достичь такой же высок. форсировки, какъ при чисто нефтяномъ. Колич-во сжигаемой при смѣшан. отопленіи нефти доводятъ до 30—40% отъ сжигаемаго въ то же время угля, повышая паропроизводит-сть котла на 60—70% противъ той, к-рая была съ однимъ углемъ. Громадн. скорости (33—36 узл.) и столь же большія мощности машинъ (30—40 т. лош. с.) на мин-цахъ новѣйш. постройки заставляютъ и на этихъ судахъ обратить вниманіе на экономичность расхода топлива въ мирн. плаваніи, осуществляемую скорѣе всего смѣшан. отопленіемъ котловъ. Стремленіе разрѣшить тотъ же вопросъ постройкой котла, к-рый могъ бы работать, по желанію, однимъ углемъ или одной нефтью, встрѣчаетъ пока значит. затрудненія техн. характера. На фиг. 6 показана схема расположенія трубопроводовъ для одного котла 3-уг-наго типа. Нефть принимается изъ нефтехранилищъ насосами, поступаетъ по трубамъ въ фильтры и изъ нихъ въ подогрѣватели нефти; отсюда черезъ вторичные, той же конструкціи, фильтры она направляется къ форс-камъ или чаще къ распредѣлит. коробкамъ, отъ к-рыхъ по отвѣтвленіямъ доходитъ до клапановъ на форс-кахъ. Нефтепроводъ считается столь же важнымъ, какъ и питательный трубопроводъ котловъ, и потому всѣ устройства и сами трубы устанавливаются въ двойн. количествѣ. Для той же цѣли дѣлаютъ добавочное сообщеніе съ насосами помимо фильтровъ и подогрѣвателей, а для быстраго прекращенія доступа нефти къ форсункамъ въ случаѣ аваріи котла, на трубопроводахъ устанавливаются разобщительные краны. При уходѣ за Н. отопленіемъ необходимо обращать особое вниманіе на слѣдующія явленія: 1) хорошее состояніе кладки, разрушеніе к-рой приводитъ къ сжиганію котла или его кожуха; 2) отсутствіе въ нефти воды, к-рая служитъ причиной выстрѣловъ (взрывовъ) внутри топки; 3) отсутствіе на трубкахъ котла тверд. нагара нефти, показывающаго неполн. сгораніе ея вслѣдствіе неправил. дѣйствія или расположенія форс-ки или несоразмѣр. подачи въ топку воздуха; явленія эти д. б. устранены; 4) рекомендуется наблюдать темп-ру газовъ не только въ дымоходахъ, но также и въ кожухахъ котловъ, и время отъ времени дѣлать анализъ этихъ газовъ. Такія набл-нія наилучш. обр. укажутъ, правильно ли ведется топка; 5) во всѣхъ случаяхъ ремонта Н. устр-ва и при обращеніи съ нимъ надо твердо помнить, что Н. легче воды и обладаетъ способ-тью выдѣлять взрывч. газы.

Фиг. 1.

Фиг. 1.

Фиг. 3.

Фиг. 3.

Фиг. 4.

Фиг. 4.

Фиг. 5.

Фиг. 5.

Фиг. 6.

Фиг. 7.

Фиг. 6.Фиг. 7.

Фиг. 8.

Фиг. 9.

Фиг. 8.Фиг. 9.

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Нефтяное отопление судовых котлов" в других словарях:

  • Ростислав (броненосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ростислав. «Ростислав» …   Википедия

  • Линейные корабли типа «Севастополь» — Тип «Севастополь» …   Википедия

  • КОЧЕГАР — КОЧЕГАР, «лицо, ведущее нагрузку топлива в топку котла, чистку топки, продувание котла, надзор за арматурой и гарнитурой котла, надзор за питанием котла водой и общее наблюдение за котлом» (определение III Всесоюзного теплотехнич.… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»