Аму-Дарьинская флотилия


Аму-Дарьинская флотилия

АМУ-ДАРЬИНСКАЯ ФЛОТИЛІЯ. Въ 1885 г. Закаспійскую военную ж. д. было рѣшено продолжить отъ Каахка до пересѣченія съ Аму-Дарьей, у Чарджуя, а затѣмъ до Самарканда. Т. обр., первостепенная по значенію и размѣрамъ рѣка Средн. Азіи, являющаяся въ верхней ея половинѣ границей нашей съ Афганистаномъ, включалась въ область вліянія ж. д. Вслѣдствіе этого, тогда же рѣшено было завести на А.-Д., не имѣвшей парового судоходства, казенную паровую флотилію для сообщенія нашихъ гарнизоновъ въ Петро-Александровскѣ и въ верхнемъ теченіи рѣки (Керки и Термезѣ) съ ж. д. линіей, для подвоза въ военное время войскъ къ верховьямъ рѣки, а въ мирное время — мѣстныхъ грузовъ къ ж. д. и для ознаменованія фактическаго обладанія нами А.-Д. Такое военное, коммерческое и политическое значеніе эта флотилія сохранила и до настоящаго времени, будучи единственнымъ на А.-Д. судоходнымъ паровымъ предпріятіемъ. Въ 1886 г. были заказаны буксиро-пассажирскіе пароходы "Царь" и "Царица", каждый въ 530 силъ, 149 ф. длины и 23 ф. ширины, съ 3 ф. осадкой, и баржи "Петербургъ" и, "Москва", каждая въ 10.000 пуд. подъемной силы. Въ 1888 г. эти пароходы начали плаваніе отъ Петро-Александровска до Керки. Такъ какъ этими судами назначеніе флотиліи полностью не осуществлялось, то ея пловучія средства были постепенно усилены четырьмя новыми буксиро-пассажирскими пароходами: "Цесаревичъ Алексѣй", "Великій Князь", "Великая Княжна Ольга" и "Императоръ Николай II", двумя паровыми катерами, паровымъ барказомъ, 8 баржами и двумя желѣзными каюками. Всѣ эти суда спущены на воду въ періодъ 1895—1901 гг. Кромѣ того, были переданы 3 баржи изъ упраздненной Аральской флотиліи. При постройкѣ новыхъ судовъ старались воспользоваться опытомъ плаванія предыдущихъ, что выразилось, гл. обр., въ уменьшеніи размѣровъ и осадки (до 2 ф.) пароходовъ и въ уменьшеніи грузоподъемности баржъ. Однако, всѣ вообще судовыя средства флотиліи являются опытными и плохо приспособлены къ условіямъ плаванія по А.-Д., съ ея стремительнымъ теченіемъ, ежедневно мѣняющимся узкимъ и извилистымъ фарватеромъ, частыми и мелкими перекатами, періодическими колебаніями уровня и водой, представляющей собой жидкую грязь, негодную для питанія котловъ изъ-за борта. Топливомъ пароходовъ флотиліи служитъ нефть. Типъ наилучшаго парохода для А.-Д. не установленъ до настоящаго времени, несмотря на 25-лѣтній опытъ плаванія А.-Д. флотиліи. Буксирное пароходство на рѣкѣ мало пригодно, вслѣдствіе быстроты теченія. Флотилія имѣетъ собственныя мастерскія, достаточныя для производства капитальнаго ремонта судовъ, стапеля и собственныя нефтехранилища. Она поддерживаетъ срочные рейсы: пассажирскіе (почтовые) и грузовые на участкѣ Чарджуй-Петро-Александровскъ (410 верстъ) однимъ пароходомъ и на участкѣ Чарджуй-Керки-Келифъ-Термезъ (433 вер.) пятью пароходами. Продолжительность навигаціи на нижнемъ плесѣ 8½ мѣсяцевъ (съ 1 марта до половины ноября), на верхнемъ плесѣ 10 мѣсяцевъ (кромѣ декабря и ноября). Продолжительность буксирнаго рейса по расписанію отъ Чарджуя до Термеза 10 дней и обратно 6 дней; отъ Чарджуя до Петро-Александровска 5 дней и обратно 7 дней. Отдѣльные пароходы флотиліи ходили черезъ Аральское море въ Сыръ-Дарью и вверхъ по рѣкѣ до Сарая. Пристаней постоянныхъ нѣтъ и вслѣдствіе постоянныхъ и быстрыхъ измѣненій очертанія береговъ онѣ не примѣнимы. Для питанія пароходовъ нефтью на пути устроены пловучія нефтехранилища. За 4-лѣтіе 1905—1908 гг. въ среднемъ ежегодно дѣлалось 77 рейсовъ, и перевозилось 17 тыс. пассажировъ и 530 тыс. пуд. казеннаго и частнаго груза. Общая грузоподъемность флотиліи: 125 пассажировъ I класса, 3650 — III класса, 43 тыс. пудовъ полезнаго груза. По своему внутреннему устройству А.-Д. флотилія является воинской частью вспомогательнаго назначенія, во главѣ которой находится начальникъ флотиліи съ правами командира полка. При образованіи флотиліи ея личный составъ пополнялся моряками, но съ 1894 года она комплектуется нижними чинами и офицерами сухопутныхъ войскъ; офицеры (командиры пароходовъ и ихъ помощники) выбираются, преимущественно, изъ числа окончившихъ мореходные классы. Дѣятельность флотиліи опреділяется изданными въ 1894 г. "Положеніемъ" и въ 1896 г. "Уставомъ А. Ф." Управленіе флотиліи и ея портовыя учрежденія находятся въ Чарджуѣ.


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Смотреть что такое "Аму-Дарьинская флотилия" в других словарях:

  • АМУ-ДАРЬИНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ — 1) Флотилия, созданная в 1888 на р. Аму Дарье для снабжения рус. гарнизонов и различных перевозок в связи со строительством Закаспийской воен. ж. д. до Чарджуя и Самарканда. Базировалась на Чарджуй. В нач. 20 в. имела 9 пароходов, паровые катера… …   Советская историческая энциклопедия

  • Бухара ханство в Средней Азии — или Бохара среднеазиатское ханство, расположенное главным образом в бассейне реки Аму Дарьи, между Закаспийской областью, Туркестаном и Афганистаном, и находящееся под покровительством России. Владения Б. ограничиваются на севере Россией… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бухара, ханство в Средней Азии — или Бохара среднеазиатское ханство, расположенное главным образом в бассейне реки Аму Дарьи, между Закаспийской областью, Туркестаном и Афганистаном, и находящееся под покровительством России. Владения Б. ограничиваются на севере Россией… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бухарское ханство — узб. Buxoro xonligi независимое ханство ← …   Википедия

  • Отдельный корпус пограничной стражи — (окПС) Отдельный корпус пограничной стражи Его Императорского Величества Годы существования …   Википедия