- Береговая оборона
БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА. Совокупность вооруженныхъ силъ и военныхъ средствъ, предназначенныхъ для защиты береговой границы государства отъ вторженія съ моря, называется Б. обороной государства. Система Б. обороны находится въ тѣсной зависимости отъ развитія и конфигураціи береговой линіи, отъ значенія, которое имѣетъ береговая граница, и отъ климатическихъ условій (напр., замерзаніе Финскаго залива). Главный элементъ Б. обор. — флотъ. Онъ одинъ, разбивъ флотъ непріятельскій и завладѣвъ моремъ, дѣлаетъ абсолютно невозможнымъ нападеніе на свои берега. Флотъ, господствующій на морѣ, отодвигаетъ границы государства къ берегамъ непріятеля. Флотъ болѣе слабый, чѣмъ у непріятеля, можетъ только въ бо́льшей или ме́ньшей степени, въ зависимостя отъ своей относительной силы, характера морского театра военныхъ дѣйствій и степени развитія системы приморскихъ укрѣпленныхъ пунктовъ, затруднять и задерживать десантныя операціи непріятеля, пока послѣднему не удастся вполнѣ обезпечить за собой владѣнія моремъ. Значитъ, флотъ — главная позиція Б. обор., живая сила ея. Слѣдующій элементъ Б. обор. — приморскія крѣпости, базы флота, безъ наличія которыхъ послѣдній не въ состояніи не только выполнять свое назначеніе, но и существовать; это — мертвая сила Б. обор. Затѣмъ идутъ войска, предназначенныя для защиты побережья. Первая линія этихъ войскъ — наблюдательные посты и разъѣзды, 2-я линія — гарнизоны приморскихъ крѣпостей и небольшіе отряды войскъ, занимающіе наиболѣе важные въ стратегическомъ отношеніи пункты береговой линіи и, наконецъ, 3-я линія — резервы, располагаемые на важнѣйшихъ жел.-дор. узлахъ; по выясненіи мѣста высадки и силъ высаживающагося непріятеля, эти резервы направляются къ угрожаемому пункту. Вспомогательные элементы Б. обор. — прибрежныя жел. дороги и средства связи (наблюдательные пункты, телеграфы, телефоны, станціи искрового телеграфа), а въ будущемъ и воздушный флотъ, который служитъ пока лишь однимъ изъ средствъ связи. Къ числу элементовъ Б. обор. слѣдуетъ причислить и такъ наз. флотъ Б. обороны. Прежде считалось, что флотъ Б. обор., въ виду невозможности покрыть все побережье укрѣпленіями, долженъ представлять собой нѣчто въ родѣ группы подвижныхъ приморскихъ крѣпостей, которыя можно перемѣщать съ мѣста на мѣсто для усиленія защиты наиболѣе угрожаемыхъ пунктовъ побережья. Сообразно съ этимъ, флотъ Б. обор. представляли изъ себя броненосныя суда небольшихъ размѣровъ, съ малой осадкой, допускающей маневрированіе на небольшихъ глубинахъ, съ толстой броней и немногочисленной артиллеріей крупнаго калибра. Возможность совмѣстить наличіе этихъ двухъ элементовъ — силы корабля съ малымъ водоизмѣщеніемъ — достигалась въ ущербъ силы машинъ, запаса угля и мореходныхъ качествъ, почему суда Б. обор. отличались малымъ ходомъ и ограниченнымъ раіономъ плаванія. Въ настоящее время, послѣ повсемѣстнаго распространенія идеи о томъ, что флотъ можетъ выполнить свою роль только будучи активнымъ и мореходнымъ, всѣ великія морскія державы совершенно прекратили постройку броненосцевъ Б. обор., предоставивъ дальнѣйшее развитіе этого типа второстепеннымъ государствамъ, не могущимъ вести наступательныя дѣйствія на морѣ и ставящимъ своему флоту единственную цѣль — оборону внутреннихъ водъ: шкеръ (Швеція, Норвегія), устьевъ рѣкъ (Голландія) или узкихъ морскихъ проливовъ (Данія). Съ исчезновеніемъ броненосныхъ судовъ Б. обор. этотъ терминъ сохранился для обозначенія мало мореходныхъ небольшихъ миноносцевъ и подводныхъ лодокъ, отряды которыхъ приписываются къ военнымъ портамъ (défense mobile Des ports — во Франціи). Операціи флота, дѣйствующаго противъ береговъ, могутъ имѣть задачей: 1) занятіе извѣстнаго раіона побережья съ цѣлью высадить десантъ и двинуть его внутрь страны (вторженіе); 2) занятіе отдѣльныхъ пунктовъ побережья съ цѣлью пріобрѣсти опорныя базы для своего флота; 3) уничтоженіе морскихъ базъ обороняющагося. Въ 1-мъ случаѣ наступающій до перевозки войскъ долженъ уничтожить флотъ обороняющагося, или совершенно ослабить его рядомъ послѣдовательныхъ операцій и заблокировать, лишивъ возможнссти вести какія бы то ни было активныя дѣйствія. Во 2-мъ случаѣ, если флотъ обороняющагося уклоняется отъ рѣшительныхъ боевыхъ столкновеній, нападающій долженъ занять какой-либо пунктъ побережья вблизи главной базы обороняющагося, чтобы доставить своему флоту базу, удобную для наблюденія и нападенія на непріят. флотъ. Въ 3-мъ же случаѣ нападающий можетъ достичь своей цѣли, уничтоживъ всѣ сооруженія, склады и средства главной непріятельской базы, путемъ ли полнаго завладѣнія ею, или посредствомъ бомбардировки, если база эта доступна для таковой. Въ зависимости отъ изложеннаго опредѣляются и задачи, которымъ должна отвѣчать Б. обор. современнаго государства. При наличіи могущественнаго флота Б. обор. должна этому флоту доставлять надежную опору въ видѣ хорошо организованныхъ и защищенныхъ базъ, не оставляя незащищенными вблизи главныхъ военныхъ портовъ и мѣстъ возможной высадки непріятеля такихъ пунктовъ, которые могутъ послужить удобными базами для нападающаго (о-ва Элліотъ и г. Дальній близъ П.-Артура). Минная оборона береговъ состоитъ изъ подводныхъ лодокъ и минныхъ судовъ меньшихъ размѣровъ, минныхъ загражденій и кинжальныхъ батарей самодвижущихся минъ. Въ нѣкоторыхъ государствахъ, напримѣръ, во Франціи, отряды миноносцевъ и подводныхъ лодокъ приписываются къ портамъ для содѣйствія ихъ оборонѣ. Въ другихъ государствахъ, какъ и въ Россіи, миноносные отряды, подводные и надводные, имѣютъ организацію, связываюшую ихъ съ портами въ отношеніи только хозяйственно-административномъ, но не тактическомъ. Минныя загражденія ставятся преимущественно въ проливахъ и проходахъ, а также въ мѣстахъ воднаго пространства, недостаточно обстрѣливаемыхъ или недоступныхъ для дѣйствія Б. артиллеріи, но вмѣстѣ съ тѣмъ опасныхъ въ случаѣ занятія ихъ непріятелемъ. Кромѣ того, минныя загражденія имѣютъ задачей стѣснять маневрированіе флота и не позволять ему выбирать выгодныя для себя дистанціи при боѣ съ Б. укрѣпленіями. Кинжальныя батареи самодвижущихся минъ сооружаются ниже уровня воды. При томъ совершенствѣ, котораго достигли въ настоящее время мины Уайтхеда, въ особенности въ отношеніи дальности и скорости ихъ хода, значеніе кинжальныхъ минныхъ батарей возрасло въ высокой степени. Кромѣ минъ, проходы въ неглубокихъ узкостяхъ заграждаются также свайными сооруженіями, ряжами, бонами и затопленными судами. Реальный примѣръ обезпеченія побережья морскими базами представляетъ Германія, морская граница которой подраздѣляется на 2 самостоятельныхъ участка: а) Вильгельмсгафенскій, т.-е. берегъ Нѣмецкаго моря — 300 вер. и б) Кильскій — Балтійское побережье — 900 вер. Оба участка связаны между собой каналомъ императора Вильгельма (Кильскій каналъ). Вильгельмсгафенскій участокъ, являясь главнымъ, представляетъ морской фронтъ противъ Англіи. Главная база — Вильгельмсгафенъ — большая приморская крѣпость, которая каналомъ "Ems Lade" связывается съ Эмденомъ (устье р. Эмсъ). Въ ближайшемъ времени Эмденъ станетъ малой приморской крѣпостью, базой минной флотиліи, а кромѣ того, это — конечный пунктъ Дортмундъ-Эмскаго канала, связывающаго бассейнъ Рейна съ территоріей Германіи въ обходъ Нидерландовъ; подходъ къ Эмсу со стороны моря прикрывается укрѣпленіями о-ва Боркумъ. Въ устьѣ Эльбы воздвигнутъ Куксгафенъ — малая крѣпость, база дивизіи минныхъ загражденій. Вмѣстѣ съ Брунсбюттелемъ, Куксгафенъ, защищаетъ зап. входъ въ Кильскій каналъ. Въ устье р. Везеръ Бремерсгафенъ защищаетъ доступъ къ Бремену. Проектомъ 1907 г. рѣшено связать каналомъ въ 34 километра длиной устье Везера и Вильгельмсгафенъ, чтобы стоящія здѣсь суда могли выходить въ море и тогда, когда заливъ Яде окажется заблокированнымъ. Острову Гельголанду придается значеніе, какъ прикрытію устья рр. Везера и Эльбы, т.-е. защиты Бремена и Гамбурга, а также Кильскаго канала, захваченной якорной стоянки, удобной англійск. флоту, и, наконецъ, пункта, дѣлающаго трудноисполнимой задачу блокады Нѣмецкаго моря отъ Боркума до Сульта. Въ Кильскомъ участкѣ большой приморской крѣпостью является Киль, запирающій вост. выходъ канала. Штральзундъ, имѣющій 2 выхода, минная база противъ Швеціи и Даніи. Свинемюнде запираетъ доступъ къ Штетину, а Данцигъ — устье р. Вислы. Пилау защищаетъ входъ во Фришгафъ и доступъ къ Кенигсбергу. Типичнымъ морскимъ арсеналомъ является Гамбургъ съ его двумя плавучими доками, поднимающими суда, водоизмѣщеніемъ въ 36 тыс. тоннъ, и сухимъ докомъ, вмѣщающимъ корабли типа "Drednought". Гамбургъ отстоитъ отъ устья Эльбы на 117 вер., Бременъ — отъ устья Везера на 65 вер. и Штетинъ — отъ входа въ Померанскую бухту — на 67 в. Въ ближайшемъ будущемъ сѣтью внутреннихъ водныхъ путей морской арсеналъ будетъ перенесенъ въ Берлинъ. Операціи арміи въ стратегическомъ отношеніи. Вторженіе высадившагося противника внутрь страны тѣсно связано съ вопросомъ о наступленіи. Провѣрить возможность подобной операціи необходимо заблаговременно теоретически и практически. Надо точно опредѣлить число людей разныхъ родовъ войскъ, которое, въ среднемъ, можетъ вмѣстить транспортъ, сколько потребуется такихъ транспортовъ для перевозки 30 тыс. чел. т.-е. корпуса съ обозами и парками и, наконецъ, какимъ количествомъ транспортовъ обладаютъ вѣроятные противники. Далѣе, надо опредѣлить подходящія мѣста высадки, т. к. этой цѣли удовлетворяютъ немногіе пункты, требующіе удобной якорной стоянки въ закрытой гавани, мѣстности съ значительной оборонительной силой на случай нападенія обороняющагося и удаленія отъ большой приморской крѣпости или большого гарнизона. Желая прочно стать на берегу, высадившійся долженъ устроить укрѣпленную позицію. Безъ укрѣпленной гавани нечего и думать о вторженіи вглубь непріятельской культурной страны. Этими соображеніями опредѣляется время и расходъ силъ, необходимые на все предпріятіе. Однако, корпуса для наступательныхъ дѣйствій слишкомъ мало даже въ случаѣ, когда вооруженныя силы обороняющагося отвлечены на другой театръ военныхъ дѣйствій. Высадившійся корпусъ можетъ отойти отъ берега не болѣе, чѣмъ на переходъ, потому что нарядъ для охраненія операціонной линіи будетъ слишкомъ великъ. За первымъ корпусомъ должны немедленно слѣдовать еще нѣсколько корпусовъ, иначе предпріятіе обречено на неудачу. Это потребуетъ еще такую же группу транспортовъ; на одной и той же производить перевозку нельзя, такъ какъ вся операція привела бы къ вливанію силъ по каплямъ. Усвоивъ эти основныя положенія, необходимо подробно изучить состояніе наличныхъ транспортныхъ средствъ вѣроятныхъ противниковъ и опредѣлить пункты побережья, подходящія для высадки. Обстоятельства эти требуютъ особаго вниманія тамъ, гдѣ десантной операціи можетъ оказать содѣйствіе сосѣднее второстепенное государство. Въ общемъ же, хотя для береговой обороны и требуется тѣсная связь приморскихъ крѣпостей съ морскими силами, но предохранить дѣйствительнымъ образомъ отъ непріятельскаго вторженія можетъ только концентрическое наступленіе изъ глубины страны, если, конечно, это наступленіе совершится своевременно. Задача береговой обороны при отсутствіи флота и непомѣрно большой береговой линіи представляется чрезвычайно трудной. Основныя идеи, ведущія къ разрѣшенію этой задачи, можно почерпнуть въ организаціи обороны Неаполитанскаго королевства, въ 1806 г., преподанной Наполеономъ I брату своему, королю Іосифу, которому приходилось одновременно оборонять нѣсколько пунктовъ при неизвѣстности, куда именно направится высадка англичанъ. Высадившись въ заливѣ св. Евфиміи, англичане нанесли пораженіе французскому отряду ген. Ренье, отступившему въ Катанцаро. Ближайшимъ послѣдствіемъ этого пораженія было возстаніе всей Калабріи. Ренье былъ отрѣзанъ отъ своихъ позицій съ Неаполемъ, о немъ не получалось никакихъ извѣстій. Наполеонъ, находя, что Ренье не долженъ былъ оставаться оторваннымъ отъ арміи, требовалъ немедленнаго отправленія 10 тыс. чел. въ Кассано, на выручку французскаго отряда. По достиженіи этой цѣли предписывалось расположить войска эшелонами, по бригадамъ, на разстояніи одного дня пути другъ отъ друга, по надравленію Неаполь — Кассано, и так. образ., чтобы въ три дня 4 бригады могли соединиться, образуя 10 или 12 тыс. чел. Кромѣ отряда Ренье, Іосифъ располагалъ 8 бригадами, болѣе чѣмъ по 3 тыс. чел. каждая. Эти эшелоны могли легко сообщаться между собой (связь, взаимодѣйствіе) и соединяться въ кратчайшій срокъ. "Лишь при такомъ эшелонированіи войскъ, — пишетъ Наполеонъ, — обороняющійся обезпеченъ отъ всякихъ случайностей, такъ какъ, если онъ захочетъ перейти въ наступленіе съ рѣшительной цѣлью, то непріятель, видя его все время въ оборонительномъ положеніи, этого не предугадаетъ, и, прежде чѣмъ произойдутъ какія-либо измѣненія на сторонѣ обороняющагося, черезъ 10 или 12 дней всѣ дѣйствія могутъ быть закончены". Если бы это эшелонированіе войскъ было своевременно принято и въ Кассано стояла бы бригада въ 3—4 тыс. чел., которая подошла бы къ заливу св. Евфиміи одновременно съ Ренье, англичане были бы разбиты или, вѣрнѣе, не высадились бы совсѣмъ. Дальнѣйшія инструкціи Наполеона послѣ взятія французами Гастье сводятся къ слѣдующему. Авангардъ Сицилійской арміи, въ составѣ 3 дивиз., располагается: 1-я дивизія въ Реджіо и начиная отъ св. Евфиміи до Маринади-Катанцаро; далѣе 2-я дивизія отъ Котроны, имѣя штабъ въ Козенцѣ; 3-я дивизія — въ Кассано и до границы Калабріи. Резервъ драгунъ, въ составѣ 3 бригадъ при 2 пушкахъ и 1 отрядѣ легкой пѣхоты на каждую, размѣщается сообразно условіямъ мѣстности отъ Аулеты до границъ Калабріи. Къ этому резерву присоединяются всѣ спѣшенные драгуны изъ Неаполя и другихъ пунктовъ. Так. образ., голова колонны драгунъ можетъ прибыть въ Кассано послѣ полуторадневнаго усиленнаго перехода, а бригада по-эшелонно, — черезъ восьмичасовые промежутки. Обратно они могутъ идти въ Салерно и Неаполь или взявъ вправо, къ берегу, гдѣ окажутъ сопротивленіе высадкамъ, или движеніемъ влѣво направятся въ Апулію, если бы этого потребовали обстоятельства. Дивизія Жирардона размѣщается въ Салерно такъ, чтобы могла постоянно сосредоточиваться и маневрировать. Дивизія ген. Эспань находится на позиціи въ 2 часахъ пути отъ Неаполя. Кромѣ того, требуется снабдить гарнизонами Гаэту и прибрежные укрѣпленные пункты Абруціи и Апуліи; установить сообщеніе между Кассано и Тарентомъ; въ Капуѣ — главный складъ всей арміи. Если англійская эскадра появится передъ Неаполемъ и приступитъ къ бомбардировкѣ, то гарнизоны фортовъ и города немедленно будутъ поддержаны 2 дивизіями, расположенными въ 2 часахъ пути отъ Неаполя. Черезъ 24 часа прибудетъ Салернскій лагерь, а ночью — резервъ драгунъ. Въ то же время двинется конница изъ Гаэты и войска изъ Капуи. Значитъ, немедленно можно сосредоточить до 15 тыс. чел., что составляло почти половину французской арміи, расположенной въ Неаполитанскомъ королевствѣ. Въ случаѣ угрозы Таренту, находящемуся на противоположномъ берегу, туда тотчасъ же перебрасывается дивизія изъ Кассано. Въ началѣ XIX вѣка Италія отличалась бездорожьемъ и вообще не представляла страну культурную въ современномъ смыслѣ. Поэтому, при наличіи желѣзныхъ и хорошихъ грунтовыхъ дорогъ, въ систему береговой обороны, преподанную Наполеономъ, можно ввести рядъ существенныхъ упрощеній; но общая идея размѣщенія войскъ эшелонами остается неизмѣнной. Идея эшелоннаго размѣщенія войскъ Б. обороны не чужда и намъ. Такъ, въ 1863 г., когда по поводу польскихъ дѣлъ можно было ожидать вмѣшательства зап. морскихъ державъ, Н. Н. Муравьевъ (Карскій), предназначавшійся на должность главноком-щаго Балтійской арміей на случай вмѣшательства зап. державъ по поводу польскаго мятежа, представилъ Императору Александру II записку, содержавшую "общій обзоръ предстоящихъ распоряженій". Для обороны столицы предполагалось сосредоточить 71 бат., кромѣ 34 бат., назначавшихся для дѣйствій въ Финляндіи. Н. Н. Муравьевъ признавалъ необходимымъ "оборонительному положенію нашему придать сколь возможно болѣе наступательный характеръ". Оставляя для обороны Спб. "эшелонъ" въ 30 тыс. пѣхоты, остальныя войска онъ предлагалъ, пользуясь выпуклымъ обводомъ побережья, расположить въ какомъ-либо центральномъ пунктѣ между Ригою и Спб., откуда можно бы было дѣйствовать значительными силами наступательно, по радіусамъ къ пунктамъ непріятельскихъ десантовъ, нмѣющихъ цѣлью направиться къ столицѣ, къ Литвѣ или къ Бѣлорусскому краю. Въ случаѣ надобности, войска эти въ качествѣ "эшелона" могли прибыть къ Спб. по жэлѣзной дорогѣ, а также служили бы "эшелономъ" для войскъ, занимающихъ Царство Польское, если бы главный театръ военныхъ дѣйствій оказался въ Зап. краѣ. Въ тактическомъ отношеніи, къ Б. оборонѣ могутъ быть примѣнены тѣ же основныя положенія, что и для обороны длинной рѣчной линіи. Занятіе всѣхъ пунктовъ, кажущихся важными, приводитъ къ неправильному распредѣленію силъ, выражающемуся въ ихъ разброскѣ и приводящему къ слабому кордону. Непосредственно занимать слѣдуетъ только особо важные пункты, а большая часть силъ должна находиться позади и располагаться такъ, чтобы съ помощью желѣзныхъ дорогъ въ кратчайшій срокъ сосредоточиться къ пункту, на которомъ ожидаются дѣйствія противника въ крупныхъ размѣрахъ. Для выясненія этого пункта необходимо вести дѣятельную развѣдку, которая должна быть активна, вынесена возможно далѣе впередъ, хорошо обдумана, цѣлесообразно организована, снабжена всѣми техническими средствами связи. При оборонѣ рѣки нельзя помѣшать переправѣ; такъ и при оборонѣ морского побережья нельзя совершенно воспрепятствовать высадкѣ. Поэтому, въ большинствѣ случаевъ, приходится прежде всего отбрасывать высадившагося противника и, воспользовавшись его ненадежнымъ сообщеніемъ съ флотомъ, наносить ему возможно полное пораженіе. Надо всегда имѣть въ виду, что комуникаціонныя линіи высадившихся войскъ чрезвычайно чувствительны. По вопросу объ оперативной подчиненности морскихъ и сухопутныхъ силъ Б. обороны слѣдуетъ считать, что подчиненіе флота ком-щему арміей нецѣлесообразно. Желательна и необходима тѣсная связь въ дѣйствіяхъ обѣихъ силъ, согласно поставленной цѣли и идеи операціи, но передавать распоряженія съ суши на море и обратно — трудно. Неизбѣжное треніе между флотомъ и арміей и часто недостаточное пониманіе взаимныхъ свойствъ устраняется лучше всего дѣйствіями въ духѣ общей цѣли и идеи операціи, но не подчиненіемъ одного рода вооруженныхъ силъ другому. Управленіе Б. обороной въ мирное время ввѣряется либо воен.-сухопутному вѣдомству или возлагается на вѣдомство морское. Первая изъ этихъ системъ была до послѣдняго времени наиболѣе употребительной, но съ измѣненіемъ взглядовъ на морскую силу и распространеніемъ идеи предпочтительности наступательныхъ дѣйствій въ дѣлѣ Б. обор., она нѣкоторыми наиболее прогрессивными въ военномъ отношеніи государствами была оставлена въ пользу второй. Наконецъ, существуютъ государства, въ которыхъ оборона береговъ распредѣлена между военнымъ и морскимъ вѣдомствами, при чемъ дѣятельность ихъ не объединена и каждому изъ нихъ предоставляется дѣйствовать самостоятельно. За передачу Б. обор. въ вѣдѣніе морского вѣд. первый высказался въ Германіи фельдмаршалъ Мольтке. По его мысли, весь Б. фронтъ государства долженъ быть переданъ въ полное вѣдѣніе моряковъ. "Только морскіе офицеры, — говоритъ Мольтке, — способны дать правильное направленіе всѣмъ средствамъ морской обороны, т. к. только они одни могутъ замѣтить слабыя стороны нападающихъ эскадръ, оцѣнить различныя движенія непріятеля и угадать его настоящую цѣль". Организація управленія Б. обор. нѣкоторыхъ наиболѣе важныхъ по своему значенію и оношеніямъ къ Россіи государствъ представляется въ слѣдующемъ видѣ. Германія. Б. обор. находится всецѣло въ вѣдѣніи морского вѣд.; комендантами приморскихъ крѣпостей, смотря по важности послѣднихъ для флота, бываютъ морскіе или сухопутные (меньшинство) офицеры. Войска, составляющія гарнизоны и прислугу батарей, также подчинены морскому вѣдомству во всемъ, что относится къ оборонѣ данной базы. Система управленія Б. обор. отличается ясностью, послѣдовательностью и точностью разработки. Другой ближайшій сосѣдъ Россіи на з. — Швеція съ 1902 г. также сосредсточила все дѣло Б. обор. въ рукахъ моряковъ. Ком-щій флотомъ въ военное время съ прибытіемъ въ приморскую крѣпость становится начальникомъ всего крѣпостного раіона. Офицеры крѣпостной Б. артиллеріи, по отбытіи положенныхъ лѣтъ вольноопредѣляющимися (волонтеръ-офицеры), поступаютъ на 1 годъ въ морское училище, откуда и выходятъ офицерами въ крѣпостную Б. артиллерію. Корпусъ морской артиллеріи имѣетъ въ своемъ вѣдѣніи также и минную оборону. Какъ въ Германіи, такъ и въ Швеціи задача Б. обор. облегчается въ высокой степени благопріятной конфигураціей и гидрографическими свойствами ихъ береговъ. Берега Германіи — по своей отмелости, Швеціи — благодаря своимъ шкерамъ, и тѣ и другіе — по своей изрѣзанности облегчають какъ минную, такъ и артиллерійскую оборону. Организація Б. обор. во Франціи отличается сложностью отношеній между морскими и сухопутными начальниками. Во главѣ руководства Б. обор. стоитъ комиссія изученія обороны побережья, въ которой имѣются представители военнаго и морского вѣдомствъ. Комиссія вѣдаетъ техническимъ выполненіемъ предначертаній комитета обороны государства. Б. обор. пяти морскихъ округовъ, на которые разбито побережье Франціи, завѣдуютъ вице-адмиралы — морскіе префекты, которымъ въ военное время подчиняются всѣ военныя средства ихъ округовъ. Въ отношеніи сухопутныхъ войскъ, имъ подчиненныхъ, морскіе префекты въ свою очередь, подчинены военному мин-ру. Морскіе округа подраздѣляются на сектора, которыхъ всего 29. Во главѣ каждаго секторы находитея генералъ или адмиралъ, въ зависимости отъ того, какое вѣдомство представлено въ данномъ секторѣ болѣе обширно. Начальникамъ секторовъ подчинены: 1) всѣ средства Б. обор. морского вѣдомства, 2) бригады Б. стражи и 3) сухопутныя войска, назначенныя для обороны сектора. Въ случаѣ нападенія начальникъ сектора имѣетъ право просить содѣйствія генерала, командующаго ближайшимъ территоріальнымъ отдѣленіемъ (subdivision). Послѣдній посылаетъ требуемыя войска, и если численность ихъ превышаетъ 3 баталіона, то онъ принимаетъ на себя руководство операціями, донося объ этомъ начальнику военнаго окрута (général commandant De La région). Помощникомъ морского префекта по сухопутной части назначается генералъ; въ случаѣ болѣзни или отсутствія префекта, всегда исполняющаго обязанности коменданта главнаго военнаго порта своего округа, начальствованіе по морской части переходить къ старѣйшему изъ находящихся въ округѣ адмираловъ, а обязанности коменданта — къ генералу, помощнику морского префекта. Так. обр., въ приморской крѣпости получается двоевластіе. Къ начальнику сектора — моряку — помощникомъ назначается сухопутный офицеръ, и наоборотъ. Въ Англіи все руководство средствами Б. обор. исходитъ изъ морского генер. штаба (naval intelligence Department), дѣйствующаго по указаніямъ адмиралтейства. Гарнизоны приморскихъ крѣпостей состоятъ изъ войскъ территоріальныхъ, артиллерійскія же части принадлежатъ къ королевской гарнизонной артиллеріи. Побережье Англіи и Ирландіи раздѣлено въ отношеніи Б. обор. на 13 округовъ, сгрупированныхъ подъ нач. 8 командующихъ ими. Б. стража (coast guards), составленная изъ запасныхъ моряковъ, находится въ полномъ вѣдѣніи адмиралтейства. Организація Б. обор. въ Сѣв.-Амер. Соед. Штатахъ похожа, въ смыслѣ управленія ею морскимъ вѣдомствомъ, на англійскую. Въ Италіи управденіе Б. обор. сосредоточено въ морскомъ вѣдомствѣ и руководится морскимъ генер. штабомъ (stato maggiore Della marina). Побережье раздѣлено на 3 округа. Ежегодно въ адмирадтействъ-совѣтѣ собираются засѣданія изъ начальниковъ округовъ и комендантовъ приморскихъ крѣпостей для совмѣстнаго обсужденія вопросовъ Б. обор. Въ Японіи главное нач-во надъ Б. обор. принадлежитъ императору, органомъ котораго по этому управленію служитъ морской генер. штабъ. Послѣдній разрабатываетъ всѣ вопросы, относящіеся до Б. обор., при чемъ ему поставляется въ главную обязанностъ путемъ частной развѣдки собирать всѣ свѣдѣнія объ иностранныхъ государствахъ съ точки зрѣнія возможности для послѣднихъ напасть на берега Японіи. Въ Австріи управленіе Б. обор. сосредоточено въ военномъ вѣдомствѣ, что объясняется отсутствіемъ въ этой странѣ отдѣльнаго морского министерства. Приморскими крѣпостями, за исключеніемъ 2 станцій почти исключительно морского значенія, командуютъ сухопутные офицеры. Въ Норвегіи завѣдываніе Б, обор. передано въ 1899 г. военному вѣдомству отъ морского, противно тому, что сдѣлала Швеція въ 1902 году. Въ Голландіи Б. обор. находится въ вѣдѣніи военнаго вѣдомства, но въ настоящее время положеніе о Б. обор. пересматривается. Въ Россіи вопросъ о Б. обор. и порядкѣ завѣдыванія ею находится нынѣ въ состояніи неопредѣденности. Главныя моря Россіи — Балтійское, Черное и Японское съ Охотскимъ и Беринговымъ — расположены на огромномъ другъ отъ друга разстояніи, затрудняющемъ ихъ Б. обор. Между тѣмъ, въ Россіи не существуетъ органа, который объединялъ бы дѣйствія флота и сухопутныхъ войскъ въ этомъ дѣлѣ первостепенной важности. Число приморскихъ крѣпостей и военныхъ портовъ недостаточно для обезпеченія флота надежными базами и защиты подступовъ къ такимъ пунктамъ побережья, которые удобны для высадки непріят. десанта. Отряды миноносцевъ и подводныхъ лодокъ имѣютъ съ портами связь административную, но не стратегическую. Наконецъ, взаимоотношенія между военными и морскими чинами въ главнѣйшихъ приморскихъ крѣпостяхъ организованы разно. Въ Кронштадтѣ главный командиръ и военный губернаторъ при наличіи военнаго положенія былъ подчиненъ сухопутному генералу, главному начальнику города. По прекращеніи военнаго положенія бывшій главный начальникъ былъ назначенъ комендантомъ крѣпости, съ сохраненіемъ прежней своей власти. Въ Свеаборгѣ и Владивостокѣ командиры портовъ и коменданты вполнѣ другъ отъ друга независимы. Наконецъ, въ Севастополѣ комендантъ крѣпости подчиненъ главному командиру. Въ настоящее время положеніе о крѣпостяхъ и взаимоотношеніяхъ начальниковъ пересматривается. Скорѣйшее объединеніе всей Б. обор. Россіи, подъ руководствомъ одного отвѣтственнаго органа и подчиненіе всѣхъ морскихъ и сухопутныхъ силъ Имперіи въ приморскихъ крѣпостяхъ одному лицу представляется дѣломъ насущной государственной важности; отъ правильнаго разрѣшенія принципіальныхъ вопросовъ, связанныхъ съ этимъ дѣломъ, зависитъ и самая возможность успѣшной обороны границъ Имперіи, и, слѣдовательно, ея безопасность въ ближайшемъ будущемъ. (Буйницкій, Инженерная оборона государства; Г. А. Лееръ, Стратегія; Его же, Энциклопедія военныхъ и морскихъ наукъ; А. Цыгальскій, Современныя средства береговой защиты; В. Мошнинъ, Оборона побережья; P. H. Colomb, Essays on Naval Defence; A. Henning, Die KüStenverteidigung; W. Stavenhagen, Die KüStenbefestigungen Der ausserdeutschen Seemächte; Janson, Das strategische und taktische Zusammenwirken von Heer & Flotte; Mielichhofer, Der Kampf um KüStenbefestigungen; Grasset, La défense Des côtes; Brialmont, La défense Des côtes; Sabatier, Etude sur l’organisation De La défense Des côtes; Шлихтингъ, Основы современной тактики и стратегіи, часть 2, кн. I, переводъ Ю. Лазаревича, подъ редакціей А. А. Незнамова; А. Цыгальскій, Современныя средства береговой защиты; Фалькенгаузенъ, Большая современная война; К.-де-Гранпре, Примѣненіе Наполеономъ войскъ при оборонѣ, переводъ Ан. Ш.; Н. Н. Муравьевъ-Карскій, Неизданныя записки).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.