- Воинский дух
ВОИНСКІЙ (военный) ДУХЪ (Esprit militaire, Kriegs-Geist), означаетъ совокупность всѣхъ воин. качествъ, присущихъ истин. воину: мужество и храбрость до забвенія опасности; воинственность; благородство (рыцарство); дисциплину (подчиненность, исполнительность, сознаніе своего долга передъ престоломъ, церковью и отечествомъ); самоотверженность (самопожертвованіе); вѣру въ свои силы; въ нач-ковъ и въ свою воен. среду (корпорацію); починъ, самодѣятельность, находчивость и рѣшимость; бодрость; выносливость (труда, лишеній и страданій). Всѣ эти качества м. б. частью врожденными, но больше вырабатываются системою воспитанія, к-рое д. начинаться съ молод. лѣтъ воина, а лучше всего съ дѣтск. возраста. Большинство этихъ качествъ составляетъ принадлежность самого народа, изъ среды к-раго выходитъ армія; поэтому и подготовка В. духа д. начинаться въ этой средѣ: прежде всего, родителями въ семьѣ, затѣмъ гос-твомъ въ школѣ (низш., средн. и высш.) и, наконецъ, арміей въ ея кадрахъ мирн. времени, гдѣ, служа подъ знаменами, воинъ оконч-но формируется и откуда онъ поступаетъ въ запасъ вооруж. силъ гос-тва; если дѣло воспитанія поставлено правильно, то и въ запасѣ, при относ-но неб. усиліяхъ гос-тва и арміи, воины сохранятъ надлежащ. духъ. Только при соблюденіи этого условія армія, нынѣ представляющая вооруж. народъ, м. обладать хорошимъ В. духомъ. Въ случаѣ войны войсков. части, за немног. исключеніями, пополняются на ½ и на ¾, а иногда и цѣликомъ, запасными, и, слѣд-но, совершенно недостаточно поддерживать В. д. только въ кадрахъ мирн. времени; онъ д. жить во всемъ запасѣ вооруж. силъ, въ самомъ народѣ. Въ мирн. время армія является лишь окончат. спеціальн. школой этого духа, но его основанія д. б. заложены въ семьѣ и школѣ. В. д. представлялъ во всѣ времена отзвукъ, отраженіе нравств. состоянія народа; послѣднее зависитъ отъ его нравовъ, обычаевъ, культуры, цивилизаціи, — словомъ, отъ всего уклада его жизни, какъ въ прошломъ, такъ и въ настоящемъ. Народы знач-но различаются между собою, имѣя свои расов., націон. и даже племен. особенности; поэтому В. д. разл. армій, основываясь въ общемъ на однихъ и тѣхъ же началахъ, имѣетъ свои особенности, соотвѣтствующія особенностямъ же народа и эпохи. Дикіе первобытные народы обладали В. д. только вслѣдствіе инстинктив. чувства личн. самосохраненія или изъ чувства личн. алчности къ добычѣ. Они были храбры, воинственны, но не благородны и совсѣмъ не дисциплинированы; то были не воины, согласно соврем. понятіямъ, а кровожадные и своевольные хищники; это и естественно, т. к. самъ народъ руководствовался лишь правомъ силы; нач-ками и полк-цами являлись люди, наиб. одаренные физически. Съ развитіемъ общественности и гос-твенности, какъ только зародились чувства любви къ отечеству и націон. гордости, послѣдствіемъ чего явилось сознаніе своего долга, воинъ становится защитникомъ родины и ея верхов. власти и начинаетъ воплощать въ себѣ добродѣтели самоотверженія и дисц-ны; возникаетъ любовь къ славѣ, гордость и благородство. Мать спартанца, отправляя его на войну, говоритъ: "Возвращайся со щитомъ или на щитѣ", т.-е. требуетъ, чтобы воинъ, въ готовности жертвовать своею жизнью за родину, или побѣждалъ, или умиралъ. Римск. легіонеръ обладалъ еще болѣе соотвѣтств. соврем. требованіямъ В. духомъ. Съ паденіемъ въ народѣ гражд. добродѣтелей, съ развращеніемъ его нравовъ (роскошь, изнѣженность), начинаютъ падать и воин. доблести арміи, выставляемой народомъ; эта армія, вмѣсто побѣдъ терпитъ пораженія, а если народъ не останавливается въ своемъ паденіи, то онъ погибаетъ вмѣстѣ съ своей вооруж. силой, уступая честь и мѣсто арміи народа, нравственно болѣе сильнаго. Такъ погибла слава и доблесть В. д. грековъ и римлянъ. Жомини говоритъ: "Римляне обязаны своимъ величіемъ смѣшенію гражд. добродѣтелей съ В. д., к-рый проникалъ всѣ ихъ нравы и учрежденія; какъ только они утратили свои добродѣтели и перестали считать воен. службу за честь и долгъ, а предоставили нести ее готамъ и галламъ, погибель гос-тва сдѣлалась уже неминуемой. Горе тому гос-тву, гдѣ алчн. герои цѣнятся болѣе, чѣмъ мундиръ храбраго, к-рый жертвуетъ своею жизнью, здоровьемъ и имуществомъ въ защиту отечества". Арміи велик. древн. народовъ были "чисто народными" и всегда торжествовали надъ арміями народовъ, обращавшихся къ услугамъ наем. войскъ, ибо В. д. послѣднихъ никогда не могъ достигнуть высоты духа арміи, вышедшей изъ народа; при всей храбрости и мужествѣ наемниковъ, имъ не доставало сознанія интересовъ того народа, за к-рый они сражались. Подтвержденіемъ этого служитъ результатъ борьбы между Римомъ и Карѳагеномъ: несмотря на то, что послѣдній располагалъ геніемъ Аннибала, ему пришлось сложить оружіе передъ римск. войсками, воодушевленными любовью къ отечеству. Въ сред. вѣка В. д. испытывалъ значит. колебанія, потому что и вооруж. силы народовъ сами постоянно видоизмѣнялись, и арміи въ большинствѣ случаевъ перестали быть народными. Эпоха рыцарства, отличающаяся въ своемъ В. д. особен. красотою и благородствомъ, тѣмъ не менѣе была ненормальна, т. к. воинами являлся исключ-но одинъ привилегир. классъ народа, относившійся съ презрѣніемь къ остал. его классамъ; рыцари посвящали себя воен. дѣлу не ради высокой цѣли защиты отечества и власти, а исключ-но изъ страсти къ боев. приключеніямъ; они не воплощали идей самоотверженности и дисциплины, хотя и культивировали отвагу, беззавѣтность, презрѣніе къ смерти, защиту угнетенныхъ и женщинъ, доходя до степени такого благородства, что отвергали собственно воен. искусство, не признавая, напр., внезапности нападенія, а тѣмъ болѣе воен. хитрости. Въ Россіи рыцарства не было, но нѣчто похожее можно найти въ дружинахъ князей удѣл. періода Руси; выдающимся представителемъ такого направленія былъ Святославъ, воевавшій только ради войны и предупреждавшій своихъ враговъ при нападеніи вызовомъ: "иду на вы". Широко распространившійся типъ наем. войскъ въ Зап. Европѣ, въ видѣ кондотьеровъ, ландскнехтовъ и швейцарцевъ, также не могъ выдержать критики въ отношеніи качествъ В. д.; при нѣк-рыхъ достоинствахъ, какъ воины, они не могли быть ими въ чистомъ смыслѣ слова, потому что воевали изъ личн. интереса, за плату, и мужество ихъ не могло выдерживать наст. боев. искуса. Настоящій В. д. въ европ. арміяхъ устанавливается съ минуты перехода ихъ къ общеобязат. воин. пов-сти, когда арміи становятся въ полномъ смыслѣ слова "народными". Нельзя не отмѣтить, что первой всоприняла великую идею Франція, въ эпоху революц. войнъ; ее использовалъ въ полной мѣрѣ Наполеонъ, черпавшій изъ населенія Франціи столько солдатъ, сколько ему было ихъ нужно для его войнъ; но затѣмъ эта идея б. оставлена фр-зами и методически осуществлялась пруссаками съ минуты ихъ разгрома подъ іеною. Фр-зы же перешли оконч-но къ такой системѣ уже послѣ пораженія въ 1870 г. Въ прежнія времена на В. д. имѣла большое вліяніе практика въ бояхъ, т. к. войны велись непрерывно, и въ рядахъ армій всегда находилось достаточно воиновъ, умудренныхъ опытомъ, служившихъ воспитателями и насадителями В. д. среди вновь поступающихъ контингентовъ. Теперь, когда войны стали настолько рѣдки, что въ рядахъ войскъ остается слишкомъ мало или даже совсѣмъ не бываетъ не только солдатъ, но даже и генераловъ съ боев. опытомъ, воспитаніе В. д. стало труднѣе. Кромѣ того, при продолж-ности мира, война начинаетъ казаться чѣмъ-то невѣроятнымъ и невозможнымъ; приходится бороться съ антимилитаризмомъ. Если прежде система воспитанія В. д. въ народѣ, а затѣмъ и подъ знаменами, грѣшила въ чемъ-нибудь, то грѣхи искупались практикой, боев. опытомъ и продолж-ностью сроковъ дѣйствит. службы; нынѣ приходится готовиться къ войнѣ десятки лѣтъ не вынимая меча, обучая въ кадрахъ мирн. времени воиновъ въ 2—3 и даже менѣе лѣтъ, а потому правильность системы воспитанія В. д. имѣетъ особен. значеніе. Чтобы создать доблестный, совершенный В. д. нужно привить воинамъ массу разнообраз. качествъ. Разберемъ тѣ способы и средства, к-рыя м. б. использованы съ этою цѣлью, какъ спеціально воен. воспитателями, такъ и гос-твомъ и народомъ. Мужество и храбрость прививаются раньше всего воспитаніемъ съ молод. лѣтъ, для чего служитъ нынѣ принятая въ Европѣ система "воен. обученія" молодежи, но, конечно, она д. состоять не въ обученіи только шагистикѣ и муштрѣ, а въ упражненіяхъ въ полѣ, на мѣстности, въ видѣ всякаго рода обыкнов. и спеціально воен. спортовъ. Воинственность почему-то иногда совсѣмъ исключалась изъ числа элементовъ, создающихъ В. д., на томъ основаніи, что всѣ они создаются благоустройствомъ арміи, являясь чисто результатами воспитанія, а воинственность (воинственный духъ) есть темпераментъ, коренящійся въ нравахъ народа, есть, такъ сказать, исключит. достояніе (созданіе) народ. духа. Это неправильно, потому что большинство и прочихъ эл-товъ В. д. составляетъ достояніе самаго народа, и отъ степени ихъ присутствія въ его нравств. обликѣ будетъ зависѣть и степень наличія ихъ въ воин. средѣ. Кромѣ того, воинст-сть, въ высшей степени способствуя развитію и всякихъ друг. эл-товъ В. д., не м. не быть сама однимъ изъ необходимѣйш. между ними. Наконець, подъ воинст-стью нельзя понимать только одинъ пылъ, стремленіе къ веденію боя, драки, а вообще духовн. стремленіе къ воен. дѣлу и къ воен. средѣ; воинств. народъ любитъ свою армію, дорожитъ ея интересами, считаетъ почетнымъ служить подъ знаменами и даже числиться въ рядахъ арміи, не состоя на дѣйствит. службѣ. Наоборотъ, лишенный всякой воинст-сти народъ никогда не будетъ имѣть ничего общаго съ арміей, а пополняя ея ряды, лишитъ и войска В. духа. Народы латин. націй, по сравненію съ народами герм. и славянскими, обладаютъ большимъ пыломъ въ бою, большей самоувѣренностью и дерзостью (смѣлостью), но въ общемъ ихъ В. д. слабѣе, уступая въ дисц-нѣ, самоотверженности, выносливости и презрѣніи къ смерти. Сами фр-зы сознаютъ, что воспитаніе ихъ солдата труднѣе, чѣмъ германскаго, а въ особенности русскаго. Вновь народившаяся могуществ. яп. армія д. б. поставлена, на основаніи выдержаннаго ею серьез. испытанія въ посл. войнѣ, въ ряду армій, отличающихся въ самой высокой степени воинст-стью, что является естественнымъ для народа, въ к-ромъ живутъ и господствуютъ многочисл. потомки самураевъ, проведшихъ столѣтія въ непрерыв. кровопролит. и жестокихъ войнахъ. Нынѣ все воспитаніе японца съ дѣтскаго возраста состоитъ въ непрестан. поощреніи воинст-сти и въ развитіи уваженія, даже поклоненія передъ воин. доблестью. Благородство, составляющее украшеніе В. д., также въ нѣк-рой степени врожденно и принадлежитъ всякому народу. Такъ, яп. армія, какъ составляющая отпрыскъ желт. расы, отличается этимъ качествомъ въ меньшей степени, чѣмъ арміи бѣл. народовъ, ибо желтымъ слишкомъ свойственны коварство и вѣроломство. Но, гл. обр., благородство развивается въ рядахъ арміи, являющейся наст. школой воиновъ въ этомъ отношеніи. При нынѣшнихъ кратк. срокахъ службы все воспитаніе лежитъ на относ-но немногочисл. составѣ оф-ровъ и сверхсроч. у.-оф-ровъ. Вотъ почему этотъ составъ д. б. самъ особенно воспитанъ въ направленіи благородства (рыцарства); законы чести и доблести, к-рые не м. б. напечатаны и преподаны какими-нибудь курсами, д. вырабатываться традиціонно всей воен. семьей и свято ею собдюдаться; тогда только они войдутъ въ сознаніе и въ жизнь всей массы воиновъ, проходящихъ черезъ кадры арміи, и заставятъ ихъ сохранять В. д. на всю дальнѣйшую жизнь, Т. к. яп. армія переняла отъ европейцевъ очень многое, въ смыслѣ воспитанія своихъ воиновъ, то можно думать, что она постепенно перейметъ и соотвѣтств. начала благородства. Дисциплина составляетъ краеугол. камень В. духа. Будучи поставлена правильно въ арміи, она все-таки не достигнетъ всей своей полноты, если не будетъ существовать въ народѣ, живя въ семьѣ и въ школѣ. Народъ, не признающій дисц-ны въ своей гражд. жизни, не склонный уважать авторитетъ своего прав-ства и его власти, никогда не создастъ арміи, способной побѣждать; задача семьи и школы состоитъ въ томъ, чтобы помогать арміи въ этомъ отношеніи. Эрц. Альбрехтъ говоритъ: "Примѣненіе строгой, но справедлив. дисц-ны, при отеческой заботливости о кажд. отдѣл. воинѣ со стороны нач-ковъ, пріобрѣтаетъ имъ любовь подчиненныхъ, и эта любовь сумѣетъ преодолѣть и побороть всѣ дурныя страсти и покушенія". По словамъ Гогенлое, "В. д. есть соединеніе довѣрія и дисц-ны, оба эти понятія нераздѣльны; въ наше время дисц-на не та, что была въ прошлое столѣтіе, когда одна выдающаяся личность предписывала законы, и солдатъ боялся палки больше, чѣмъ пули; дисц-на основана не на одномъ только страхѣ наказанія, а на довѣріи къ начальникамъ". Самоотверженность является слѣдствіемъ сознанія своего долга; двигателями были и будутъ всегда: вѣра въ Бога, преданность престолу, сознат. исполненіе присяги, любовь къ отечеству; широкое развитіе этихъ чувствъ ведетъ къ тому, что человѣкъ перестаетъ бояться смерти и даже считаетъ для себя счастіемъ и почетомъ отдать жизнь въ жертву своимъ идеаламъ. Выдающимся примѣромъ служитъ яп. армія: главнѣйш. особ-сть міровоззрѣнія яп. воина состоитъ въ его безгранич. воодушевленіи во всемъ, что касается отечества, и въ трогат. вѣрности и преданности своему государю; быть полезнымъ своей родинѣ и своему монарху представляетъ вполнѣ конкрет. цѣль существованія каждаго японца, готоваго всегда принести себя въ жертву этой цѣли; онъ положительно не боится смерти, ибо въ основу его воспитанія положена идея о ничтожности существованія на землѣ и, въ противоположность этому, о наилучшей долѣ, когда возможно пожертвовать жизнью за благо родины. Вѣра въ свои силы достигается правил. обученіемъ воен. дѣлу, а также соотвѣтств. физич. развитіемъ организма. Вѣра въ начальниковъ составляетъ самый сильн. двигатель въ трудныя (критическія) минуты боев. обстановки, а таковыя повторяются постоянно. Эрц. Карлъ говоритъ: "Неотъемлемую принадлежность духа воен. корпораціи составляетъ почитаніе всего, что исходитъ отъ начальниковъ". Это качество достигается талантами и способностью нач-ковъ дѣйствовать на сердце, умъ и волю подчиненныхъ. Конечно, если система подготовки командн. элемента въ арміи поставлена хорошо, то вѣра въ него явится, но вліяніе на психику воиновъ составляетъ особенно удѣлъ врожденнаго таланта. Начиная отъ Александра Макед., Аннибала, Юлія Цезаря и до болѣе близкихъ намъ временъ, всѣ воины-полк-дцы дѣйствовали въ этомъ отношеніи отчасти своеобразно, но въ общемъ играли только на такихъ чувствахъ воиновъ, к-рыя въ дан. минуту были воспріимчивѣе другихъ, будучи въ то же время знатоками въ смыслѣ пониманія народ. идеаловъ. Напр., Наполеону достаточно было намекнуть на воможность "возстановленія Польши", и поляки стремились жертвовать своею жизнью на его глазахъ; онъ чаще всего воспламенялъ славолюб. французовъ напоминаніями о своихъ побѣдахъ. Аннибалъ привлекалъ къ себѣ свои наем. арміи обѣщаніями богат. добычи. Суворовъ воодушевлялъ войска всѣмъ тѣмъ, что было всегда такъ дорого рус. воину: вѣрою, любовью къ царю и отечеству. Всѣ мастера воен. искусства вліяли на войска и "личн. примѣромъ"; однако, въ наст. время это могучее средство воздѣйствія на В. д. часто не м. имѣть мѣста; войска Наполеона видѣли его въ кажд. сраженіи чуть не поголовно; въ Мукденскомъ же сраженіи, отъ начала его до конца, ни одна изъ яп. армій не видѣла марш. Ояму, т. к. гл-щій находился въ разстояніи нѣск. переходовъ отъ большинства частей и управлялъ своими войсками исключ-но по телеграфу и телефону. Особенно утверждаетъ В. д. въ критич. минуты боев. обстановки "хладнокровіе" нач-ка, внушающее полное къ нему довѣріе. Это качество является результатомъ воен. знаній, восполняющихъ отсутствіе драгоцѣн. боев. опыта; нынѣ въ особ-сти воен. нач-ки д. неустанно, всю свою жизнь, работать надъ своимъ образованіемъ, чтобы не отставать отъ требованій воен. искусства, к-рое, благодаря необыч. прогрессу техники, м. всегда поражать новизною и неожиданностью. Такъ, въ буд. войнѣ, вѣроятно, придется считаться съ совершенно еще новыми, не извѣданными на опытѣ средствами воен. искусства, а именно, съ "борьбою въ воздухѣ", воздѣйствіе коей на В. д., вѣроятно, окажется весьма серьезнымъ. Не слѣдуетъ, однако, забывать, что все же геній полк-ца не м. возмѣстить отсутствіе настоящаго В. духа. "Многіе смѣшиваютъ В. д. съ минут. энтузіазмомъ и считаютъ, что геніал. полк-децъ м. вдохнуть этотъ духъ въ свое войско въ кажд. данн. минуту. Оба эти положенія весьма сомнительны, и ихъ неправдоподобность засвидѣтельствована исторіей. Одинъ энтузіазмъ, не опирающійся на привитомъ заранѣе въ арміи В. д., вызываетъ въ самомъ счастливомъ случаѣ опрометчивое удальство, а при малѣйшей неудачѣ м. породить панику, при чемъ на долю несчастливаго полк-ца придется весь позоръ званія измѣнника, если онъ не поплатится жизнью за неуспѣхъ" (Эрц. Альбрехтъ). Вѣра въ свою воен. среду достигается воспитаніемъ и больше всего выражается въ чувствѣ "взаимной выручки". Необходимо соблюдать, чтобы въ арміи не было между ея отдѣл. частями никакой розни. Въ этомъ отношеніи прежде всего д. существовать однообраз. подготовка и однообраз. же прохожденіе службы всѣхъ оф-ровъ (отсутствіе привилегій и протекціи), подобно тому, какъ это существуетъ въ Германіи, обладающей наилучш. к-сомъ оф-ровъ; къ такой постановкѣ вопроса стремятся арміи всѣхъ государствъ. Въ особ-сти д. быть единеніе между отдѣл. родами войскъ, что достигается орг-ціей изъ нихъ строев. организмовъ, въ к-рыхъ они д. быть слиты воедино по ком-нію и руководству. "Назначеніе арміи, к-рая ведетъ тысячи людей къ одной общ. высок. цѣли, требуетъ духа общенія и единенія не только въ одной какой-нибудь организов. части, но и во всей вооруж. массѣ" (австр. уст. внутр. службы). Починъ, самодѣятельность и находчивость зависятъ какъ отъ воспитанія воина подъ знаменами, такъ и отъ воспитанія его, какъ гражданина. Въ гос-твахъ съ широко развитою обществ. жизнью и отсутствіемъ мелочной полицейской опеки надъ гражданиномъ, качества эти развиваются легче и въ большей степени присущи арміямъ. Бодрость д. составлять отличит. черту В. д.; она зависитъ отъ нравств. состоянія воина, но, конечно, тутъ играетъ огром. роль и его физика; только здоровый организмъ человѣка м. давать ему возм-сть сохранять бодрость духа при суровой, а часто и тягостной, обстановкѣ боев. жизни. Вотъ почему народъ, стремящійся имѣть армію съ бодрымъ В. д., д. заботиться о физич. воспитаніи своихъ молод. поколѣній. И семья, и школа не д. забывать этого, потому что, хотя армія въ мирн. время и способствуетъ физич. развитію солдата, но если онъ попадетъ въ ея ряды съ слишкомъ слабымъ организмомъ, то все-таки послѣдній, выдерживая службу мирн. времени, откажетъ въ военное. Наконецъ, соврем. требованія, предъявляемыя къ образованію воина въ краткій срокъ службы, таковы, что вообще исправленіе немощн. организма невозможно; такіе воины являются лишь обузой для арміи, какъ въ мирн., такъ и въ воен. время. Бываютъ воины, к-рые силою своего В. д. одолѣваютъ физич. немощь, но это допустимо въ отношеніи лишь единицъ (преимущ-но старш. нач-ковъ), а для массы воиновъ не м. приниматься въ расчетъ. На сохраненіе бодрости вліяетъ "снабженіе войскъ" всякими запасами не только въ смыслѣ ихъ питанія, но и всякаго снаряженія, а въ воен. время — снабженія боев. припасами; правильность и заботливость въ этомъ отношеніи одинаково поддерживаетъ, какъ физич., такъ и нравств. бодрость В. духа. Выносливость есть, такъ сказать, повѣрка состоянія В. д., ибо нигдѣ онъ не проявляется такъ ярко и рѣзко, какъ тогда, когда воинамъ приходится переносить труды и лишенія боев. обстановки, физич. и нравств. страданія, иногда же быть свидѣтелями и самимъ переживать такія картины и явленія, к-рыя для не-воина кажутся ужасами, жестокостью и чрезмѣр. суровостью; воинъ д. переносить ихъ не только безъ ропота, но даже не возмущаясь и внутри себя, втайнѣ. Если все это сопутствуется блестящ. успѣхомъ, побѣдами, то, конечно, проявленіе войсками такихъ качествъ В. д. цѣнно; оно еще цѣннѣе, когда арміи приходится терпѣть неудачу, а тѣмъ болѣе рядъ неудачъ. Вотъ почему можно сказать, что, несмотря на проигрышъ нами послѣдней кампаніи, она только подтвердила силу и и доблесть русскаго В. д.; всѣ иностранцы ставятъ въ заслугу нашей арміи ту быстроту, съ к-рой она оправлялась и становилась вновь боеспособной послѣ столь серьез. неудачъ, какъ Ляоянъ и Шахэ-Бенсиху, а въ особенности послѣ катастрофы и отступленія отъ Мукдена. Надо еще добавить, что армія не имѣла вождя, к-рый умѣлъ бы ее воодушевлять и двигать; наоборотъ, его авторитетъ безповоротно палъ послѣ Ляояна и никогда не возстанавливался. Кромѣ того, нельзя не отдать справедливости и нашимъ врагамъ въ томъ, что они были достойны насъ, и борьба съ ними была весьма серьезна; сдѣд-но, сохраненіе нашими Манчжурскими арміями боеспособности до конца войны, въ продолженіе болѣе года сплошн. неудачъ, д. б. приписано именно драгоцѣннымъ качествомъ рус. В. духа. Кромѣ нормал., обязат. факторовъ, постоянно дѣйствующихъ на состояніе В. д. арміи дан. народа, бываютъ еще побоч. обстоят-ства, к-рыя м. сыграть круп. роль въ этомъ отношеніи. Къ таковымъ принадлежитъ иногда и политич. конъюнктура. Когда война непопулярна въ народѣ, В. д. арміи всегда бываетъ ниже, прежде всего потому, что армія, какъ дѣтище своего народа, раздѣляетъ это чувство, а во-вторыхъ, потому, что, какъ бы беззавѣтно ни стремилась армія исполнить свой долгъ, ея дѣйствія оказываются въ нѣк-рой степени связанными несочувствіемъ ей народа; такъ было въ посл. нашу войну, въ особ-сти къ концу ея, когда пополненіе рядами и всякими средствами д. б. считаться съ внутр. полит. обстановкой. Правда, противъ войны были лишь нездоровые и противогосуд. элементы, но и вся масса народа оставалась инертной и не дала имъ надлежащ. отпора; въ концѣ концовъ В. д. арміи началъ страдать. Для популярности и подъема В. д. служитъ, кромѣ патріотизма, еще возбужденіе чувства злобы и мести къ народу, съ к-рымъ армія ведетъ борьбу. Примѣромъ можетъ служить Японія, к-рая вполнѣ сознательно воспитала нѣск. поколѣній своихъ сыновъ въ чувствѣ непримирим. ненависти къ Россіи и, т. обр., задолго до войны подготовила подъемъ духа націи и арміи. Итакъ, состояніе В. д. арміи зависитъ, кромѣ совершенства самой арміи въ смыслѣ воспитанія и подготовки проходящихъ черезъ ряды ея воиновъ, еще отъ слѣд. данныхъ: 1) нравств. качествъ народа, изъ к-рыхъ на первое мѣсто надо поставить его воинст-сть, понимая ее въ томъ широкомъ смыслѣ, к-рый указанъ выше; 2) госуд. уклада и госуд. жизни народа, его госуд. установленій и учрежденій, а въ особ-сти отъ системы гражд. воспитанія молодежи, — отъ состоянія госуд. (народ.) школы. Монархич. режимъ всегда способствовалъ и будетъ способствовать возвышенію В. д., т. к. при немъ армія имѣетъ единую славу, освященную религіей, исторіей, чувствами преданности народа, въ лицѣ монарха армія имѣетъ пост. вождя, к-рый ей особенно близокъ и дорогъ и к-рый, какъ никто, имѣетъ безпредѣл. возм-сть и власть заботиться о ней и совершенствовать ее; 3) политич. обстановки гос-тва (народа): имѣетъ ли оно стремленіе расширить свои предѣлы или свое политич. вліяніе; сознаетъ ли оно необходимость самообороны въ виду собирающихся кругомъ него опасностей; испытывало ли оно въ своихъ историч. задачахъ конкуренцію со стороны другихъ народовъ; не затаило ли оно идеи возмездія за понесенныя пораженія или насилія, или, наоборотъ, находится подавленнымъ, подъ гнетомъ пережит. неудачъ; 4) кромѣ этого, м. быть еще разл. друг. данныя, временныя и случайныя, предвидѣть и не пропустить к-рыя составляетъ долгъ госуд. людей и полк-цевъ, дабы воспользоваться ими, какъ средствомъ для поднятія В. д. въ арміи и въ народѣ. Въ переживаемое нами время В. д. получилъ еще большее значеніе, чѣмъ въ не столь отдаленныя отъ насъ времена, потому что, хотя вооруж. столкновенія происходятъ рѣже, но результаты ихъ несравненно рѣшительнѣе по своимъ послѣдствіямъ для народовъ. Благодаря крайн. напряженію вооруж. средствъ во всѣхъ гос-твахъ и достиженію ими колосс. размѣровъ, нельзя расчитывать на скорое ихъ возстановленіе послѣ понесенныхъ неудачъ; кромѣ того, эти же средства дадутъ возм-сть побѣдителю настолько развивать побѣды и настолько же истощать вооруж. средства побѣжденнаго, что спасеніе отечества подъемомъ хотя бы и всего народа поголовно, какъ то было въ Испаніи въ 1808—13 гг. и въ Россіи въ 1813 г., врядъ ли возможно; не найдется ни силъ, ни средствъ. Слѣд., не только представителямъ арміи, но и всѣмъ рус. людямъ надо постоянно думать и заботиться о сохраненіи и подъемѣ В. д., какъ въ кажд. отдѣл. воинѣ и гражданинѣ, такъ и во всемъ войскѣ и во всемъ народѣ, ибо нельзя знать, какъ скоро, когда именно, а м. б., и совсѣмъ неожиданно наступитъ экзаменъ В. д. и для арміи, и для народа.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.