- Бронза в судостроении
БРОНЗА ВЪ СУДОСТРОЕНІИ. Въ военно-морскомъ судостроеніи и особенно машиностроеніи Б., т.-е. сплавъ мѣди съ оловомъ, цинкомъ и другими примѣсями имѣетъ громадное примѣненіе, — гораздо больше, чѣмъ въ другихъ сооруженіяхъ. Это находитъ себѣ объясненіе въ слѣдующихъ отличит. качествахъ Б., цѣнныхъ для воен. флота: Б. хорошо льется, вполнѣ замѣняя чугунъ; но при этомъ лучше противостоитъ дѣйствію морской воды и атмосф. вліяніямъ. Хотя Б. гораздо дороже, чѣмъ чугунъ, но крѣпость ея знач-но выше, что позволяетъ дѣлать отливки болѣе легкими. Послѣднее качество особенно важно для судостроенія, гдѣ каждый пудъ на учетѣ. Нѣк-рые сорта Б. хорошо куются, прокатываются и тянутся, что даетъ возможность во многихъ случаяхъ замѣнить ими желѣзо, легко подвергающееся ржавленію. Б. хорошо полируется, почему ее примѣняютъ тамъ, гдѣ желательно имѣть болѣе красивый и изящный видъ. Это свойство ея въ связи съ вышеуказанными, а также сопр-леніе обрастанію морскими молюсками, даетъ ей примѣненіе для обшивки подводной части кораблей. Гладкая полированная бронзовая или мѣдиая подводная часть уменьшаетъ треніе корпуса судна о воду, увеличивая ск-сть хода. Наконецъ антимагнитныя свойства сплавовъ мѣди сдѣлали ее незамѣнимымъ матеріаломъ въ штурманскомъ дѣлѣ. Всѣ станины приборовъ, различные приводы и находящіеся вблизи помѣщенія компасовъ части корпуса выдѣлываются изъ Б. Въ воен.-морск. дѣлѣ примѣняются, гл. обр., 2 сплава мѣди: пушечный металлъ (англ. gun metal) и морская латунь (англ. naval brass); но въ области морск. машиностроенія необходимость заставила отыскать другіе спеціальные сплавы (фосфористая и марганцовистыя Б. вообще, Б. Стона, Парсона и Рюббеля въ частности). Всѣ эти спец. сплавы преслѣдуютъ, гл. обр., повышеніе крѣпости Б. безъ уменьшенія ея преимуществъ, что позволяетъ примѣнять ихъ для гребныхъ винтовъ, давая возможность уменьшить вѣсъ винта и толщину его лопастей для повышенія коэф-та полезн. дѣйствія. Пушечный металлъ. Составъ: 87—88% мѣди, 8—10% олова, 2—5% цин-ка. Уд. вѣсъ 8,56—8,66. Сопр-леніе разрыву 14—16 тн. на кв. дм. Находитъ примѣненіе, гл. обр., въ видѣ отливокъ. Изъ него приготовляютъ всю мелкую арматуру механизмовъ и котловъ и вообще всѣ литыя части механизмовъ и трубопроводовъ, имѣющихъ соприкасаніе съ морск. водой. Не такъ еще давно изъ пуш. металла отливали штевни большихъ судовъ; теперь ихъ дѣлаютъ литыми стальными. Вообще пуш. металломъ пользуются во всѣхъ случаяхъ, гдѣ желаютъ получить тонкую, легкую, но прочную отливку. Морская латунь. Составъ: 62% мѣди, 37% цинка и 1% олова. Уд. вѣсъ ок. 8,2. Сопр-леніе разрыву: литая — 13 тн. на кв. дм., прокатная, тянутая, кованная — 22 тн. на кв. дм. и выше. Сплавъ дешевый (мало олова), но зато въ литомъ видѣ менѣе прочный и долговѣчный, почему изъ него отливаютъ лишь неотвѣтственныя мелкія части; гл. же обр. морская латунь примѣняется въ тянутомъ и вальцован. видѣ. Изъ нея изготовляютъ разл. размѣра болты и гайки, штоки клапановъ и кингстоновъ и т. п. части. Въ видѣ вальцован. листовъ ее примѣняютъ для изготовленія досокъ для холодильниковъ, масляныхъ цистернъ, поддоновъ и т. п. деталей. Трубки тянутой морской латуни составляютъ охлаждающую пов-сть холодильниковъ. Послѣднее время сплавъ состава морск. латуни нашелъ примѣненіе въ изготовленіи лопатокъ для паровыхъ турбинъ, а также въ видѣ проволоки и полосъ различнаго поперечнаго сѣченія, для многихъ частей турбинъ и др. механизмовъ. Фосфористая Б. Составъ сплава соотвѣтствуетъ пушечному металлу, т.-е. оловянный, но съ примѣсью неб. доли фосфора. Сопр-леніе разрыву 17—22 тн. на кв. дм. Особенность металла — высокій предѣлъ упругости, близкій къ предѣлу прочности. Хорошо прокатывается. Идетъ на изготовленіе подшипниковъ, трущихся частей, пластинчатыхъ клапановъ, червячныхъ колесъ, а также гребн. винтовъ. Марганцовистая Б. она же Б. Парсона и Стона, представляетъ цинковую Б., улучшенную примѣсью ферромарганца. Сопр-леніе разрыву 24—32 тн. на кв. дм. Марганцовистыя Б. отличаются высокой крѣпостью, хорошо куются, тянутся, вальцуются. Примѣняются тамъ же, гдѣ и фосфористая Б. Наконецъ, послѣднее время въ Германіи и у насъ, въ Россіи, получила распространеніе Б. Рюббеля, к-рую слѣдуетъ отнести къ разряду спеціальныхъ Б. высокаго сопр-ленія. Сплавъ цинковый, потому дешевый, но съ прибавкой спец. лигатуры, составъ к-рой — секретъ изобрѣтателя. Она хорошо льется, куется, вальцуется; хорошо противостоитъ дѣйствію морск. воды и вліянію высокой темп-ры. Съ прибавленіемъ лигатуры легко измѣняются свойства этого металла, что открываетъ ему широкое будущее. Сопр-леніе на разрывъ отъ 27 тн. на кв. дм. для литой Б. доходитъ до 38—40 тн. на кв. дм. для тянутой, что уже соотвѣтствуетъ самой лучшей кованной стали. Интересная подробность: составъ этого сплава б. найденъ не случайнымъ опытнымъ подборомъ металловъ, а на основаніи теоретич. изслѣдованій съ помощью микрофотограф. діаграммъ. Изъ Б. Рюббеля изготовлены гребные винты для первыхъ рус. дредноутовъ: Севастополя, Петропавловска, Гангута и Полтавы. (А. Е. Ситонъ, Руководство по проект-нію суд. машинъ и котловъ; А. Ледебуръ, Механич. технологія металловъ; Его-же, Сплавы; А. Гавриленко, Технологія металловъ).
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.