- Донка питательная судовая
ДОНКА ПИТАТЕЛЬНАЯ СУДОВАЯ, служитъ для снабженія паров. котловъ водой и является весьма важн. вспомогат. механизмомъ. Неправильное питаніе котловъ м. б. причиной больш. несчастій; поэтому подачу воды обезпечиваютъ обык-но 2-мя Д. въ каждой кочегарка расчитывая мощность ихъ такъ, чтобы каждая Д. давала воды въ 11/2 раза больше, чѣмъ требуется для полн. работы котла. Паръ для работы Д. берется какъ отъ глав. паров. трубъ, такъ и отъ вспомогательныхъ. Каждая Д. соединяется съ пар. котлами своей магистралью, и обѣ магистрали обык-но сообщаются между собой. Обычно Д. принимаютъ воду, конденсируемую изъ охлажден. пара въ холодил-кахъ, откуда она перекачивается воздуш. насосами въ машин. питат. цистерны; но, кромѣ этихъ цистернъ, каждая питат. Д. имѣетъ сообщеніе съ хранилищами запас. прѣсной воды на случай пополненія убыли питат. воды, обусловливаемой разл. потерями въ механизмахъ и трубопроводахъ. На судахъ старой постройки дѣлали еще сообщеніе питат. Д. для экстрен. случаевъ съ забортной водой; но съ введеніемъ въ воен. флотахъ водотруб. котловъ такое соединеніе признано недопустимымъ, т. к. было много случаевъ засоленія котловъ и трубопроводовъ, ведущаго за собой круп. аваріи. На стар. воен. судахъ питат. Д. нерѣдко связывались съ глав. машиной, работая отъ одного изъ штоковъ поршней. Въ наст. время такое соединеніе практикуется лишь на тихоход. коммерч. судахъ. Наиб. распространены въ воен. флотахъ Д. системъ Бира, Блэка, Бельвиля и Вортингтона, к-рыя всѣ встрѣчаются и на рус. судахъ. У насъ отдаютъ предпочтеніе Д. Бира. Вертикал. типъ питат. Д. встрѣчается гораздо чаще горизонтальнаго. Глав. требованіями отъ питат. Д. являются: 1) тихоходность, дабы обезпечить быстрое увеличеніе производ-ности въ случаѣ нужды; 2) плавность работы и 3) надежность дѣйствія. Число ходовъ поршня въ мин. требуется обык-но не свыше 15—20, подъемъ клапановъ дѣлается незнач-нымъ, число ихъ увеличивается, дабы имѣть достаточ. проходъ для воды. Въ водян. цил-рѣ дѣлаютъ вставную рубашку для возм-сти ея замѣны и достиженія плотности отливки. Нѣк-рыя фирмы, напр., "Виръ", изготовляютъ эту рубашку спец. патентованнымъ способомъ. Новѣйшая практика производства питат. Д. требуетъ, чтобы набивка водян. поршня дѣлалась изъ эбонитов. колецъ высш. качества, пар. поршни — стальные, кованные; точная калибровка всего золотников. устройства является больн. мѣстомъ этихъ помпъ. Какъ пріемные, такъ и отливные отростки Д. снабжаются воздуш. колпаками для смягченія ударовъ клапановъ и достиженія плавности работы. Водян. цил-ры и всѣ вообще части, соприкасающіяся съ водой, дѣлаются изъ пушеч. металла или спец. бронзы. Конструкція всѣхъ типовъ соврем. Д. въ общихъ чертахъ весьма схожа, за исключ. системы Вортингтона, к-рая имѣетъ 2 спаренныхъ паровыхъ и 2 водян. цилиндра. Работая всегда въ атмосферѣ, насыщенной угол. пылью, Д. быстро изнашиваются, требуютъ внимат. ухода и част. ремонта.
Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915.