- Алексеев, Павел Александрович
АЛЕКСѢЕВЪ, Павелъ Александровичъ (1836—1906 г.), выдающійся воен. педагогъ. Окончивъ въ 1858 г. блестяще Мих. Арт. Академію, А., въ силу призванія перешелъ въ в.-учеб. вѣдом. на должность репетитора по химіи и артиллеріи сначала въ Конст., а затѣмъ въ Орловскій кад. корп. Затѣмъ, желая стать поближе къ молодежи, онъ занялъ скромную должность офиц.-воспит. во 2-й С.-Петерб. в. гим. Это было знаменательное время "великихъ реформъ" Царя-Освободителя, когда просвѣщенный и гуманный гр. Д. А. Милютинъ, изъ старыхъ Николаевскихъ корпусовъ создавалъ общеобразовательныя "военныя гимназіи". Горячо любящій молодежь, искренно преданный своему святому дѣлу, разносторонне образованный, А., конечно, обратилъ на себя особое вниманіе своего ближайшаго начальства. Вскорѣ онъ б. переведенъ на должность оф.-воспит. въ Паж. Е. И. В. корп., а затѣмъ помощ. инсп. клас. въ Ник. Кав. учи-ще. Уже въ это время молодой капитанъ А. часто приглашался въ Гл. Упр. в.-у. з., въ Педагогич. Комитетъ, чтобы тамъ, среди почтенныхъ педагоговъ, сказать свое, хотя и юное, но вѣское слово… Затѣмъ А. б. сдѣланъ инспекторомъ клас. Паж. к-са и привелъ учебную часть этого заведенія въ блестящее состояніе. Не менѣе выдающимся педагогомъ оказался А. и на слѣдующемъ своемъ посту директора Влад.-Кіевск. к. к-са, которымъ управлялъ почти 20 лѣтъ. Во время управленія этимъ "пятисотеннымъ" интернатомъ А., можно сказать, жилъ лишь корпусомъ и отдавалъ ему все свое время. Своихъ воспитанниковъ онъ наблюдалъ на урокахъ, за занятіями, въ свободное время, на прогулкахъ, за играми. Онъ зналъ каждаго не только по фамиліи, но и съ его нравственной стороны; зналъ успѣхи въ наукахъ и поведеніе, черты характера и достоинства. Оттого и бесѣды его съ кадетами производили на нихъ впечатлѣніе не общихъ разсужденій на моральныя темы, а заботливаго и участливаго обращенія лица къ лицу. Директоръ онъ былъ строгій, не въ смыслѣ изобрѣтательности карательныхъ мѣръ, а по нравственной щепетильности, не допускающей компромиссовъ съ совѣстью ради личныхъ интересовъ. При этомъ онъ былъ строгъ не только къ кадетамъ и сослуживцамъ, но и къ самому себѣ. Помня хорошо свое дѣтство и свою юность, протекшія въ суровомъ режимѣ старыхъ кад. к-совъ, А. вполнѣ понималъ, что значитъ выраженіе: "недостатки, свойственные возрасту", зналъ, чего можно отъ молодежи требовать и чего нельзя. Онъ не каралъ за ошибки и заблужденія, за проявленіе вѣтренности и неустойчивости характера и т. п., а своими требованіями, совѣтами и напоминаніями помогалъ юношамъ расти духовно, крѣпнуть, входить въ разумъ, вырабатывать свою волю. И кадеты высоко цѣнили его доброжелательность и справедливость, его любовь къ правдѣ и строгость къ самому себѣ, и безбоязненно объяснялись съ нимъ, если имъ казалось, что онъ погорячился и неправильно обвинилъ кого-либо въ проступкѣ. Онъ допускалъ такія обращенія къ нему обиженныхъ имъ, и бывали случаи, когда А. открыто и прямодушно, при товарищахъ обиженнаго, сознавалъ свою ошибку. Когда въ 80 гг. XIX в. состоялось преобразованіе военныхъ гимназій въ кад. к-са, то А., принципіально не сочувствуя этой контръ-реформѣ, былъ очень озабоченъ, чтобы она не заглушила того хорошаго, что далъ строй военныхъ гимназій, и прежде всего, чтобы забота о показной, смотровой сторонѣ дѣла не отодвинула на задній планъ учебно-воспитательную работу, и чтобы вновь созданные ротные командиры не убили самодѣятельности воспитателей. Въ комитетахъ онъ широко допускалъ свободу сужденій, не боясь противорѣчія своимъ взглядамъ и цѣнилъ въ воспитателѣ выработанность его убѣждений, хотя бы они и шли въ разрѣзъ съ его собственными. А. нерѣдко вспоминалъ, что ему часто приходилось встрѣчать въ комитетѣ сильную оппозицію въ лицѣ теперь уже тоже покойнаго ротнаго командира Кіев. корп. Матковскаго, къ которому самъ А. относился съ глубокимъ уваженіемъ, очень цѣня его работу. М. командовалъ 1-й ротой, и строевое обученіе было поставлено имъ такъ, что М. И. Драгомировъ, послѣ смотровъ, неоднократно выражалъ ему полное свое удовольствіе и даже предлагалъ перейти въ строй, отъ чего М. отказался. Послѣ смотра, произведеннаго другимъ лицомъ, А. пришлось услышать совѣтъ передать строевую роту другому лицу, т. к., хотя рота и обучена правильно, но не достаетъ строевого щегольства. Этотъ совѣтъ, преподанный А., далъ ему поводъ твердо высказаться, что онъ ради щегольства фронтомъ никогда не пожертвуетъ вліяніемъ ротнаго командира на кадетъ старшей роты, которымъ въ высокой степени обладалъ М. Въ этомъ отвѣтѣ высказался взглядъ А. на важность, какую онъ признавалъ за авторитетомъ наставника и воспитателя въ глазахъ юношей, и особенно того возраста, когда силы ихъ бродятъ и ищутъ рѣшенія "проклятыхъ вопросовъ". Оставлять ихъ въ это время безъ руководства разумныхъ и просвѣщенныхъ людей было бы крупною и безсердечною ошибкою. М. былъ такимъ человѣкомъ и А. цѣнилъ и уважалъ его, несмотря на несогласіе съ нимъ по нѣкоторымъ вопросамъ. Въ 1897 г. А., произведенный въ ген.-лейт., былъ назначенъ состоять для особыхъ порученій при Гл. Упр-ніи в.-у. з. Здѣсь, благодаря огромному опыту и превосходной эрудиціи, А. явился однимъ изъ полезнѣйшихъ сотрудниковъ въ дѣлѣ надежной постановки учебно-воспитательной части во всѣхъ кад. корпусахъ. Отчеты А. о постоянныхъ посѣщеніяхъ имъ кад. к-совъ всегда содержали въ себѣ массу цѣнныхъ и поучительныхъ замѣчаній. При его ближайшемъ участіи былъ выработанъ проектъ новой учебной программы курса кад. к-совъ (1903 г.), примѣняемый въ настоящее время, въ видѣ опыта, въ пяти кад. к-сахъ. Не мало полезнаго сдѣлалъ А. для нашихъ воен.-уч. заведеній, засѣдая постоянно въ Педаг. Комитетѣ Гл. Упр. в.-у. з., а его соображенія объ отмѣнѣ экзаменовъ заслуживаютъ полнаго вниманія всѣхъ тѣхъ, кто дѣйствительно интересуется дѣломъ воспитанія и обученія нашей военной молодежи. Въ послѣднее время А. состоялъ еще членомъ конференціи "Педагогическихъ курсовъ", организованныхъ для подготовки воспитателей и преподавателей для воен.-уч. вѣдомства. Тотъ авторитетъ, который А. имѣлъ въ глазахъ слушателей курсовъ, ярко сказался въ адресѣ, поднесенномъ ему слушателями выпуска 1906 г., по поводу выхода его въ отставку. "Практическій здравый смыслъ и многолѣтній педагогическій опытъ, — говорится въ адресѣ, — соединялись въ васъ съ рѣдкой прямотой, отзывчивостью и широтою педагогическихъ взглядовъ. Когда на нашихъ педагогическихъ конференціяхъ вы дѣлились съ нами своими взглядами и плодами своего обширнаго опыта, мы съ глубокимъ вниманіемъ и интересомъ прислушивались къ каждому вашему слову. Отъ вашихъ словъ вѣяло на насъ задушевною теплотою, безпредѣльною искренностью и любовью къ святому дѣлу воспитанія. Вы всегда отстаивали высокіе педагогическіе принципы: развитіе самодѣятельности и воли воспитанниковъ, гуманное отношеніе къ дѣтямъ и уваженіе къ индивидуальности. Вы всегда ставили цѣлью воспитанія формированіе человѣка, въ лучшемъ смыслѣ этого слова, и справедливо отрицали всякія увлеченія профессіональными цѣлями въ средней школѣ. Съ мужественной откровенностью и съ простотою истинно-благородной личности вы не стѣснялись признавать ошибки, сдѣланныя вами за время вашей педагогической практики, — ошибки, отъ которыхъ не свободна ни одна практическая дѣятельность. Вы откровенно указывали на недостатки современной нашей школы и искренно скорбѣли объ этихъ недостаткахъ и о всѣхъ уклоненіяхъ отъ правильнаго пути дѣла воспитанія"… Эти слова вполнѣ дорисовываютъ симпатичный образъ А. Щедрой рукой въ теченіе многихъ лѣтъ сѣялъ онъ "разумное, доброе, вѣчное", и "сердечное спасибо" скажетъ ему тотъ, кто его близко зналъ, кто у него учился, кто служилъ подъ его начальствомъ. Некрологи ("Русская Школа", окт. 1906 года; "Русскій Инвалидъ", № 163, 1906 года; "Воен. Голосъ", № 164, 1906 года; "С.-Петерб. Вѣдомости", № 183, 1906 г.). "Памяти П. А. Алексѣева" — А. Н. Острогорскаго ("Педаг. Сборн.", сент., 1906 г.); Памяти П. А. Ал-ва. Оптимистъ "Воен. Гол." 1906 г., № 163. "Изъ воспоминаній воспитанника Владимирской Кіев. воен. гимназіи" — Н. Зотова. ("Педаг. Сборн.", іюнь, 1907 г.); "Историч. очеркъ Вл.-Кіев. кад. корпуса", Кіевъ, 1908 г. стр. 74—93. Приказъ по воен. уч. завед. отъ 10 іюля 1906 г. № 81. "Педаг. Сборн.", окт., 1906 г., стр. 77).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.