- Алюминий
АЛЮМИНІЙ (Al) завоевываетъ все большее примѣненіе не только въ общей, но особенно въ воен. техникѣ, благодаря своимъ во многихъ отношеніяхъ особен. качествамъ, изъ которыхъ здѣсь указываются только главныя въ связи съ примѣненіемъ Al преимуществ. въ воен. дѣлѣ. Это — блестящій металлъ оловяннобѣлаго цвѣта, иногда съ синеват. оттѣнкомъ; онъ въ 3 раза легче мѣди (уд. в. Al — 2,56 до 2,67), мягче послѣдней, но тверже олова; температура плавленія 625°—653°. Хорошо отливается, легко куется въ холод. и горяч. состояніи, прокатывается въ листы, тянется въ проволоку, штампуется и легко обрабатывается рѣзцомъ. На воздухѣ Al лишь слегка тускнѣетъ. Растворяется въ соляной и сѣрной кислотахъ и въ ѣдкихъ щелочахъ съ выдѣленіемъ водорода. Вода и пищевыя кислоты на чистый Al не дѣйствуютъ даже при кипяченіи, но при содержаніи въ немъ незначительнаго количества нѣкоторыхъ примѣсей (желѣзо, натрій, кремній), онъ уже замѣтно разъѣдается горячей водой. Хотя по прочности Al немного слабѣе мѣди, но его чрезвычайная легкость, съ удешевленіемъ способовъ добыванія, открываетъ ему все расширяющуюся область примѣненія даже въ отвѣтствен. конструкціяхъ (судостроеніе, воздухоплав., артил. дѣло). Значительное количество Al потребляется литейн. заводами въ видѣ прибавки къ сплавамъ для полученія чистыхъ отливокъ. Затѣмъ, изъ него изготовляется домашн. и походн. посуда. Въ 1897 г. у насъ былъ введенъ для войскъ алюмин. поход. котелокъ, вѣсъ котораго при емкости 1¾ кружки былъ всего ¾ фун. (вмѣсто почти 2-фун. мѣднаго). Однако, вслѣдствіе разъѣданія матеріала недостаточной чистоты при варкѣ пищи, Al котелки были въ 1909 г. замѣнены бронзовыми, а въ снаряженіи войскъ изъ Al оставлены водонос. фляги и чарки. За границей изъ Al изготовляются корпуса шлюпокъ, рѣчныхъ судовъ, понтоновъ, патронныя гильзы, кивера, каски и т. п. Полученіе въ настоящее время болѣе чистаго Al даетъ возможность опять вернуться къ котелкамъ изъ Al для варки пищи. Значительн. электропроводимость обусловила распространеніе проводовъ изъ Al въ телефоніи и для искрового телеграфа. Съ 1901 г. Спб. трубочный заводъ изготовляетъ алюминіевыя трубки двойного дѣйствія. Развитіе воздухоплаванія открываетъ новую область примѣненія Al. Въ дирижабляхъ жесткой системы (типа Цеппелина) Al является основнымъ матеріаломъ (каркасъ, части гондолы). Въ аэропланахъ всѣ соединительныя тяги укрѣпляются въ алюминіевыхъ обоймахъ. Въ воздухоплаваніи пользуются Al также для полученія водорода, растворяя Al въ ѣдкомъ натрѣ; способъ этотъ дорогъ, но преимущество его — небольшой вѣсъ матеріаловъ; примѣнялся во время русско-японской войны. Алюминіевая бронза — сплавъ мѣди съ 5%—10% Al, золотистаго цвѣта, не измѣняющійся на воздухѣ, ковкій, по прочности близкій къ стали: сопротивленіе разрыву — 40—60 кгр. на кв. мм., относит. удлиненіе — 5%—25%; употребляется для небольшихъ гребныхъ винтовъ, частей насосовъ, вентиляторовъ, проволочныхъ канатовъ, листовъ для обшивки судовъ, для минъ Уайтхеда, физическихъ приборовъ, украшеній; дѣлались изъ него также пушки и ружейные стволы. Въ нов. время Al въ прессованномъ видѣ вводится въ ракеты и друг. снаряды въ цѣляхъ освѣщенія мѣстности при ночной стрѣльбѣ. Въ 1907 г. при Гл. Арт. Упр. образована междувѣдомственная комиссія подъ предсѣдательствомъ г.-л. Г. А. Забудскаго для обсужденія вопроса о добываніи Al изъ встрѣчающихся въ Россіи минераловъ, въ цѣляхъ обезпеченія имъ артил. и инжен. вѣдомствъ. Комиссія опредѣлила годовую потребность въ Al для воен. вѣдомства въ 20.000 пуд. (8 т. для трубочнаго завода, 9 т. для цѣлей воздухоплаванія и 3 т. для казен. металлургич. заводовъ). Спеціальными изслѣдованіями выяснено, что изъ минераловъ, пригод. для полученія Al, заслуживаютъ вниманія залежи корундъ-содержащихъ породъ бразовита и саймонита на Уралѣ въ Кыштымскомъ округѣ по р. Течѣ; приблизит. запасъ породы здѣсь ок. 700.000 пуд. Кромѣ того, производится изслѣдованіе мѣсторожденій боксита въ Крыму и на Таманскомъ полуостровѣ, открытыхъ недавно проф. Вернадскимъ.
Въ военномъ судостроеніи Al, несмотря на многія его положительныя качества, особаго распространенія не получилъ. Причиной этому является, главн. обр., его вредное вліяніе на сплавы въ смыслѣ уменьшенія крѣпости и долговѣчности послѣднихъ. Несмотря на то, что удѣльный вѣсъ Al исключительно малъ, и что онъ хорошо противостоитъ дѣйствію воздуха, имъ нельзя замѣнить ни сталь, ни мѣдь, вслѣдствіе его неустойчивости по отношенію къ соляной кислотѣ и щелочамъ, встрѣчающимся въ морской водѣ. Единственная пока отрасль въ воен. судостроеніи, которую отвоевалъ себѣ алюминій — это электрическая арматура, металлическія украшенія и нѣкоторыя второстепенныя части снабженія корабля, какъ, напр., судовая посуда; здѣсь его легкость, сравнительная дешевизна и свойство не утрачивать своего блеска и цвѣта на воздухѣ обезпечиваютъ ему преимущество передъ другими металлами. Есть также попытки замѣнить фундаментныя рамы нѣкоторыхъ вспомогательныхъ механизмовъ аллюминіевыми, въ интересахъ легкости, но дальше единичныхъ опытовъ дѣло пока не пошло.
(Жуковъ. Алюминій и его металлургія, 1893 г.; Г. А. Забудскій. Объ алюмин. производствѣ въ Америкѣ и Европѣ, 1894 г.; Л. Любавинъ. Техническая химія, т. II, 1899 г.; Тумскій. Алюминій и сплавы съ нимъ, 1894 г.; R. Pitoval. Mem. et travaux de la Société des Ing. Civ. de France, 1909, № 11; Wickersheimer. L’aluminium, 1890; A. Minet. Die Gewisnung des Aluminiums, 1902; The Iron mongers Chronicle and The Hardvareman, 1908, стр. 20—24).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.