Броня судовая

Броня судовая

БРОНЯ СУДОВАЯ, какъ защита отъ огнестр. снарядовъ, была впервые примѣнена въ 1782 г. при осадѣ Гибралтара испанцами, к-рые обшивали крыши и борта плавучихъ б-рей жел. брусьями. Въ 1812 г. американецъ Стивенсъ предложилъ систематическую защиту судовъ толстыми жел. листами, а въ 1812 г. франц. инж. Пексанъ указалъ на Б., какъ на средство огражденія судовъ отъ большой разрушит. силы изобрѣтенныхъ имъ же бомбъ. (См. Броненосн. флотъ) Так. образ., Б. стали примѣнять на воен. судахъ, и толщина ея увеличивалась по мѣрѣ усиленія арт-ріи. Усиленіе Б. потребовало увеличенія размѣровъ судовъ; вѣсъ Б. доходилъ на франц. бр-цахъ Indomptable и Formidable до 50—55% водоизм. и потому техника начала прилагать усилія къ тому, чтобы увеличить сопр-леніе Б. при томъ же вѣсѣ. Явились новые способы ея приготовленія. Такъ до 80-хъ годовъ прошл. стол. Б. дѣлалась слоистая и толщина ея дошла до 24 дм. на англ. бр-цѣ Inflexible; впослѣдствіи было выяснено, что сопр-леніе Б. знач-но возрастаетъ, если снарядъ деформируется при самомъ прикосновеніи и дальнѣйшее ея разрушеніе производитъ въ деформированномъ видѣ. Тогда начали дѣлать Б. неоднородной: наружный слой твердымъ для разбиванія снаряда, а внутренній — мягкимъ и вязкимъ для задержанія его. Такъ была устроена англ. Вильсономъ въ 1880 г. Б. сталежелѣзная (compound), въ которой внутр. слой былъ желѣзный, а наружный — стальной, толщ. около 1/3 всей плиты. Опыты показали, что сопр-леніе такой Б. возрастаетъ на 30%. Впослѣдствіи въ Англіи и Америкѣ Тресидеръ изготовлялъ Б. изъ стали, закаливая наружный ея слой. Гарвей (Harvey) предложилъ обуглероживать наружную поверхность плиты, т.-е. дѣлать ее болѣе жесткой стали, между тѣмъ какъ внутр. часть металла остается мягкой. Такой процессъ названъ цементаціей и впервые б. примѣненъ на заводахъ Карнеги и Виѳлеемскомъ въ Сѣв. Америкѣ и на Обуховскомъ и Ижорскомъ въ Россіи. Въ 1894 г. Круппъ въ Германіи, изготовляя сталеникк. плиты, цементовалъ ихъ своимъ способомъ (точно опред. темп-ра цементаціи, наблюдаемая при помощи электр. термометровъ). Успѣхъ б. блестящій. Сопр-леніе Гарвеевскихъ плитъ возрастало въ 1,8 раза больше обыкновенныхъ желѣзныхъ, а Крупповскихъ — въ 2,2 раза. Этотъ способъ б. купленъ всѣми прав-ствами Европы и у насъ б. поставленъ на Ижорскомъ заводѣ въ 1898 г. До сихъ поръ при постройкѣ воен. судовъ Б. для нихъ изготовляется по Крупповскому способу и наз. круппированной. (Подробности изготовленія брони см. Бронебашенныя установки). — Сопр-леніе Б. измѣряется той ея толщиной, к-рая противостоитъ снаряду дан. клб. при извѣстной его ск-сти въ моментъ удара, считая, что ударъ происходитъ нормально къ пов-сти Б. Зависимость между ж. силой снаряда и толщ. Б., пробиваемой имъ при извѣстной ск-сти, выражается рядомъ формулъ. Всѣ онѣ выводятся теоретически, но числ. величины коэф-товъ и показателей опредѣляются эмпирически. Формулы, показывающія сопротивленіе Б., можно раздѣлить на 3 класса:

I классъ. Формулы, принимающія сопротивленіе Б. пробиванію пропорціональнымъ длинѣ окружности поперечнаго сѣченія снаряда.

Если принять: E — полная ж. сила снаряда, ε — ж. сила снар. на ед. площ. его попер. сѣченія, p — вѣсъ его, и v — ск-сть при ударѣ, g — ускореніе силы тяжести, d — клб. снаряда, E — толщ. брони, пробиваемой снарядомъ и k — эмпирическій коэф-тъ, — то всѣ эти формулы можно представить въ видѣ:

или

Нобль даетъ:

при чемъ для рус. мѣръ (дм.) k = 1,3878 при полушар. формѣ головы снар. и k = 1,2508 при острой.

Ген.-л. Маевскій даетъ формулу:

ε = 2,3362 e1,6 для E < 10 дм.,

ε = 0,93134 e2" E < 10 дм.,

откуда

II классъ. Формулы, принимающія сопротивленіе брони пробиванію пропорціональнымъ площади поперечнаго сѣченія снаряда, т.-е.

или

Изъ этихъ формулъ извѣстны формулы Мартина де-Бреттъ

и формула Круппа

гдѣ ε кгр.-метры на кв. сж., p — кгр., v — метры въ сек., d и E — снт. Формулы эти примѣняются для желѣзной Б.

III классъ. Чисто эмпирическія формулы:

Гаврская

pv2 = 9,0144 d1,5 e1,3,

гдѣ v, d и E въ мтр., а p — въ кгр.

У насъ примѣняется формула Жакобъ де-Мара (Jacob de-Marre)

гдѣ v въ фт., E въ дм., p въ рус. фн., а x принимается: для желѣзной Б. — 2.95408, для стальной — 3.03181, для сталеникк. — 3.05300, для гарвеир. — 3.07408, для круппиров. — 3.16947. Эта формула на морск. полигонѣ нѣск. видоизмѣняется въ зав-сти отъ клб. снаряда. Для практич. опредѣленія, какой толщины Б. м. пробить снарядъ извѣстнаго вѣса и клб. при заданной ск-сти удара, полк. И. А. Шульцемъ составлены графич. таблицы по формулѣ Жакобъ де-Мара, к-рая приведена для удобства въ логарифмич. видъ. Англ. заводомъ Vickers Sons & Maxim для рѣшенія того же вопроса выпущены линейки, на подобіе вычислительныхъ; съ помощью такой линейки вопросъ о пробиваніи Б. снарядомъ дан клб., ударяющимъ съ извѣст. ск-стью, рѣшается въ нѣск. секундъ. Полк. И. А. Шульцемъ эта линейка передѣлана для всѣхъ сортовъ Б., и въ нее введена поправка на пробиваніе Б. снарядами съ наконечниками. (Г. Ф. Шлезингеръ, Стальн. судостроеніе; H. Hauser, Cronau, Cours de Construction nava e и друг., а также статьи въ "Морск. Сб." за посл. 15 л.).


Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. . 1911—1915.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Броня судовая" в других словарях:

  • Бронирование — БРОНИРОВАНІЕ. Среди эл товъ боев. силы кораблей видное мѣсто занимаетъ Б., какъ средство защиты отъ разрушит. дѣйствія снарядовъ. Идеаломъ Б. было бы полное покрытіе бортовъ и палубъ корабля броней, способной не пропустить ни одного снаряда; но… …   Военная энциклопедия

  • Неуязвимость военного судна — НЕУЯЗВИМОСТЬ ВОЕН. СУДНА, вмѣстѣ съ живучестью и непотопляемостью (см. это), составляетъ глав. оборонит ныя свойства судна. Различаютъ: 1) Н. отъ артил. снарядовъ, 2) Н. отъ минъ и 3) Н. отъ таран. удара. Мѣры для достиженія Н. отъ снарядовъ… …   Военная энциклопедия

  • Линейный корабль — ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ, воен. судно, предназначенное для боя въ линіи, т. е. въ строю. Т. к. судьба войны на морѣ рѣшается обык но эскадрен. сраженіями, то Л. к бль является главн. типомъ воен. к бля. Всѣ остал. типы вспомогат ные. Типъ Л. к бля… …   Военная энциклопедия

  • Корабль, морское судно — в общем смысле название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. XIX века (фиг. 1). Фиг. 1. Для своего передвижения К.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Корабль морское судно — в общем смысле название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. ХIХ века (фиг. 1). Фиг. 1. Для своего передвижения К.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • HMS Hood (1918) — линейный крейсер «Худ» HMS Hood …   Википедия

  • Освещение судовое — *ОСВѢЩЕНІЕ СУДОВОЕ, производится на всѣхъ судахъ воен. флота электрич мъ. Больш. суда съ нѣск ми палубами и обширн. помѣщеніями для мех змовъ поддерживаютъ О. кругл. сутки; мелкія, въ к рыя дневн. свѣтъ проникаетъ легче, прибѣгаютъ къ нему только …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»