- Администрация военная
АДМИНИСТРАЦІЯ ВОЕННАЯ (administration, управленіе, завѣдываніе). Подъ воен. администраціей, какъ одной изъ частей общегосударств. администраціи, разумѣется дѣятельность государства, непосредственно направленная на осуществленіе одной изъ важнѣйшихъ его задачъ — на созданіе, организацію и содержаніе войска. Этими своими признаками в. А. отличается отъ воен. законодательства и юстиціи. Сущность законодательства заключается въ установленіи отвлеченныхъ юридич. принциповъ; сущность юстиціи — въ поддержаніи и охранѣ правовыхъ нормъ въ войскахъ. Но существованіе войска и выполненіе имъ своего назначенія не обезпечивается одними лишь законодательствомъ и юстиціей. Изданные законы прежде всего должны быть примѣнены къ жизни; но этого мало: необходимо еще поддержаніе въ арміи установленнаго въ ней порядка, удовлетвореніе всѣхъ ея матеріальн. потребностей, обезпеченіе и развитіе ея духовнаго благосостоянія и т. д. Осуществленіе этихъ задачъ, путемъ регулируемой закономъ дѣятельности воен. органовъ, и составитъ то, что называется в. А. Вмѣстѣ съ тѣмъ в. А. отличается и отъ командной дѣятельности. Когда государство распредѣляетъ такъ или иначе армію на своей територіи въ цѣляхъ болѣе совершенной ея мобилизаціи, когда оно назначаетъ военачальниковъ и бросаетъ армію на врага для достиженія конечной цѣли борьбы, то эта дѣятельность, заключающаяся въ простомъ распоряженіи арміей, ни въ какомъ случаѣ не можетъ быть названа администраціей; она составляетъ то, что называется воен. командованіемъ и всецѣло находится въ рукахъ главы государства, осуществляющаго эту функцію вполнѣ свободно, внѣ всякихъ юридич. ограниченій. Внѣшнее, формальное различіе между верховной админист. дѣятельностью и верховнымъ командованіемъ въ современныхъ конституціонныхъ государствахъ выражается, глав. образ., въ томъ, что акты верхов. воен.-админист. дѣятельности, какъ дѣятельности отвѣтственной передъ закономъ, контрассигнуются мннистромъ, тогда какъ акты, издаваемые въ порядкѣ верхов. командованія отъ такого контрассигнованія свободны. Администр. дѣятельность, будучи дѣятельностью подзаконной, т.-е. подчиненной закону, въ то же время, какъ дѣятельность исполнительная, по самому существу своему должна быть болѣе свободной и гибкой и поэтому не можетъ совершаться по заранѣе установленнымъ шаблонамъ. Избраніе тѣхъ или другихъ путей и средствъ къ наиболѣе совершенному достиженію намѣченныхъ задачъ въ соотвѣтствіи съ обстоятельствами времени, мѣста и обстановки не подлежитъ законодательной регламентаціи; такая регламентація не всегда возможна и часто нецѣлесообразна. Поэтому въ этой сфере воен. дѣятельности должно быть дано мѣсто свободному усмотрѣнію въ границахъ, очерченныхъ закономъ. Затѣмъ, т. к. в. А. есть дѣятельность, подчиняющаяся исключительному господству и руководству главы государства, то послѣдній осуществляетъ высшую военн. адм. власть безъ всякаго сотрудничества съ народнымъ представительствомъ. Эта власть выражается въ свободѣ назначенія всѣхъ военно-должностныхъ лицъ, въ указаніи наилучшихъ способовъ достиженія поставленныхъ администраціи цѣлей и т. д. Въ Россіи, какъ и въ другихъ государствахъ, во главѣ в. А. стоитъ глава государства — Монархъ, осуществляющій Свою волю въ этой области путемъ изданія въ порядкѣ верхов. упр-ія указовъ, повелѣній и приказовъ и дѣйствующій непосредственно или черезъ воен. министра, который въ своей дѣятельности и дѣятельности подчиненныхъ ему органовъ является отвѣтственнымъ передъ однимъ лишь Монархомъ (ст. 10, 11 Основ. зак.; ст. 8 и 25 I кн. С. В. П., изд. 3). Органы народн. представительства — государствен. совѣтъ и государствен. дума — до извѣстной степени могутъ контролировать дѣятельность воен. управленія, но лишь въ томъ смыслѣ, что этимъ учрежденіямъ предоставляется право обращаться къ воен. министру съ запросами по поводу такихъ дѣйствій его и подчиненныхъ ему лицъ и учрежденій, которыя представляются незакономѣрными. Однако, при признаніи совѣтомъ и думою объясненій министра по сдѣланному запросу неудовлетворительными, возникшее по запросу дѣло представляется на усмотрѣніе Монарха и Имъ окончательно разрѣшается (ст. 44, 57—58 учрежд. госуд. сов.; ст. 33, 58—60 учрежд. госуд. думы). Наконецъ, в. А., какъ дѣятельность, направленная на удовлетвореніе потребностей арміи, предполагаетъ наличность спеціальныхъ военныхъ органовъ, составъ и сфера дѣятельности которыхъ опредѣляется закономъ. Высшимъ воен.-админист. органомъ въ Россіи, руководящимъ всей дѣятельностью в. А. и направляющимъ ее, согласно указаніямъ Монарха, къ осуществленію поставленныхъ ей задачъ, является военный министръ. Онъ дѣйствуетъ въ этой области черезъ отдѣлы военнаго министерства и другіе подчиненные ему органы и направляетъ воен.-админист. дѣятельность къ единству, путемъ объявленія собственныхъ его приказовъ по воен. вѣд. и утверждаемыхъ имъ инструкцій относительно порядка исполненія Высочайше утвержденныхъ законоположеній (ст. 8, 10, 18, 522—525, кн. I. СВП.). Что же касается непосредственной реализаціи воен.-адм. задачъ, то она возлагается на цѣлый рядъ учрежденій и должн. лицъ воен. вѣд-ва. Иногда в. А. очень близко соприкасается съ гражданской, напр., по дѣламъ о комплектованіи арміи, объ учетѣ запасныхъ; съ другой стороны, внутри самой военной организаціи, она часто осуществляется органами командованія, сливаясь съ дѣятельностью строевой (ротные и полковые командиры и т. д.). Въ чистомъ своемъ видѣ в.-адм. дѣятельность осуществляется въ Россіи отдѣлами воен. минис-ва и органами военно-окружнаго упр-ія. — Органы в. А., образуя особую систему, подраздѣляются по пространству своего дѣйствія на центральные, дѣйствующіе на всемъ пространствѣ госуд. територіи, — къ нимъ принадлежитъ воен. министерство; мѣстные, проявляющіе свою дѣятельность въ предѣлахъ опредѣленнаго мѣстнаго раіона, — къ такимъ органамъ въ Россіи относятся органы воен.-окруж. упр-ія и нѣкоторые другіе; и войсковые, дѣйствующіе внутри войсковой организаціи (ротные, полковые командиры и др.). Центральные органы в. А., по общему правилу, сосредоточиваютъ въ себѣ лишь надзоръ за дѣятельностью подчиненной, направляя эту послѣднюю къ непосредственному осуществленію задачъ управленія и внося въ нее необходимое единство. Строй в. А. можетъ покоиться на началѣ централизаціонномъ или децентрализаціонномъ. Централизаціонная система заключается въ томъ, что всѣ существенные элементы в.-адм. власти и ея функціи сосредоточиваются исключительно въ центр. органѣ (министерствѣ); мѣстные органы, будучи лишены почти всякой иниціативы и самостоятельности, обращаются при этомъ лишь въ пассивныхъ исполнителей предначертаній центральн. учрежденія. Такая централизація в. А. господствуетъ теперь во Франціи и существовала у насъ до введенія воен.-окружн. упр-ія при Александрѣ II. При децентрализаціи мы видимъ иное. Значительная доля самостоятельной власти переходитъ здѣсь изъ центра къ мѣстн. учрежденіямъ. Эти послѣднія, внося въ управленіе элементъ иниціативы и примѣняясь къ особымъ условіямъ и потребностямъ данной мѣстности, дѣлаютъ упр-іе болѣе жизненнымъ и плодотворнымъ. Но децентрализація можетъ идти и въ другомъ направленіи, а именно путемъ разграниченія центральн. дѣятельности на нѣсколько самостоятельныхъ частей, завѣдываніе которыми поручается равнымъ по власти и независимымъ другъ отъ друга органамъ, непосредственно подчиненнымъ главѣ государства. Такая система лишена принципа необходимаго единства. Она существуетъ въ настоящее время въ Пруссіи и существовала послѣдніе годы въ Россіи (1905—1909 г.). — Таково понятіе в. А. въ широкомъ смыслѣ этого слова; къ этому понятію пріурочиваются термины: военное управленіе (Militärverwaltung), administration Militaire, régime Militaire, Heervesen, Militärwesen, Verwaltung Des Heerwesens и т. п. Иногда понятію в. А. придается совершенно неправильно болѣе узкое значеніе, когда подъ нею разумѣется лишь та воен.-администр. дѣятельность, которая непосредственно направляется на удовлетвореніе хозяйственныхъ, матеріальныхъ потребностей войска (военное хозяйство). (Тарасовъ, И. Краткій очеркъ науки администр. права, т. I, Ярославль, 1888 г. Ивановскій, В. Учебникъ админист. права. Казань, 1907. Макшеевъ. Военное хозяйство. Спб., 1904. Л. Штейнъ. Ученіе о военномъ. бытѣ, какъ часть науки о государствѣ. Спб., 1875. Добровольскій, А. Основы организаціи централ. воен. управленія. Спб., 1901. Laband. Das Staatsrecht Des Deutschen Reiches, т. II, IV. Leipzig, 1901. Meyer, G. Lehrbuch Des Deutschen Verwaltungsrechts, т. II. Leipzig, 1894. Schimd, F. Das Heeresrecht Des Österreichisch-ungarischen Monarchie. Wien, 1903).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.